Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2017 г. N Ф07-2348/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А42-10779/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Мельниковой Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Петрук О.В.
при участии:
от истца (заявителя): Семин А.В. по доверенности от 24.02.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28435/2016) ООО "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.09.2016 по делу N А42-10779/2015 (судья Никитина О.Н.), принятое
по иску (заявлению) АО "Мончегорская теплосеть"
к ООО "Теплоэнергосервис"
3-е лицо: Правительство Мурманской области
о взыскании,
установил:
акционерное общество "Мончегорская теплосеть" (далее - истец, АО "Мончегорская теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (далее - ответчик, ООО "Теплоэнергосервис") о взыскании, с учетом уменьшения размера исковых требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 27 131 419 руб. 92 коп., составляющих задолженность за тепловую энергию и теплоноситель, поставленные в ноябре 2015 года, в сумме 21 482 649 руб. 27 коп. и неустойку в сумме 5 648 770 руб. 65 коп., а также неустойку в размер 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ с 31.08.2016 по день фактической оплаты долга.
Решением суда от 06.09.2016 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, просит судебный акт отменить в части и взыскать с ответчика в пользу истца основной долг в сумме 432 896 руб. 53 коп., неустойку в сумме 3 750 420 руб. 54 коп., а также судебные расходы по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований просит отказать.
По мнению подателя жалобы, указанная сумма возникла как разница в расчетах, произведенных сторонами по разному: ответчик полагает, что расчет платы за отопление следует производить без повышающего коэффициента к базовым нормативам, что следует из толкования положений Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857; от 06.05.2011 N 354 и от 23.05.2006 N 307. Также ответчик указал, что считает неправомерным предъявление истцом дополнительно в счете за ноябрь 2015 года дополнительного объема тепловой энергии за период январь-декабрь 2013 года. Указанные периоды уже были предметом рассмотрения дел в Арбитражном суде Мурманской области. Заявленная истцом сумма ни в 2013 году, ни в другое время населению к оплате не предъявлялась и не может быть предъявлена. В отношении указанной части исковых требований производство по делу должно быть прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ. Кроме того, ответчик считает необоснованным отказ в снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, АО "Мончегорская теплосеть", являясь энергоснабжающей организацией, осуществляет отпуск тепловой энергии в горячей воде (для нужд отопления и горячего водоснабжения) в многоквартирные дома в городе Мончегорске, находящиеся в управлении ООО "Теплоэнергосервис".
На момент поставки тепловой энергии (ноябрь 2015 года) договор между истцом и ответчиком принят в редакции, утвержденной решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.05.2014 по делу N А42-1562/2013.
Поставив в ноябре 2015 года тепловую энергию, истец выставил ответчику на оплату счет-фактуру N МТ 3700 от 30.11.2015 на общую сумму 110 447 854 руб. 79 коп.
Ответчик заявил частичный отказ от акцепта.
Неоплата счета послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
С учетом произведенных ответчиком частичных оплат, размер задолженности, по расчету истца, составил 21 482 649 руб. 27 коп.
В связи с просрочкой оплаты долга истец начислил ответчику неустойку, которую предъявил к взысканию вместе с основным долгом.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.544 ГК РФ). Факт оказания услуг по отпуску тепловой энергии в горячей воде, горячему водоснабжению и отпуску теплоносителя в спорных домах ответчиком не оспаривается.
Пунктом 6.5. договора предусмотрено, что окончательная оплата за тепловую энергию и горячую воду должна производиться ответчиком в течение 10 рабочих дней с момента получения счета-фактуры, включая день получения.
Поскольку доказательства погашения имеющейся задолженности в добровольном порядке в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены, размер задолженности подтвержден, требование в указанной части обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о необоснованном применении истцом норматива потребления коммунальных услуг с коэффициентом 1, 2 на основании следующего.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306), введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые, с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года, составляют: - 1,1 (с дальнейшим увеличением в установленном порядке).
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) (в редакции от 27.08.2012) установлено, что Правила N 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденных Постановлением N 857, в случае принятия органом государственной власти решения об осуществлении потребителем оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 1, то есть с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальные услуги по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 подпункт "б" признан утратившим силу.
Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 "О некоторых вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской
Федерации до 1 июля 2013 г. вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 857, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 указанного Постановления. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
В данном случае Постановлением N 857 органам государственной власти субъектов РФ разрешалось определить, каким образом потребители будут вносить плату за отопление: либо в соответствии с Правилами N 307, когда в отсутствие общедомового прибора учета платежи исчисляются ежемесячно в течение календарного года исходя из нормативов потребления, действовавших по состоянию на 30.06.2012 путем умножения норматива потребления (установлен в расчете на календарный год) на площадь помещения и тариф на тепловую энергию, либо в соответствии Постановлением N 857, а именно: для случаев отсутствия общедомового прибора учета с учетом коэффициента периодичности платежа (плата начисляется ежемесячно в течение календарного года путем умножения норматива потребления (установлен в расчете на отопительные период) на коэффициент периодичности внесения платежа (отношение количества месяцев отопительного периода к количеству месяцев в году), площадь помещения и тариф.
В подпункте "б" пункта 2 Постановления N 1380 указано: решения органов государственной власти субъектов РФ о применении порядка расчета платы за отопление в соответствии с прежними правилами с использованием нормативов потребления тепловой энергии, действовавших на 30.06.2012, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу п. п. 15 - 28 Прежних правил предоставления коммунальных услуг и п. п. 1 - 4 Приложения 2 к данным Правилам.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области 11.03.2013 издан приказ N 34 (далее - Приказ N 34), согласно пункту 2 которого (в редакции от 26.03.2014) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению до 01.01.2013 применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Пунктом 3 Приказа N 34 установлено, что в многоквартирных жилых домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления тепловой энергии, с 01.01.2013 применять порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению согласно приложению N 3.
Доводы ответчика о том, что постановлением Правительства Мурманской области от 01.07.2013 N 358-ПП сохранен порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правила N 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012, судом отклоняется.
Постановлением Правительства Мурманской области от 01.07.2013 N 358-ПП утвержден порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.
Из указанного постановления не следует, что оно применяется при расчетах платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, необорудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. Также не следует вывод, что указанным постановлением сохранено применение нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Напротив, приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 22.04.2015 N 77 пункт 2 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области 11.03.2013 N 34 (устанавливавший сохранение до 01.01.2013 нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012) признан утратившим силу с 01.05.2015.
В письме от 25.09.2013 N 21-04/5014-ВГ Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области разъяснило, что порядок расчетов, установленный Постановлением N 358-ПП, распространяется только на правоотношения между исполнителем коммунальных услуг и собственниками помещений в многоквартирных домах.
Следует отметить, что применение того или иного порядка расчета не влияет на использование нормативов потребления коммунальной услуги. Применению подлежат действующие нормативы, утвержденные в установленном порядке.
Применение нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, возможно в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о сохранении таких нормативов.
Вместе с тем, Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области N 34 от 11.03.2013 утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг. Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 22.04.2015 N 77 в приказ N 34 внесены изменения, согласно которым для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению: - при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета многоквартирного дома, но при наличии акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности его установки, применяется норматив в соответствии с приложениями N 2, 4 настоящего приказа; - при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета многоквартирного дома, но при наличии технической возможности его установки, применяется норматив в соответствии с приложениями N 2.1, 4.1 настоящего приказа (пункт "б" Приложения N3 к Приказу N 34 в редакции от 22.04.2015).
Приложениями N 2.1 и 4.1 Приказа N 34 в редакции от 22.04.2015 утверждены нормативы с применением повышающих коэффициентов.
Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 23.09.2015 N 139, вступившим в силу с 01.10.2015, в Приказ N 34 внесены изменения, в том числе, Приказ дополнен приложениями N 2.2, 4.2 (утверждены нормативы потребления с повышающим коэффициентом 1,2); определен период действия приложений N 2.1, 4.1 с 01.05.2015 по 30.09.2015.
Таким образом, согласно внесенным изменениям, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета многоквартирного дома, но при наличии технической возможности его установки, применяется норматив с учетом повышающего коэффициента: с 01.05.2015 по 30.09.2015 - 1,1, с 01.10.2015 - 1,2.
Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 22.01.2016 N 9 период действия приложения N 2.2 определен до 01.01.2016.
В действующей редакции Приказа N 34 нормативы потребления коммунальных услуг также установлены с повышающими коэффициентами.
Из анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что в Мурманской области применение нормативов потребления коммунальной услуг по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, не сохранено.
В силу изложенного, отклоняются ссылки ответчика на пункт 6 письма Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-ач/04.
Следует отметить, что силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
На практике, расчетным способом, призванным стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов с использованием приборов учета используемых энергетических ресурсов, является расчет с использованием нормативов потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом.
Согласно пункту "б" Приложения N 3 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 34 (в редакции приказа Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 23.09.2015 N 139), для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению:
- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета МКД, но при наличии акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности его установки, применяется норматив в соответствии с приложениями N 2, 4 настоящего приказа;
- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета МКД, но при наличии технической возможности его установки, применяется норматив с учетом повышающего коэффициента в соответствии с действующим приложением настоящего приказа.
Как указано в Примечании к Приложению N 2 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 34 (в редакции приказа Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 22.01.2016 N 9) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и при наличии технической возможности его установки применяется норматив, определенный с учетом повышающего коэффициента.
При отсутствии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, подтвержденной соответствующим актом, составленным по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", применяется норматив, определенный без учета повышающего коэффициента (пункт 3 указанного Примечания).
Как указано в пункте 4 данного Примечания, норматив, определенный без учета повышающего коэффициента, также применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также в домах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), поскольку на такие дома не распространяется требование статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов.
Таким образом, уполномоченным органом государственной власти установлены исключительные случаи, позволяющие использовать в расчетах норматив, определенный без учета повышающего коэффициента. Перечень таких случаев является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Случаи, приведенные в своих возражениях ответчиком, к таковым исключениям не относятся.
При таких обстоятельствах довод ответчика о неправомерном применении истцом нормативов с повышающим коэффициентом 1, 2 обоснованно отклонен как не основанный на нормах действующего законодательства.
Правовые основания для прекращения производства по делу в части доначисленных сумм за период январь-декабрь 2013 года отсутствуют.
Как следует из представленных истцом в материалы дела доказательств, заявленная в рамках дела стоимость тепловой энергии не входила в сумму исковых требований по делам N А42-1561/2013, N А42-2712/2013 (январь 2013 года), N А42-2180/2013, N А42-3123/2013 (февраль 2013 года), NА42-3002/2013 (март 2013 года), N А42-3604/2013 (апрель 2013 года), NА42-4327/2013 (май 2013 года), NА42-8192/2013 (октябрь 2013 года), N А42-9051/2013 (ноябрь 2013 года), NА42-709/2014 (декабрь 2013 года). В представленных расчетах и ведомостях приборов учета указаны объемы тепловой энергии, предъявленные к оплате в соответствующие периоды, из которых следует, что к оплате в каждом из вышеперечисленных дел стоимость тепловой энергии предъявлялась без учета исковых требований по настоящему эпизоду.
При первоначальных расчетах истцом не были учтены особенности приборов марки ВКТ-7, однако данное обстоятельство не освобождает ответчика в соответствии с ГК РФ от обязанности оплатить фактически полученный им объем тепловой энергии.
Согласно пункту 61 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, подлежит вводу в эксплуатацию смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию.
В силу пункта 73 названных Правил перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Ответчик при рассмотрении настоящего дела не указывал на факты выхода приборов учета из строя.
Поскольку доказательств полной оплаты задолженности за потребленную тепловую энергию ответчиком не представлено, задолженность в размере 21 482 649 руб. 27 коп. подлежит взысканию в судебном порядке.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В части 14 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Пени, установленные данной нормой, являются законной неустойкой, поскольку договор заключен истцом с ответчиком как с исполнителем коммунальных услуг в интересах потребителей данных услуг и обязательства ответчика перед истцом не могут быть иными, чем в случае заключения истцом прямых договоров с потребителями.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 3993/12.
Факт просрочки оплаты поставленной в ноябре 2015 года тепловой энергии и теплоносителя установлен судом и подтверждён материалами дела.
Пени в сумме 3 750 420 руб. 54 коп. начислены за период с 26.12.2015 по 31.05.2016 на сумму основного долга 77 392 159 руб. 01 коп., оплаченную ответчиком с нарушением установленного срока платежа.
Пени в сумме 1 898 350 руб. 11 коп. начислены истцом за период с 26.12.2015 по 30.08.2016 на сумму 21 482 649 руб. 27 коп. Уточненный расчет пеней проверен судом и признан достоверным.
Оснований для снижения размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ судом не установлено; соответствующих мотивированных доводов ответчиком не приведено, документально не подтверждено.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки, начисленной на сумму основного долга, начиная с 31.08.2016 до дня фактической уплаты денежных средств, исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Поскольку денежное обязательство по оплате поставленной в заявленный период тепловой энергии до принятия решения по делу ответчиком не было исполнено, требование истца о взыскании неустойки по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства правомерно удовлетворено.
Несогласие ООО "Теплоэнергосервис" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.09.2016 по делу N А42-10779/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10779/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2017 г. N Ф07-2348/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "МОНЧЕГОРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ООО "Теплоэнергосервис"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ