г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А42-3084/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30088/2016) Администрации ЗАТО Александровск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2016 по делу N А42-3084/2016 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению Администрации ЗАТО Александровск
к Контрольно-счетной палате МО ЗАТО Александровск
о признании недействительным представления
установил:
Администрация ЗАТО Александровск (ОГРН 1105105000010, ИНН 5112032360, адрес: ул. Флотская, д.9, г.Снежногорск, Мурманская область, 184682, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (ОГРН 1125110000322, ИНН 5116001193, адрес: ул. Советская, д.8, г. Полярный, Мурманская область, 184650, далее - ответчик, КСП) N 1-ПР от 31.03.2016.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования Администрации удовлетворить в полном объеме. По мнению апеллянта, оспариваемое представление КСП вынесено в нарушение требований Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ и Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск от 07.02.2014 N 8.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением КСП от 01.02.2016 N 5-р в соответствии со статьей 157 БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов от 07.02.2014 N 8, решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 28.01.2016 N 5 "О положении дел в муниципальном казенном предприятии информации "А-Медиа" и поддержке газеты "Полярный вестник", письмом Главы муниципального образования ЗАТО Александровск от 01.02.2016 N 50, на основании пункта 2 раздела II плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2016 год, утвержденного распоряжением председателя контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск от 18.12.2015 N 37-р (в редакции от 01.02.2016) назначена проверка по теме законности предоставления, правомерности и эффективности расходования средств субсидии из местного бюджета ЗАТО Александровск и эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления в муниципальном казенном предприятии информации "А-Медиа" ЗАТО Александровск в 2015 году.
Распоряжением от 11.02.2015 в распоряжение КСП от 01.02.2016 N 5-р внесены изменения в пункт 1, в части установления темы контрольного мероприятия - законность предоставления, правомерность и эффективность расходования средств субсидии из местного бюджета ЗАТО Александровск и эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления в 6 муниципальном казенном предприятии информации "А-Медиа" ЗАТО Александровск в 2015 году.
На основании распоряжения КСП от 04.02.2016 N 10-р срок контрольного мероприятия в отношении Администрации продлен по 20.02.2016 включительно.
Результаты проверки оформлены актом от 20.12.2015 N 1/1, который подписан с возражениями. В представленных к акту проверки КСП возражениях Администрация с выводами проверки не согласилась, представила пояснения по выявленным нарушениям со ссылками на нормы законодательства. 29.03.2016 ответчиком составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого вынесено представление об устранении нарушений, установленных проверкой, порядка предоставления субсидии из местного бюджета ЗАТО Александровск на возмещение затрат на производство и выпуск газеты "полярный вестник" в 2015 году, эффективности и целевого использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления в муниципальном казенном предприятии информации "А-Медиа" ЗАТО Александровск в 2015 году, от 31.03.2016 N 1-ПР.
Как следует из указанного представления, проверкой проведенной в Администрации установлено:
1. В нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный правовой акт администрации ЗАТО Александровск от 17.02.2015 N 351, которым утверждается порядок предоставления в 2015 году из средств местного бюджета субсидии МКПИ "А-Медиа" на возмещение затрат на производство и выпуск газеты "Полярный вестник" (далее - Порядок N 351) не содержит обязательных норм, установленных вышеназванной статьей БК РФ, а именно: не определены категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий в связи с тем, что Решением о бюджете установлен конкретный получатель субсидии;
Вышеназванное нарушение допущено именно объектом проверки в виду того, что проект Решения о бюджете подготавливается Управлением финансов Администрации, вносится на рассмотрение в Совет депутатов главой администрации; не установлен порядок возврата субсидий в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; не установлен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в Отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; отсутствуют положения об обязательной проверке органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателем. Порядком N 351 право обязательной проверки бюджетных средств, предоставленных в 2015 году за счет средств местного бюджета субсидии МКПИ "А-Медиа" на возмещение затрат на производство выпуск газеты "Полярный вестник" установлено только для администрации ЗАТО Александровск.
2. Затраты в связи с выполнением работ, оказанием услуг возмещаются без определения критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий. Положения Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует рассматривать во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Отношения между муниципальным образованием и муниципальными казенными предприятиями при размещении заказов для муниципальных нужд должны быть основаны на положениях "Закона N 44-ФЗ".
3. Установленные порядком N 351 расходы на производство и выпуск газеты "Полярный вестник" полностью включают в себя финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного предприятия, тогда как данные субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
4. Субсидия из средств местного бюджета на возмещение затрат на производство и выпуск газеты "Полярный вестник" рассчитывается в отсутствие взаимосвязи с выпуском газеты "Полярный вестник", а также в отсутствие взаимосвязи с опубликованием правовых актов органов местного самоуправления. Порядок N 351 не содержит нормы расходов на опубликование муниципальных правовых актов, не учитывает расчета затрат (себестоимости) на 1 кв.см газетной площади, среднеразовый тираж газеты за период предоставления субсидии в соответствии с условиями договора, количество кв. сантиметров газеты, занятых правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск и иной официальной информации в отчетном финансовом году,
5. В результате проверки, представленных администрацией документов, установлено отсутствие ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности МКПИ. Согласно пояснений, представленных бухгалтером МКПИ "А- Медиа" раздельный учет не ведется в связи с тем, что предприятие осуществляет один вид деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 351 обязательным условием предоставления субсидии является ведение МКПИ "А-Медиа" в том числе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности. Таким образом, субсидия предоставляется в отсутствие одного из обязательных условий предоставления субсидии. Вышеуказанное нарушение содержат признаки административного правонарушения, установленного статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии так и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий.
6. В отсутствие контрольных мероприятий (акты проверке не представлены) с начала создания МКПИ "А-Медиа", в нарушение п. 11 Порядка 351 отсутствовал контроль со стороны главного распорядителя бюджетных средств - администрации ЗАТО Александровск за соблюдением условий предоставления субсидии и ее целевым использованием.
7. В нарушение пункта 2 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", пунктов 2.10, 2.12 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 25.11.2009 N 69 "Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий ЗАТО Александровск", пунктов 10, 12 постановления администрации ЗАТО Александровск от 26.11.2010 Ш 2043 "О регулировании деятельности муниципальных казенных предприятий" в уставе муниципального казенного предприятия информации "А-Медиа" не отражен порядок распределения и использования доходов; распределение чистой прибыли по фондам. Устав унитарного предприятия утверждаются собственником имущества унитарного предприятиям.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о контрольно- счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 г. N 8, Контрольно-счетная палата ЗАТО Александровск предложила в срок до 29.04.2016:
1. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных яиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
2. Разработать и утвердить нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидии из средств местного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидии муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ и услуг, который должен определять в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидии; порядок возврата субсидий в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положение об обязательной проверке органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателем.
3. Субсидии казенным предприятиям выделять с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. При предоставлении субсидии на возмещение расходов, связанных с организацией официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления ЗАТО Александровск, а также иной официальной информации, необходимо учитывать нормы расхода расчета затрат (себестоимости) на 1 кв.см газетной площади, среднеразовый тираж газеты за период предоставления субсидии в соответствии с условиями договора, количество кв. сантиметров газеты, занятых правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск и иной официальной информации в отчетном финансовом году. Нормы расходов, установленные муниципальным правовым актом не должны направляться на общее финансовое обеспечение предприятия.
5. Внести изменения в Устав в части установления порядка распределения и использования доходов, а распределение чистой прибыли по фондам.
6. Осуществлять контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии из местного бюджета.
Посчитав указанное представление не соответствующими требованиям действующего законодательства, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия: 1) контроль за исполнением местного бюджета; 2) экспертиза проектов местного бюджета; 3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; 4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; 6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; 8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; 9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; 10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; 11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области", принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 N 31) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Мурманской области 05.06.2009 N RU513430002009001) контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. Контрольно-счетная палата подотчетна Совету депутатов. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Как установлено статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Оспариваемое представление обладает признаками ненормативного правового акта и порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к принятию соответствующих мер, затрагивает сферу его имущественных и законных интересов.
Таким образом, КСП при вынесении оспариваемого представления действовала в рамках своих полномочий, представление содержит выводы как о нарушении бюджетного законодательства, так и предложения об устранении их в определенный срок, в связи с чем обладает признаками ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Как правомерно указал суд первой инстанции, счетная палата уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно статьям 5 и 6 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 20.03.2014 N 14 к бюджетным полномочиям Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск относится установление случаев и порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг; к полномочиям администрации - в соответствии с решением Совета депутатов ЗАТО Александровск о местном бюджете установление порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям ЗАТО Александровск), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статьей 8 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.1.2014 N 99 "Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов" установлены случаи представления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ. Услуг за счет бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ ЗАТО Александровск.
Одним из случаев представления субсидии юридическим лицам в 2015 году является возмещение затрат на производство и выпуск газеты "Полярный вестник" в размере 1 425 тыс.руб. указанная субсидия проходит по КБК 91412028036007810241 для главного распорядителя - администрации ЗАТО Александровск.
Согласно пункту 1.4 Устава газеты редакция муниципальной газеты "Полярный вестник" не является юридическим лицом, редакция осуществляет хозяйственную деятельность как структурное подразделение муниципального казенного предприятия информации "А-Медиа" ЗАТО Александровск.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации ЗАТО Александровск от 13.03.2014 N 610 "Об утверждении новой редакции устава МКПИ "А-Медиа" ЗАТО Александровск" последнее создано решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 30.03.2010 N 46. Уполномоченным учредителем органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, переданным на праве оперативного управления казенному предприятию является Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск.
Согласно Уставу МКПИ "А-Медиа" целями создания казенного предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг,в том числе социально-экономических заказов для нужд муниципального образования ЗАТО Александровск в сфере массовой информации и в области осуществления телевизионного вещания, в том числе для их реализации по минимальным ценам, а также эффективное использование муниципального имущества и получение прибыли.
Предметом деятельности МКПИ "А-Медиа", в том числе является распространение массовой информации посредством подготовки, создания, выпуска муниципальной газеты, телепрограмм, радиопрограмм. Учредителем МКПИ "А-Медиа" является администрации ЗАТО Александровск.
Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 17.02.2015 N 351 утвержден порядок предоставления в 2015 году за счет средств местного бюджета субсидии муниципальному казенному предприятию "А-Медиа" на возмещение затрат на производство и выпуск газеты "Полярный вестник".
Согласно указанному порядку субсидия предоставляется на возмещение затрат на производство и выпуск газеты "Полярный вестник", расходы на производство и выпуск газеты включают в себя оплату труда штатных работников, уплату страховых взносов во внебюджетные фонды и взносы на обязательно социальное страхование, оплату коммунальных услуг, расходы на проведение текущего ремонта и обслуживания оборудования, транспортные и командировочные расходы, оплату услуг связи, типографические услуги, услуги по доставке газеты из типографии г. Апатиты, приобретение расходных материалов и предметов снабжения, уплату налогов, государственных пошлин и сборов, разного вида платежей в бюджеты всех уровней, штрафов, пеней, аудиторских и банковских услуг, приобретение справочной, технической литературы и периодических изданий.
Обязательным условием для предоставления субсидии является ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, а также наличия свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации и сметы доходов и расходов на 2015 год.
На основании указанного постановления между администрацией и МКПИ "А-Медиа" заключен договор N 89-15Д от 16.03.2015 о предоставлении субсидий на возмещение затрат на производство и выпуск газеты "Полярный вестник" с дополнительными соглашениями. Фактически субсидия зачислилась на счет МКПМ "А-Медиа" на основании выставленных счетов согласно договору платежными поручения на сумму 125 000 руб. в январе-марте 2015 года, в апреле-декабре 2015 года в сумме 118 750 руб. в месяц. и расходовалась на деятельность всего предприятия в целом.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм, порядок выделения субсидии не содержит правил определения категорий и (или) критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; целей, условий и порядка предоставления субсидии; порядка возврата субсидий в местный бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателем.
Фактически субсидия на производство и выпуск газеты "Полярный вестник" выделялась исключительно МКПИ "А-Медиа", при этом согласно смете расходы включали в себя полное финансовое обеспечение деятельности муниципального казенного предприятия, что в ходе судебного разбирательства не оспорено.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Право органов местного самоуправления в части учреждения средств массовой информации ограничивается Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ как по форме - они не могут учреждать иные средства массовой информации, кроме печатных, так и по количеству - одним органом может быть учреждено только одно средство массовой информации.
В соответствии со статьями 18 и 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). В уставе редакции определяется юридический статус редакции. В уставе может быть предусмотрено, что редакция не является юридическим лицом, либо определена организационно-правовая форма, в которой редакция регистрируется в качестве юридического лица в установленном порядке.
Судом правомерно указано, что фактически, редакция газеты "Полярный вестник" не является юридическим лицом, зарегистрировано 07.04.2010 на основании свидетельства ПИ N ТУ 51 - 00081, но и в силу Устава действует в составе муниципального казенного предприятия "А-Медиа" как структурное подразделение.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что печатное средство массовой информации - редакция газеты "Полярный вестник" в своей деятельности и в целях, указанных в пункте 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года 19 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации фактически использует услуги сторонней организации - МКПИ "А-Медиа". В то время как прямое финансирование сторонних организаций и полное финансовое обеспечение под видом выделения субсидии, юридических лиц, бюджетным законодательством не предусмотрено.
Редакция газеты "Полярный вестник" не является подразделением органа местного самоуправления либо органа (подразделения) местной администрации, наделенного статусом юридического лица в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; не является самостоятельным юридическим лицом, созданным в виде муниципального учреждения либо автономного учреждения, деятельность которых, в том числе направленная на выполнение задания учредителя по опубликованию официальной информации органов местного самоуправления, обеспечивается в порядке финансирования бюджетных учреждений в соответствии с положением абзаца второго статьи 69.1 БК РФ. Как обоснованно указано судом первой инстанции деятельность редакции, не являющейся юридическим лицом, связанная с использованием услуг сторонних организаций, в том числе услуг по печати, распространению тиража, в этом случае финансируется в порядке, определенном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"..
Выделение субсидий средствам массовой информации, публикующих официальную информацию органов местного самоуправления, но зарегистрированных в иных организационно-правовых формах, возможно в порядке, предусмотренном статьей 78 БК РФ, но при соблюдении положений, установленных данной статьей.
По смыслу данной статьи за получением субсидии может обратиться любое юридическое лицо (средство массовой информации) публикующее официальную информацию органов местного самоуправления, отвечающее установленным критериям отбора. В данном случае порядок предоставления субсидий, таких критериев, категорий лиц, имеющих право на получение субсидий и т.д. не установил, напротив данным порядком N 315 определено выделение субсидии одному единственному муниципальному казенному предприятию в отсутствие проведенных конкурсных процедур в порядке установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо отбора согласно положениям статьи 78 БК РФ.
В нарушение пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 13 и 12 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", БК РФ фактически напрямую финансировалась вся деятельность предприятия, в то время из совокупности вышеуказанных норм следует, что финансирование из местного бюджета может быть только на цели издания официальных сообщений и материалов органов местного самоуправления, нормативных и иных актов.
При этом, условия выделения субсидии, установленные порядком N 315 не содержат также норм расходов на опубликование официальной информации, не учитывают расчет затрат на 1 кв.м. газетной площади, среднеразовый тираж газеты за период предоставления субсидии. Доказательств того, что данное требование противоречит какой-либо норме бюджетного законодательства, заявитель не приводит.
В силу изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление в части пунктов 2,3 и 4 не противоречит вышеуказанным нормам законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, признается апелляционной инстанции обоснованным.
В ходе проверки эффективности использования муниципального имущества, установлено, что в составе доходов МКПИ отражены доходы от аренды муниципального имущества в размере 2 033 904 руб.
Отчет предоставленный для предоставления субсидии в составе документов для предоставления субсидии не содержит вышеуказанных доходов. Также Отчет не содержит доходов от продажи реализованного имущества в 2015 году (Шевроле-Нива) в размере 15 006 руб.
При этом согласно пояснений и.о. генерального директора МКПИ "А-Медиа" от 19.02.2016 денежгные средства, поступившие от аренды муниципального имущества расходуются на нужды предприятия: заработная плата, оплата задолженности в Пенсионный фонд, выплата пособий, что заявителем в ходе судебного разбирательства опровергнуто не было.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава МКПИ "А-медиа" предприятие не вправе использовать средства, полученные от сделок с имуществом (арендная плата, дивиденды по акциям, средства от продажи имущества), а также амортизационные отчисления на цели потребления, в том числе на оплату труда работников предприятия, выплату вознаграждения руководителю, социальное развитие.
Однако в нарушение пункта 3.3. Устава на цели потребления в 2015 году было направлено 2 048 901 руб., поступивших о аренды и продажи муниципального имущества.
Согласно пункту 2 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Устав унитарного предприятия должен содержать: перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия (пункт 4-5 статьи 9 указанного закона).
Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местно го самоуправления входит создание муниципальных предприятий.
В соответствии с Уставом МКПИ "А-Медиа" учредителем предприятия, осуществляющим полномочия собственника является администрация муниципального образования ЗАТО Александровск, таким образом предложение, изложенное в пункте 7 представления, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, следует признать, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства, направлено на принятие мер по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В апелляционной жалобе Администрация повторила свою позицию, изложенную в заявлении, всем доводам заявителя суд первой инстанции дал надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции арбитражным апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2016 по делу N А42-3084/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3084/2016
Истец: Администрация ЗАТО Александровск, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Контрольно-счетная палата МО ЗАТО Александровск