Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф06-19577/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А55-13240/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Телетнева Е.С. по доверенности N 44 от 28.03.2016,
от ответчика - представитель Чернышов Г.В. по доверенности N 17 от 01.02.2016,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 декабря 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2016 года по делу NА55-13240/2016 (судья Селиваткин П.В.)
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ОГРН 1046300456234, ИНН 6315800805, ИНН 6315800805),
к Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (ОГРН 1056367044800, ИНН 6367049530)
с участием Территориального управления Росимущества в Самарской области
об освобождении лесного участка
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании освободить лесной участок лесного фонда РФ в квартале 100 выделе 1 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества путем демонтажа за собственный счет и своими и от расположенных на лесном участке строений (дом смотрителя, туалет, площадка для мусора).
Определением суда от 05 октября 2016 года привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Росимущества в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 14 июля 2015 года в ходе патрулирования территории лесного фонда сотрудниками государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества" было установлено, что Администрация городского поселения муниципального района Волжский Самарской области самовольно заняла лесной участок имеющий местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал N 100, выдел 1, площадью 74,0 кв.м. и использует его для эксплуатации таких объектов как, дом смотрителя, туалет, площадка для мусора без специальных разрешений.
На месте нарушения в присутствии ведущего специалиста администрации Чернышова Геннадия Васильевича, действующий на основании доверенности N 15 от 01.07.2015 г. составлен протокол об административном правонарушении N 16-2015/21 от 15 июля 2015 года.
15 июля 2015 года по данному факту выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, а именно в срок до 15 января 2016 года освободить самовольно занятый участок, на котором располагаются дом смотрителя, туалет, площадка для мусора.
09 февраля 2016 года, на основании распоряжения министерства от 29.12.2015 N 616, была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки N 16/В-07.
В соответствии с актом проверки предписание об устранении нарушения лесного законодательства Российской Федерации от 15 июля 2015 года не исполнено в срок, на основании чего министерством составлен прокол об административном правонарушении, предусмотренный ч.1 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении администрации.
23 марта 2016 года постановление мирового судьи судебного участка 133 Волжского судебного района администрация подвергнута административному штрафу в размере 10 000 рублей за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании изложенного истец полагая, что администрация самовольно использует лесной участок без разрешительных документов для размещения дома смотрителя, туалета, площадки для мусора, чем нарушает его правомочия собственника и ссылаясь на ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявленным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п.3 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67, 69 и 92 данного Кодекса.
На основании ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п.1 ст.68 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст.68.1 и ст.68.2 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети с учетом площади участковых лесничеств, лесных кварталов. Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Согласно, ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, индивидуализация лесных участков проводится согласно вышеперечисленным нормам лесного законодательства Российской Федерации, а именно в лесоустроительной документации.
В соответствии с лесоустройством квартал 100 выдел 1 Самарского участкового лесничества Волжского лесничества числится как земли лесного фонда Российской Федерации.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Создание и эксплуатация мест погребения в землях лесного фонда в соответствии со статьями 21, 25 Лесного кодекса РФ не допускается. Информация о том, что начата процедура изъятия из земель лесного фонда земельного участка, занимаемого кладбищем, в материалах дела отсутствует. Судом установлено, что на спорном участке фактически существует общественное кладбище.
Как следует из заключения кадастрового инженера и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, лесной участок имеющий местоположение: Самарская область, Волжский район, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал N 100, выдел 1, площадью 1,66 Га занят захоронениями, на территории участка расположена сторожка, участок огорожен забором, на въезде установлены металлические ворота.
Как следует из пояснений ответчика, что кладбище на спорном участке образовалось стихийно в 30-е годы XX века. Фактически централизованное производство захоронений производилось до 2015 года, в судебном заседании данные обстоятельства истцом не оспаривались.
Санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, основы организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности установлены Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" N 8 -ФЗ от 12.01.1996 г.
В соответствии со ст.7 ФЗ "О погребении и похоронном деле" на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии в указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
В пункте 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона о погребении и похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов.
На основании статьи 17 Закона о погребении и похоронном деле деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил работы муниципальных кладбищ администрация кладбища обязана содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, захоронение умерших, урн с прахом, подготовку регистрационных знаков в соответствии со счетом - заказом; работу поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения, систематическую уборку дорог общего пользования и других участков хозяйственного назначения, а также соблюдение настоящих Правил; оказание услуг по уходу за захоронениями, установке надмогильных сооружений и уходу за ними; предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилой (лопаты, ведра, грабли и т.д.); соблюдение установленных норм и правил захоронения; постоянное содержание в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства; нахождение в конторе кладбища книги отзывов и предложений, пронумерованной, прошнурованной, заверенной печатью и подписью руководителей вышестоящей организации и предоставление ее по первому требованию граждан; соблюдение правил пожарной безопасности.
Факт того, что кладбища должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии никем из участников дела не оспаривается. Соответственно наличие общественного туалета выгребного типа на территории общественного кладбища и площадки для сбора мусора обязательно. Отсутствие туалета на кладбище является нарушением требований п. 2.3.3 СанПиН 42-128-4690-88. Отсутствие контейнера для сбора ТБО и отсутствие оборудованной специальной водонепроницаемой площадки для его установки является нарушением требований п. 2.1.1, п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88. В данном случае, удовлетворение иска повлечет нарушение СанПиН 42-128-4690-88, поскольку вопрос о перезахоронении не разрешен и захоронения останутся на спорном участке.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно п.6.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно указано, что объекты, сноса которых требует истец, расположены на территории существующего общественного кладбища и составляют его инфраструктуру.
Истцом, в нарушении ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств каким образом размещение объектов, имеющих вспомогательное значение для организации уже существующего на лесном участке кладбища, нарушает его интересы и с учетом законодательно установленного запрета на снос мест погребения приведет к восстановлению его прав.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что избранный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области способ защиты нарушенного права не соответствует принципу соразмерности защиты права истца на устранение препятствий в пользовании спорным участком, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2016 года по делу N А55-13240/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13240/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф06-19577/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: Администрация городского поселения Петра-Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Самарской области