город Воронеж |
|
30 декабря 2016 г. |
Дело N А64-7947/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Корнишина Л.А., представитель по доверенности N 3 от 20.01.2016 сроком на один год; Кулагина М.В., представитель по доверенности N 50 от 22.12.2016 сроком на один год;
от акционерного общества "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова": Быкова Е.Л., представитель по доверенности N 10-2016 от 20.01.2016 сроком до 31.12.2016; Кромская Ю.А., представитель по доверенности N 138-2015 от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 по делу N А64-7947/2015 (судья Парфенова Л.И.), принятое по заявлению акционерного общества "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" (ОГРН 1026801159550, ИНН 6831004284) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.12.2015 N 126,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" (далее - АО "Завком", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, Управление) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.12.2015 N 126 в части начисления страховых взносов в сумме 22 713 731,57 руб., пени в сумме 5 333 581,52 руб., штрафа в сумме 4 542 746,33 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 требования АО "Завком" удовлетворены частично, решение от 08.12.2015 N 126 признано недействительным в части начисления страховых взносов в сумме 22 683 074,31 руб., пени в сумме 5 328 906,15 руб., штрафа в сумме 4 536 614,88 руб. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 в части признания незаконным решения Управления от 08.12.2015 N 126 по эпизоду доначисления страховых взносов на суммы компенсационных выплат работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер (эпизод "а") и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований АО "Завком".
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд указывает на то, что АО "Завком" в течение проверяемого периода на основании Положения о служебных поездках сотрудников организации, Положения об оплате труда работников АО "Завком" осуществлялись компенсационные выплаты работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер. При этом, как указывает Управление, документальное подтверждение произведенных работниками конкретных расходов отсутствует.
Управление считает, что назначение и характер компенсационных выплат (надбавок), произведенных страхователем своим работникам, свидетельствует о том, что данные выплаты являются составной частью заработной платы и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Из приложений к приказам "О компенсационных выплатах работникам, работа которых носит разъездной характер", по мнению фонда, следует, что размер фиксированной выплаты неодинаков для всех сотрудников Общества, что позволяет сделать вывод о зависимости размера фиксированной выплаты от сложности, количества и качества выполняемой работы.
В представленном суду апелляционной инстанции посредством "Мой арбитр" отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как указывает АО "Завком", компенсационные выплаты в виде суточных, предусмотренных коллективным договором, Положением "О служебных поездках сотрудников организации, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер", приказом от 01.10.2010 N 290-ахв "О компенсационных выплатах работникам, работа которых носит разъездной характер и экспедиционный характер", имеют социальную направленность и направлены на возмещение работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей. Единственным документальным подтверждением, дающим основания производить указанные компенсационные выплаты, являются документы, подтверждающие нахождение работника в служебной поездке: приказы о направлении в служебную поездку, служебные задания с отметками о выбытии и прибытии, отчеты о служебных поездках, путевые листы.
Общество обращает внимание на то, что производило компенсационные выплаты в виде суточных своим работникам за все время нахождения их в служебной поездке, включая выходные, нерабочие праздничные дни, больничные и вне зависимости от трудового результата.
Указанные выплаты, как отмечает Общество, производятся на основании локальных нормативных актов, носят фиксированный характер и производятся лишь тем работникам Общества, которые направляются в служебные поездки, за время их фактического нахождения в этих поездках, а не всем работникам за все рабочее время.
В связи с чем, рассматриваемые выплаты по своему характеру направлены на возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием работников вне места их постоянного жительства и являются суточными.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования Общества.
Как усматривается из апелляционной жалобы Управления, решение суда первой инстанции по настоящему делу обжалуется лишь в части удовлетворения требований Общества.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учитывая отсутствие возражений со стороны АО "Завком", арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 только в обжалуемой Управлением части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования АО "Завком", по результатам которой составлен акт от 06.11.2015 N 154.
Рассмотрев акт выездной проверки от 06.11.2015 N 154, возражения страхователя возражения от 30.11.2015 г. вх.N10-294 и материалы проверки, заместителем начальника УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.12.2015 N 126, на основании которого Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 22 722 888,21 руб. (в том числе страховые взносы на страховую часть в сумме 16 550 562,7 руб., на накопительную часть - 2 129 144,46 руб., по дополнительному тарифу по части 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в сумме 64 992,84 руб., по дополнительному тарифу по части 2, части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, в ФФОМС- 3 407 063,68 руб.); пени в сумме - 5 335 263,39 руб. (в том числе на страховую часть - 3 793 156,26 руб., на накопительную часть - 606 130 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ - 12 447,26 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2, частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ - 92560,49 руб., в ФФОМС - 830 969,38 руб.).
Кроме того, указанным решением Управления Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 4 544 577,65 руб. (в том числе за неуплату или неполную уплату страховых взносов на страховую часть - 3 310 112,54 руб., на накопительную часть в сумме 425 828,89 руб., по дополнительному тарифу по части 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ - 681 412,74 руб., по дополнительному тарифу по части 2, части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ - 12 998,57 руб., в ФФОМС - 114 224,91 руб.).
Не согласившись с решением фонда, Общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд области правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 данного Федерального закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 указанной статьи объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Как следует из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Из приведенных положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Понятие компенсаций определено в статье 164 ТК РФ, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статья 168 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по возмещению работникам расходов, связанных со служебной командировкой.
Так, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
При этом статьей 166 ТК РФ определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 ТК РФ).
Статья 168.1 ТК РФ обязывает работодателя возмещать расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера.
Из изложенного следует, что и в том, и в другом случае работодатель обязан возместить работнику такие расходы, как: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
При этом из части 2 статьи 168.1 ТК РФ следует, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что из облагаемой базы для начисления страховых взносов исключаются компенсации, указанные в статье 168.1 ТК РФ, производимые работникам в связи с разъездным или экспедиционным характером их работы по перечню работ, профессий, должностей, утвержденному страхователем.
Из изложенного следует, что законодатель, возлагая на работодателя обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование с выплат, производимых им в рамках трудовых отношений в качестве платы за труд, одновременно прямо исключил часть таких выплат из облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, статьей 7 коллективного договора АО "Завком" на 2014-2016 годы "Развитие социальной сферы, социально-бытовые льготы, гарантии, компенсации" установлена обязанность акционерного общества представлять гарантии сотрудникам при направлении их в командировки и служебные поездки, а также компенсацию расходов, связанных с командировками и служебными поездками в соответствии с положением о служебных командировках сотрудников предприятия и положением о служебных поездках сотрудников предприятия, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер.
Положением от 31.12.2007 "О служебных поездках сотрудников организации, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер" предусмотрено, что перечень работ, профессий и должностей, постоянная работа которых носит разъездной или экспедиционный характер, устанавливается приказом.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Положения работникам, постоянная работа которых носит разъездной или экспедиционный характер, работодатель возмещает расходы, связанные с их служебными поездками, а именно: по проезду; по найму жилого помещения; суточные; иные расходы, произведенные с согласия работодателя. Расходы возмещаются только в том случае, если поездка являлась служебной, то есть осуществлялась в соответствии с трудовой функцией работника по распоряжению работодателя.
Компенсационные выплаты производятся за каждый день нахождения в служебной командировке в фиксированной сумме в размере, установленном приказами генерального директора.
Расходы по проезду возмещаются в размере стоимости транспорта при предъявлении подтверждающих документов. Расходы по найму жилого помещения возмещаются при предъявлении подтверждающих документов в размере фактических затрат. Расходы на услуги связи возмещаются в пределах лимита, установленного приказом. Иные расходы, произведенные с письменного разрешения работодателя, возмещаются в размере, установленном этим разрешением.
Перед началом служебной поездки работнику выдается аванс, исчисленный исходя из расчета количества дней служебной поездки и размера фиксированных компенсационных выплат. По итогам месяца каждое подразделение представляет в бухгалтерию для начисления компенсационных выплат работникам, работа которых носит разъездной характер, отчеты о служебных поездках с приложением служебных заданий. Отчеты о служебных поездках представляют собой расчеты суммы компенсации в разрезе каждого работника с указанием для выбытия, дня прибытия, количества суток в пути, суммы компенсации за сутки и суммы компенсации итого. Какие-либо документы, подтверждающие определенные (конкретные) расходы, понесенные работниками, не представляются.
Приказом от 01.10.2010 N 290-ахв "О компенсационных выплатах работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер" утвержден перечень категорий работников (приложение N 1) и размер фиксированных компенсационных выплат за сутки нахождения в служебной поездке вне основного места работы, в нерабочие выходные и праздничные дни, в пути работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер (приложение N 2).
В указанный перечень (с учетом последующих изменений и дополнений, утвержденных соответствующими приказами в 2013-2014 годах) в течение проверяемого периода входили до пятидесяти профессий из различных подразделений, в том числе, водители транспортного цеха; газорезчики, маляры, медники, стропальщики досборочного производства; менеджеры и инженеры 1 категории отдела инжиниринга химического и нефтегазового оборудования (приложения N 1 к приказам).
Компенсации, как следует из приложения N 2, имеют фиксированный размер от 1 500 руб. до 2 000 руб. за одни сутки в зависимости от структурного подразделения, а также от занимаемой должности.
Согласно сметам расходов на компенсационные выплаты, являющимся приложениями N 3 к приказам, действовавшим в 2012-2014 годах, размер компенсаций определен исходя из таких статей расходов, как: питание, проезд на общественном транспорте, проезд по платным дорогам, плата за стоянки.
Проанализировав содержание локальных нормативных актов Общества, регулирующих порядок предоставления компенсаций работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по своему характеру данные выплаты направлены на возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием работников вне места их постоянного жительства, то есть, в силу положений статьи 168.1 ТК РФ они могут быть отнесены к суточным.
Документы, подтверждающие факты направления работников в служебные поездки: служебные задания с отметками организации места пребывания работника в служебной поездке, отчеты о служебных поездках на междугородных сообщениях, отчеты о служебных поездках на монтажные и пуско-наладочные работы, проездные документы, у Общества имеются, и они были представлены фонду при проведении проверки, что им не оспаривается.
Перечисленные документы подтверждают время нахождения работников в служебных поездках, что достаточно для определения размера подлежащих выплате им компенсаций исходя из их фиксированного суточного размера.
Управлением не оспаривается разъездной и экспедиционный характер работы работников, которым выплачивались компенсации, на что указано в трудовых договорах, заключаемых Обществом с работниками соответствующих профессий.
Учитывая, что выплаты носили фиксированный характер и производились лишь тем работникам АО "Завком", которые направлялись в служебные поездки, за время их фактического нахождения в этих поездках, а не всем работникам за все рабочее время исходя из того, что по условиям трудовых договоров их работа носила разъездной характер; выплаты производились на основании локальных нормативных актов, устанавливающих порядок выплат, категории работников, работа которых носит разъездной характер, размер выплат, одинаковый для всех работников определенной категории, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела доказано их соответствие выплатам, указанным в части 2 статьи 168.1 ТК РФ.
Фондом не представлено суду доказательств того, что расходы Общества на выплату работникам, направляемым в служебные поездки, фиксированной выплаты, являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции.
Доказательств, свидетельствующих о том, что рассматриваемые выплаты, предусмотренные коллективным договором Общества, являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер и при этом зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, фондом также не представлено.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, что подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12.
Из изложенного следует, что спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами в силу положений подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, суд правомерно признал решение Управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 08.12.2015 N 126 недействительным в части начисления страховых взносов в сумме 22 683 074,31 руб., пени в сумме 5 328 906,15 руб., штрафа в сумме 4 536 614,88 руб.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Так как в силу положений статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для доначисления АО "Завком" страховых взносов в сумме 22 683 074,31 руб., также неправомерным является и начисление пеней в общей сумме 5 328 906,15 руб.
Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказан факт неполной уплаты страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для их исчисления, то у фонда отсутствовали основания для начисления Обществу штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в сумме 4 536 614,88 руб.
Выводы, к которым пришли суды первой инстанции и апелляционной инстанции по настоящему делу соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2015 N 304-КГ15-11792.
Иное толкование Обществом положений законодательства Российской Федерации не свидетельствует об их неправильном применении судом.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 по делу N А64-7947/2015 надлежит оставить без изменения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, как заявителя апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.09.2016 по делу N А64-7947/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7947/2015
Истец: АО "ЗАВКОМ"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовской области