г. Томск |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А67-4866/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Бородулиной И.И., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, г. Томск (N 07АП-10451/16)
на решение Арбитражного суда Томской области
от 04 октября 2016 года по делу N А67-4866/2016 (судья Казарин И.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилище", г. Томск (ОГРН 1077017001467, ИНН 7017169872)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, г. Томск (ОГРН 1027000907944, ИНН 7021052041)
о признании недействительным предписания N Кол-2076 от 27.05.2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилище"" (далее - ООО "УК "Жилище", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 27.05.2016 N Кол-2076.
Решением Арбитражного суда Томской области от 04 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "УК "Жилище" требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.01.2016 плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Платежными документами за 2016 год подтверждено, что плата за "Обращение с твердыми коммунальными отходами" собственниками не утверждена и предъявлена сверх утвержденного решением общего собрания собственников помещений размера платы за содержание многоквартирного дома. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. На территории Томской области в настоящее время не создан региональный оператор и не установлен единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не может оказываться потребителям данной услуги, соответственно не может взиматься плата за такую коммунальную услугу.
Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
ООО "УК "Жилище" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016. апелляционная жалоба Департамента принята к производству, судебное заседание назначено 01.12.2016.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 судебное заседание отложено на 23.12.2016 на 11 час. 15 мин.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 04 октября 2016 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Кулагина, 5, на основании распоряжения от 17.05.2016 N Кол-2076 Департаментом в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросам начисления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 27.05.2016, в котором указано на предъявление Обществом к оплате собственникам помещений неутвержденной платы за вывоз твердых коммунальных отходов.
27.05.2016 Департаментом выдано предписание N Кол-2076, согласно которому Обществу необходимо производить начисление платы за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Кулагина, 5 от 13.01.2015; исключить из платежного документа плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Полагая, что предписание Департамента N Кол-2076 от 27.05.2016 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "УК "Жилище" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства РФ.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, и несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Материалов дела установлено, что основанием для выдачи предписания послужили выводы Департамента о нарушении Обществом положений части 7 статьи 156, части 4 статьи 154 ЖК РФ с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) устанавливающей, что в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление такими многоквартирными домами, не применяются положения части 4 статьи 154 ЖК РФ в части обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом первой инстанции, в счетах-извещениях за ЖКУ, выставленных ООО "УК "Жилище" в адрес жильцов дома N 5 по ул. Кулагина имеется две строки - "Содержание многоквартирного дома (жилого помещения" и "Обращение с твердыми коммунальными отходами".
ООО "УК "Жилище" осуществляет управление многоквартирным домом N 5 по ул. Кулагина по договору управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 14.12.2014.
Этим же решением на основании предложений управляющей организации утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в доме на 2015 г. и определен размер платы. В составе услуг и работ по содержанию общего имущества собственниками был определен размер оплаты услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Действовавшая на момент принятия решения редакция части 2 статьи 154 ЖК определяла следующий состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме:
1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плата за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги определялась частью 4 статьи 154 ЖК в следующем составе: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, в указанный перечень не входили сбор, вывоз и утилизация ТБО.
Пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества, поэтому ООО "УК "Жилище" не могло не предлагать их собственникам в составе перечня работ и услуг, а собственники, в свою очередь, не могли исключить их из состава работ на год.
На основании изложенного действия собственников и управляющей организации по согласованию перечня услуг, работ и определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствовали требованиям жилищного законодательства.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, в частности, в часть 4 статьи 154 ЖК РФ - плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 154 изложена в следующей редакции:
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами".
В соответствии со статьей 5 ФЗ от 02.06.2016 N 175-ФЗ действие положения части 4 статьи 154 ЖК (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 г.
Руководствуясь указанными изменениями, управляющая организация представила собственникам помещений в доме предложение по содержанию общего имущества на 2016 г., а собственники 13.01.2015 на общем собрании собственников помещений в доме (судом установлено, что фактически собрание состоялось 13.01.2016) утвердили перечень услуг и работ на 2016 г. и определили размер платы за эти услуги, работы.
В указанном решении, размер оплаты услуг, работ по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2016 г. собственники не определяли.
Так как последний раз размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов определялся собственниками на собрании 14.12.2014, и составил 2,35 руб. /кв. м, тот этот размер платы и был применен ООО "УК "Жилище" в 2016 г.
При изготовлении платежных документов управляющей организацией были закреплены две строки:
содержание многоквартирного дома - в размере определенном собственниками 13.01.2015 (13.01.2016).;
обращение с твердыми коммунальными отходами - как коммунальная услуга в размере определенном собственниками 14.12.2014.
Как обоснованно указывает апеллянт, ссылаясь на пункт 20 части 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г.
Между тем, поскольку к началу 2016 г. ряд условий осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами субъектом федерации нормативно определен не был (не создан региональный оператор и не установлен единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), а работы по обеспечению вывоза бытовых отходов являются обязательными, управляющая организация, обеспечивая исполнение договорных обязательств по заключенному договору на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, продолжила начислять плату за сбор и вывоз отходов.
Фактически Общество продолжило оказывать услугу по сбору и вывозу ТБО в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Поскольку размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами на 2016 г. собственниками дома ул. Кулагина, 5 не определялся, так как должен был быть установлен нормативно, что не было сделано, управляющая организация, начисляя плату за содержание жилья собственникам помещений в доме, руководствовалась решением собственников от 13.01.2015, из которого следует, что собственниками утвержден перечень услуг на 2016 г., а также размер платы за них.
Факт выполнения управляющей организацией спорной коммунальной услуги подтверждается представленным договором N ТБО-00011985 от 01.01.2015 оказания услуг по вывозу и захоронению отходов, заключенному между ООО "УК "Жилище" и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", ООО "УК "Жилище" обязалось производить оплату услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, в том числе по дому N 5 по ул. Кулагина в г. Томске.
Фактов невыполнения данной коммунальной услуги ООО "УК "Жилище" Департаментом не установлено, доказательств этого в материалы дела не представлено. Доказательств предъявления платы за коммунальную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами жителям дома ул. Кулагина, 5 другими лицами Департаментом также не представлено. Факта двойного начисления платы за обеспечение вывоза отходов не усматривается. Доказательств обратного Департаментом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание Департамента N Кол-2076 от 27.05.2016 не соответствует положениям действующего законодательства, возлагает на заявителя не предусмотренные законодательством обязанности нарушая при этом его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2016 года по делу N А67-2366/2016.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда о недействительности обжалуемого предписания, доводы жалобы повторяют правовую позицию Департамента, изложенную им в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в решении суда.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 04 октября 2016 года по делу N А67-4866/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4866/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Жилище"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области