Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2017 г. N Ф03-1023/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 декабря 2016 г. |
А04-7646/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Администрации Благовещенского района: Степанова И.В., представителя по доверенности от 01.12.2016 N 01-10/5363 (сроком на один год);
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области: представитель не явился;
от Администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Благовещенского района
на решение от 29.09.2016
по делу N А04-7646/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей П.А. Чумаковым
по заявлению Администрации Благовещенского района (ОГРН 1022800526055; ИНН 2812001442)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (ОГРН 1097536005764; ИНН7536104163)
о признании незаконным предписания
третье лицо: Администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области
УСТАНОВИЛ:
администрация Благовещенского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее - Управление; Управление Россельхознадзора; уполномоченный орган) N 000981 от 06.06.2016.
К участию в деле, в качестве третьего лица, привлечена Администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области (далее - Администрация Усть-Ивановского сельсовета).
Решением суда от 29.09.2016 в удовлетворении заявления Администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Благовещенского района обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункты 2, 5 статьи 71, статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов", положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает на: то, что у администрации Благовещенского района отсутствуют полномочия в сфере обращения с отходами; на неправильное применение должностным лицом Россельхознадзора, выдавшим предписание ненадлежащему лицу, норм материального права; то, что должностным лицом Россельхознадзора нарушены требования пунктов 1.1, 3.1.3, 1.11 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, на что в обжалуемом судебном акте судом первой инстанции не дана оценка этим доводам Администрации.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Управление доводы жалобы отклонило, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, в этом же отзыве содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Управления.
Представители Управления и Администрации Усть-Ивановского сельсовета, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие не явившихся представителей.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, также заявил о том, что он возражает против приобщения отзыва Управления к материалам дела, так как данный отзыв не был направлен в адрес лиц, участвующих в деле.
Заявление представителя Администрации суд оставил без удовлетворения, поскольку представление стороной отзыва на апелляционную жалобу, является обязанностью стороны в силу положений статей 131, 262 АПК РФ, о необходимости представления такого отзыва указано в определении арбитражного суда апелляционной инстанции от 30.11.2016 по настоящему делу, кроме того, представитель заявителя жалобы не был лишен права на ознакомление с таким отзывом (в том числе и в судебном заседании Шестого арбитражного апелляционного суда).
Заслушав представителя Администрации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Администрация Благовещенского района является собственником земельного участка с кадастровым номером 28:10:002004:31 (запись о государственной регистрации: N 28-28-01/037/2012-688 от 29.06.2012), и в отношении данного юридического лица Управлением Россельхознадзора на основании сообщения из средств массовой информации, распоряжения 19.05.2016 N 816-ГК, проведена внеплановая выездная проверка (согласована с прокуратурой решением от 19.05.2016), по результатам которой выявлено хаотичное захламление мусором в виде отходов пленки полиэтилена и изделий из нее, отходов полиэтиленовой тары, отходов бумаги и картона коричневого цвета, прочими отходами бумаги и картона, отходами упаковочных материалов и т.п. на неразграниченном земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв. м., расположенном в кадастровом квартале 28:10:002004 на территории Благовещенского района, примерно в 1.6-2 км. по направлению на юг от с. Усть-Ивановка границы земельного участка: с севера примыкает к дороге на централизованную общественную свалку мусора, с юга примыкает к земельному участку сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:10:002004:31, с востока примыкает к автодороге с. Ровное- с. Усть-Ивановка-с. Петропавловка; выявленное захламление произошло в результате ненадлежащего содержания территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:10:002004:31, использующегося под свалку (источник захламления).
По результатам проверки составлены акт обмера от 06.06.2016 с фототаблицей, акт проверки N 816 от 06.06.2016.
06.06.2016 Управлением в адрес Администрации выдано предписание N 000981 с требованием устранить захламление неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв. м. в кадастровом квартале 28:10:002004 и привести указанный участок в состояние, пригодное для целевого использования.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Администрация Благовещенского района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта захламления неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв. м., непосредственно примыкающего к свалке, находящейся в ведении администрации.
Согласно пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции.
По пункту 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее - Положение), утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 216, территориальным органом Россельхознадзора является Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области, которое создается для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, семеноводства сельскохозяйственных растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.
В соответствии с пунктом 9.3.5 этого же Положения, Управление на закрепленной территории осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов надзор за соблюдением: выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Согласно абзацу 2 пункта 1.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (далее - Регламент), утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.12.2012 N 96, государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Предметом осуществления госземнадзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства требований охраны и использования земель (пункт 1.4 Регламента).
Согласно пункту 3.1.3 Регламента, при проведении проверок должностные лица имеют право, в том числе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований земельного законодательства и их последствий.
Факт захламления неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв. м., непосредственно примыкающего к свалке, находящейся в ведении заявителя, подтвержден материалами дела и Администрацией не опровергнут.
Обоснованно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что земельный участок, в отношении которого выявлено захламление мусором, находится в ведении администрации Усть-Ивановского сельсовета, а также ссылки на отсутствие у Администрации полномочий в сфере обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Исходя из требований абзаца 7 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 34, частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов; органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, согласно подпрограмме "Развитие системы переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории Благовещенского района на 2016-2020 годы", утвержденной Постановлением Администрации Благовещенского района от 30.10.2015 N 2146, в задачу района входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на его территории (раздел III подпрограммы).
Указанным нормативным актом также установлено, что "на территории района нет ни одного полигона захоронения отходов и переработка ТБО для вторичного использования в районе не производится, санитарное состояние имеющихся 10 свалок неудовлетворительное, технология их эксплуатации не соблюдается, так как не отвечает природоохранным и другим требованиям, проблема обращения с отходами в Благовещенском районе негативно сказывается на состоянии окружающей среды".
Администрацией по настоящему делу не опровергнуто, что свалка в районе с. Усть-Ивановка на земельном участке с кадастровым номером 28:10:002004:31, непосредственно прилегающая к захламленному участку, на котором Управлением выявлено нарушение земельного законодательства, входит в количество этих десяти свалок. На территории сельсовета иных мест отведения под свалку не имеется; каких-либо соглашений о передаче администрации Усть-Ивановского сельсовета перечисленных выше полномочий по охране окружающей среды; участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, между заявителем и третьим лицом не заключалось.
В результате невыполнения Администрацией Благовещенского района вопросов местного значения муниципального района, а также невыполнения обязанностей по осуществлению мероприятий по охране земель лицом, не являющимся собственником, предусмотренных статьей 42 ЗК РФ на неразграниченном земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале 28:10:002004 на территории Благовещенского района, произошло захламление бытовым мусором на значительной площади, что и зафиксировано уполномоченным органом, правомерно реализовавшим результаты проверки, в виде возложения обязанности на заявителя (в чьем ведении находится источник загрязнения), устранить захламление неразграниченного земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 79810 кв. м. в кадастровом квартале 28:10:002004 и привести указанный участок в состояние, пригодное для целевого использования.
В связи с вышеустановленными обстоятельствами, правовых оснований для возложения данной обязанности на Администрацию Усть-Ивановского сельсовета у уполномоченного органа не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 29 сентября 2016 года по делу N А04-7646/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7646/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2017 г. N Ф03-1023/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Благовещенского района
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области
Третье лицо: Администрация Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области