г. Владимир |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А39-3273/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Бухтояровой Л.В., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.10.2016 по делу N А39-3273/2016, принятое судьей Понамаревой Н.Н.,
по иску Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (г.Саранск Республики Мордовия) к открытому акционерному обществу "Лисма" (г.Саранск Республики Мордовия)
о взыскании 1 343 444 руб. 81 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к открытому акционерному обществу "Лисма" (далее - Общество, ответчик), о взыскании долга по арендной плате в сумме 1 343 444 руб. 81 коп. за период с 30.12.2009 по 30.10.2015.
Исковые требования основаны на статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что при расчете арендной платы по договору аренды лесного участка N 5/8 от 06.07.2009 был неверно применен поправочный коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов равный 1, в связи с чем за указанный период у ответчика образовалась задолженность в федеральный бюджет.
Решением от 05.10.2016 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.
Заявитель настаивает на взыскании отыскиваемой задолженности, которая возникла на стороне ответчика в связи с неверным определением начального размера арендной платы (вместо поправочного коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов и равного "2", был применен поправочный коэффициент "1").
Истец и ответчик в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.07.2009 на основании протокола N 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Министерством природных ресурсов Республики Мордовия и открытым акционерным обществом "Лисма" был заключен договор N 5/8 аренды лесного участка площадью 5,9 га, местоположение: Республика Мордовия, Кочкуровский муниципальный район, ГУ "Саранское территориальное лесничество" Кочкуровское участковое лесничество квартал N 211 выдела 9, 11, 12, 19, 20, 21, 28, для осуществления рекреационной деятельности, сроком по 06.07.2034.
Согласно пункту 5 договора, арендная плата в год составляет 275 813 рублей 79 копеек, ее расчет является неотъемлемой часть договора (приложение N 4).
По акту приема-передачи от 06.07.2009 лесной участок передан арендодателем арендатору, договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 30.12.2009.
18.09.2015 стороны подписали соглашение о расторжении договора аренды лесного участка от 06.07.2009 N 5/8. По акту приема-передачи от 18.09.2015 арендатор возвратил арендодателю лесной участок. Соглашение о расторжении договора зарегистрировано в установленном законом порядке 10.10.2015.
В соответствии с актом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.05.2013 по результатам проверки Рослесхозом исполнения органами государственной власти Республики Мордовия переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций выявлен недополученный доход федерального бюджета за 2011 год, 2012 год в связи с тем, что при проведении аукциона и заключении договора был неверно определен начальный размер арендной платы (вместо коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов и равного "2", применен коэффициент "1").
02.03.2015 в адрес ответчика истцом направлено уведомление N 617 о перерасчете арендной платы, в соответствии с которым размер арендной платы по договору на 2015 год составляет 290 458 рублей 77 копеек.
21.04.2016 Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обратилось к ОАО "Лисма" с претензией от 20.04.2016 N 1323 об уплате задолженности перед федеральным бюджетом в сумме 1 343 444 рублей 81 копейки за 2011-2015 год. В обоснование данных требований истец указал на применение неверного коэффициента при расчете размера арендной платы.
Предметом настоящего иска является взыскание 1 343 444 рублей 81 копейки долга. Данная сумма представляет собой перерасчет арендной платы, произведенный истцом в заявленный период, с применением коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов, равного "2".
Из материалов дела следует, что договор заключен в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610, пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ), то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, системное толкование указанных положений Лесного кодекса позволяет сделать вывод о том, что закон не допускает возможность изменения условий аукциона ни в одностороннем порядке (что имеет место быть в рассматриваемом случае), ни на основании соглашения сторон такого договора.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что арендная плата за пользование лесным участком, переданным по договору, заключенному по результатам аукциона, согласованная в протоколе и договоре, изменению в одностороннем порядке не подлежит.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случае, если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В таблице N 11 указанного Постановления установлены ставки платы за единицу площади лесного участка при осуществлении рекреационной деятельности. Для Республики Мордовия ставка платы установлена в размере 11 820 рублей в год за гектар используемого участка.
В примечании к таблице N 11 предусмотрено применение дополнительных коэффициентов, в том числе коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов (от 0,5 до 2).
Сведений о наличии на арендуемом лесном участке особо защитных участков лесов (ОЗУ) ни в договоре, ни в приложениях к нему не содержится.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, истец не обосновал применение при расчете арендной платы повышающего коэффициента 2 для ОЗУ в защитных лесах.
На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, требования истца правомерно отклонены судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.10.2016 по делу N А39-3273/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3273/2016
Истец: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
Ответчик: ОАО "Лисма"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8982/16