Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2017 г. N Ф09-1439/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
29 декабря 2016 г. |
Дело N А50-13384/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.
судей Гладких Д.Ю., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца, ИП Кульпина Игоря Владимировича: Сазонова О.А. на основании доверенности от 20.03.2016, удостоверения,
от ответчика, ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья": Елохова Г.С. на основании доверенности N 59АА2098255 от 30.04.2016, паспорта,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Кульпина Игоря Владимировича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2016 года
по делу N А50-13384/2016, принятое судьей И.Н. Пугиным
по иску индивидуального предпринимателя Кульпина Игоря Владимировича (ОГРНИП 304590226700035, ИНН 590201079770)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382)
об урегулировании разногласий по преддоговорному спору, обязать заключить договор технологического присоединения к централизованной системе водоотведения,
установил:
индивидуальный предприниматель Кульпин Игорь Владимирович (далее - ИП Кульпин И.В., истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее - ООО "НОВОГОР - Прикамье", ответчик) об урегулировании разногласий по преддоговорному спору, просил обязать заключить с ним договор технологическом присоединении к централизованной системе водоотведения объекта - "Гостиница со встроенными многофункциональными помещениями", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, 29, приняв спорные пункты в редакции истца:
"12. Плата за подключение (технологическое присоединение" составляет 311516 (триста одиннадцать тысяч пятьсот семьдесят шесть) рублей 87 копеек,, в том числе НДС (18 процентов) 47528 рублей 67 копеек, согласно Приложению N 4".
"13. Заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 12 настоящего Договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке: 46736,53 рублей (15 процентов от платы, за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 155788,44 рублей (50 процентов от платы, за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического
подключения; 109051,90 рублей (35 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом, присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения по форме, согласно приложения N 5, но не позднее выполнения технических условий.
В случае если сроки фактического присоединения объекта заказчика не соблюдаются в связи с действиями (бездействием) заказчика, а организация водопроводно-канализационного хозяйства выполнила все необходимые мероприятия для создания, технической возможности для подключения (технологического присоединения) и выполнения работ по подключению (технологическому присоединению), оставшаяся, доля, платы за подключение (технологическое присоединение) вносится не позднее срока подключения (технологического присоединения), указанного в настоящем договоре".
Приложение N 4: "Плата за подключение (технологическое присоединение" составляет 311 576 (триста одиннадцать тысяч пятьсот семьдесят шесть) рублей 87 копеек, в том числе НДС (18 процентов) 47528 рублей 67 копеек, и определена путем произведения: (((10,66 тыс.руб/м3) х 1000) х 24,77м3/сут) х 1,18, где: 10,66 тыс.руб/м3 - действующая ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на покрытие расходов на подключение объекта Заказчика к центральной системе водоотведения. (без учёта НДС), установленная постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 N 97-тп (в редакции с изменениями, внесенными постановлением РСТ Пермского края от 21.07.2015 N 37-тп, 24,77 м3/сут - размер подключаемой нагрузки в точке подключения, 1,18 - ставка налога на добавленную стоимость 18% (НДС)".
Также истец просил обязать ответчика - ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ИНН 5902817382) заключить с ним договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта "Гостиница со встроенными многофункциональными помещениями", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, 29, приняв спорные пункты в редакции истца:
"14. Плата за подключение (технологическое присоединение) согласно Приложению N 4 составляет 650 112 (шестьсот пятьдесят тысяч сто двенадцать рублей) 73 коп, в том числе НДС (18 процентов) - 99169 рублей 03 коп.".
15. Заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 14 настоящего Договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем, порядке: 97516,90 рублей (15 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 325056,37 рублей (50 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 90 дней с даты, заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 227539,46 рублей (35 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении), фиксирующего техническую готовность к подаче холодной воды на объект заявителя, но не позднее выполнения технических условий).
В случае если сроки фактического присоединения объекта заказчика не соблюдаются в связи с действиями (бездействием) заказчика, а организацией водопроводно-канализационного хозяйства выполнены все необходимые мероприятия для создания технической возможности подключения (технологического присоединения) и выполнения работ по подключению (технологическому присоединению), оставшаяся доля платы за подключение (технологическое присоединение) вносится не позднее срока подключения (технологического присоединения), указанного в настоящем договоре".
17. Плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства в состав платы за подключение (технологическое присоединение) включена.
Приложение N l: "Абзац 1 в разделе "точка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения" Приложения N1 изложить в следующей редакции: "В точке А на границе земельного участка, на котором располагается объект, на проектируемой организацией водопроводно-канализационного хозяйства сети водопровода ориентировочной протяженностью 0,00105 п.км., прокладку которой предполагается осуществить траншейным способом".
Приложение N 2: "Раздел I "Мероприятия организации водопроводно-канализационного хозяйства" "состав мероприятия" изложить в следующей редакции: "проектирование и строительство сети водопровода от существующей сети водоснабжения Д-300 мм по ул. Советская до т.А на границе земельного участка, на котором располагается объект. Ориентировочная протяженность сети - 0,0105 п.км., предполагаемый способ прокладки - траншейный. Существующий ввод водопровода исключить из эксплуатации. Требования к строительству сети, в том числе протяженность сети и способ прокладки сети, определяются проектной документацией на строительство сети".
Приложение N 4: "Плата за подключение (технологическое присоединение" составляет 650112 (шестьсот пятьдесят тысяч сто двенадцать рублей) 73 коп., в том числе НДС (18 процентов) - 99169 рублей 03 коп."., и определена путем сложения платы за подключаемую нагрузку водопроводной сети, рассчитанной путем произведения: (((15,99 тыс.руб/м3) х 1000) х 24, 77 м3/сут) х 1,18 = 467365,31 рублей с НДС, и платы на покрытие расходов на прокладку сетей водоснабжения (2Ду 100 мм) от точки подключения объекта заказчика до точки подключения к централизованным сетям водоснабжения, рассчитанной путем, произведения ((14749,59 тыс.руб/1 п.км) х 10,5) х х 1,18 - 182747,42 рублей с НДС, где: 15,99 тыс.руб/м3 - ставка тарифа на подключаемую нагрузку водопроводной сети на покрытие расходов на подключение объекта Заказчика к центральной системе водоснабжения (без учёта. НДС), установленная постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 N 97-тп. (в редакции с изменениями, внесенными
постановлением РСТ Пермского края от 21.07.2015 N 37тп, 24,77 м3/сут - размер подключаемой нагрузки в точке подключения, 1,18 - ставка налога на добавленную стоимость 18% (НДС). 14749,59 тыс.руб/1 п.км. - ставка тарифа на покрытие расходов на прокладку сетей водоснабжения. (2Ду100мм) от точки подключения объекта заказчика до точки подключения к централизованным сетям водоснабжения".
В дальнейшем истец уточнил требования иска, отказался от требований в части п. 17 (договора на тех. присоединение системы водоснабжения, а также приложения N 1 и N2 к вышеуказанному договору). Данные уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2016 года (резолютивная часть от 27.09.2016, судья И.Н. Пугин) ООО "НОВОГОР Прикамья" обязано заключить договоры технологического присоединения с ИП Кульпиным Игорем Владимировичем, спорные пункты приняты следующего содержания:
В договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения:
"12. Плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 1764238 (один миллион семьсот шестьдесят четыре тысячи двести тридцать восемь) рублей 29 коп., в том числе НДС (18 процентов) 269121 (двести шестьдесят девять тысяч сто двадцать один) рубль 10 коп., согласно Приложению N 4".
"13. Заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 12 настоящего Договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке: 264635,74 руб. (15 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение)) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 882119,15 рублей (50 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение)) вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 6170483,40 рублей (35 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение)) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения по форме, согласно приложения N 5, но не позднее выполнения технических условий.
В случае если сроки фактического присоединения объекта заказчика не соблюдаются в связи с действиями (бездействием) заказчика, а организация водопроводно-канализационного хозяйства выполнила все необходимые мероприятия для создания технической возможности для подключения (технологического присоединения) и выполнения работ по подключению (технологическому присоединению), оставшаяся доля платы за подключение (технологическое присоединение) вносится не позднее срока подключения (технологического присоединения), указанного в настоящем договоре".
Приложение N 4: "Плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 1764238 (один миллион семьсот шестьдесят четыре тысячи двести тридцать восемь) рублей 29 коп., в том числе НДС (18 процентов) 269121 (двести шестьдесят девять тысяч сто двадцать один) рубль 10 коп. и определена путем произведения: (((60,36 тыс.руб/м3) х 1000) х 24,77м3/сут) х 1,18, где: 60,36 тыс.руб/м3 - действующая ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на покрытие расходов на подключение объекта Заказчика к центральной системе водоотведения (без учёта НДС), установленная постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015 N 112-тп, 24,77 м3/сут - размер подключаемой нагрузки в точке подключения, 1,18 - ставка налога на добавленную стоимость 18% (НДС)".
В договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения:
"14. Плата за подключение (технологическое присоединение) согласно Приложению N 4 составляет 1508649,89 (один миллион пятьсот восемь тысяч шестьсот сорок девять) рублей 89 коп., в том числе НДС (18 процентов) - 230133,03 руб.".
"15. Заказчик обязан внести плату, указанную в пункте 14 настоящего Договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем, порядке: 226297,48 рублей (15 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение)) вносится в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора; 754324,95 рублей (50 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение)) вносится в течение 90 дней с даты заключения настоящего договора, но не позднее даты фактического подключения; 528027,46 рублей (35 процентов от платы за подключение (технологическое присоединение)) вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении), фиксирующего техническую готовность к подаче холодной воды на объект заявителя, но не позднее выполнения технических условий.
В случае если сроки фактического присоединения объекта заказчика не соблюдаются в связи с действиями (бездействием) заказчика, а организацией водопроводно-канализационного хозяйства выполнены все необходимые мероприятия для создания технической возможности подключения (технологического присоединения) и выполнения работ по подключению (технологическому присоединению), оставшаяся доля платы за подключение (технологическое присоединение) вносится не позднее срока подключения (технологического присоединения), указанного в настоящем договоре".
Приложение N 4: "Плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 1508649,89 (один миллион пятьсот восемь тысяч шестьсот сорок девять) рублей 89 коп., в том числе НДС (18 процентов) - 230133,03 руб., установлена постановлением РСТ Пермского края от 14.09.2016 N 53-тп.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает неправомерным применение к истцу тарифов за подключение, действующих с 01.01.2016, поскольку истец обратился к ответчику 17.09.2015, т.е. ответчик обязан предоставить проекты договоров не позднее 17.10.2015, в то время как он (организация ВКХ) неправомерно отказывал в предоставлении заказчику проекта договора о подключении до 05.04.2016. Полагает, что исключительно незаконные действия ответчика привели к фактическому подписанию договоров между сторонами в 2016 году, и, соответственно, увеличению тарифов. Считает, что плата за подключение объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения должна быть рассчитана исходя из ставок тарифов, установленных Постановлением РСТ Пермского края от 19.12.2014 N 97втп (в ред. от 21.07.2015). Считает необоснованным вывод суда о применении к истцу индивидуальной платы для подключения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения, ссылаясь на постановление РСТ Пермского края от 14.09.2016 N 52-тп, в отсутствие оснований для установления истцу индивидуальной платы. Анализируя положения ст. 18 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" обращает внимание на то, что в настоящем споре, ни одно из условий для необходимости установления платы в индивидуальном порядке не выполняется. Находит необоснованным включение в общую подключаемую нагрузку объекта расходы (нагрузку) на хозяйственно-бытовые нужды, и расходы (нагрузку) на пожаротушение, учитывая, что разделом X "Плата за подключение (технологическое присоединение)" Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, не предусмотрен учет расходов на противопожарные нужды при подключении (технологическом присоединении) к системе водоснабжения и (или) водоотведения в целях определения платы за подключение.
В технических условиях на подключение, являющихся Приложением N 1 к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и Схеме месторасположения точки подключения объекта так же отсутствует указание на необходимость в связи с подключением объекта истца в проведении ответчиком каких-либо работ по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей. При этом, порядок установления индивидуальной платы, предусмотренный Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.07.2013 N 644, предполагает первоначальное установление данной платы уполномоченным органом (РСТ), ответчик же, первоначально самостоятельно определил ориентировочную стоимость, подписал договор о подключении, и указал на необходимость подписания договора истцом с целью направления договора для определения индивидуальной платы в РСТ Пермского края. Ответчик подал заявление об установлении платы истцу за подключение объекта в индивидуальном порядке в РСТ Пермского края в августе 2016 года, т.е. после подачи истцом иска в суд, при этом, при первоначальном расчете платы для истца в индивидуальном порядке и при подаче ответчиком заявления в РСТ Пермского края ответчик указывал способ прокладки сетей водоснабжения - бестраншейный, расходы на который значительно превышают траншейный способ прокладки сетей. 15.09.2016 ответчик представил истцу протокол согласования условия договора, согласно которому ответчик принял условие истца о применении траншейного способа прокладки сетей при проведении работ по подключению объекта истца.
Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, указанным в письменном отзыве, находя решение суда законными обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал на то, что 04.09.2015 он обратился к ответчику с требованием о подписании договоров на технологическое присоединение строящегося объекта капитального строительства. Ответчик первоначально запрашивал дополнительные документы и только 05.04.2016 в нарушение 30 - ти дневного срока, предусмотренного законодательством, направил проекты договоров истцу, в связи с чем полагает, что стоимость подключения должна быть рассчитана из тарифов, действующих в 2015 году.
В свою очередь ответчик, просил применить размер платы установленной на 2016 год, также указывая на то, что 14.09.2016 РСТ Пермского края приняло Постановление N 53-тп "Об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке к системе водоснабжения ООО "НОВОГОР - Прикамье" (Пермский городской округ)", согласно которому определена плата за подключение объекта: "Гостиница со встроенными помещениями", расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, 29, к централизованной системе водоснабжения ООО "НОВОГОР - Прикамье" в размере 1278516,86 руб. В части оплаты за присоединение к канализационным сетям ответчик указывает на необходимость применения тарифа установленного на 2016 год РСТ Пермского края, исходя из запрашиваемый истцом объемов.
Судом первой инстанции установлено, что редакции договоров, предложенные сторонами, отличаются только в размере оплаты за технологическое присоединение.
Суд первой инстанции разногласия, возникшие при заключении договоров урегулировал, принял спорные пункты в редакции ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок со дня получения протокола разногласий, сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 416-ФЗ, лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 13 ст. 18 Закона N 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в отношении технологического присоединения сетей водоотведения необходимо применить действующий тариф, т.е. установленный Постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2015 N 112-тп "Об установлении платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" на 2016 год" - 60,36 тыс. руб./м3; в отношении оплаты технологического присоединения сетей водоснабжения должно действовать Постановление N 53-тп "Об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке к системе водоснабжения ООО "НОВОГОР - Прикамье" (Пермский городской округ) от 14.09.2016, которым в отношении конкретного объекта определена плата за подключение в размере 1278516,86 руб.
Доводы о том, что сроки, предусмотренные для судебного рассмотрения спора об урегулирования разногласий, не соблюдены, подлежат отклонению.
Согласно ч. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные ч. 2 ст. 445 ГК РФ, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (ч. 3 ст.445 ГК РФ).
При этом, истцом 05.04.2016 получены у ответчика в двух экземплярах проекты договоров о подключении, подписанные со стороны ответчика. Истцом письмом от 28.04.2016 направлены в адрес ответчика протоколы разногласий к указанным договорам о подключении.
В связи с неполучением от ответчика информации о результатах рассмотрения протоколов разногласий истец 03.06.2016 обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик каких-либо возражений по сроку передачи разногласий на рассмотрение суда не заявил, т.е. сторонами согласован иной срок передачи разногласий для их урегулирования в судебном порядке (по истечении 30-дневного срока).
Основания для принятия доводов об ошибочности выводов суда о том, что в отношении технологического присоединения сетей водоотведения необходимо применить действующий тариф, установленный постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2015 N 112-тп; в отношении технологического присоединения сетей водоснабжения - индивидуальную плату, установленную постановлением РСТ Пермского края от 14.09.2016 N 53-тп, отсутствуют, учитывая что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Относительно доводов о плате за подключение по договору о подключении к централизованной системе водоотведения апелляционный суд отмечает следующее.
Отношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе по подключению объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013.
Соответственно, спорные договоры должны соответствовать нормам указанных актов, действующих на момент их заключения.
Принимая во внимание положения п. 13 ст.18 Закона N 416-ФЗ, учитывая, что из заявления ИП Кульпина И.В. от 23.06.2015, п. 7 договора о подключении следует, что планируемая величина подключаемой нагрузки по водоотведению составляет 26,45 м3/сут. (6,72 м3/час) - на хозяйственно-бытовые нужды; ставки тарифов для расчета платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и централизованной системе водоотведения, утвержденные постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2015 N 112-тп на 2016 год, установлены для расчета платы при размере подключаемой нагрузки, не превышающей 10м3/час., учитывая, что исходя из положений ч. 4 ст. 445 и ч. 1 ст. 446 ГК РФ, договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления его в законную силу; поскольку на момент рассмотрения спора действуют ставки тарифов, установленные РСТ Пермского края на 2016 год (ставки тарифов на 2015 год утратили силу), и, как следствие, в силу ст. ст. 422, 424 ГК РФ, Закона N 416-ФЗ, Основ ценообразования при расчете платы за подключение к централизованной системе водоотведения судом правомерно применены действующие на текущий момент ставки.
Относительно платы за подключение по договору о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения апелляционный суд отмечает следующее.
Предельный уровень нагрузки, при котором плата за подключение определяется индивидуально, установлен Основами ценообразования.
Согласно п.85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Как указано ранее, из заявления ИП Кульпина И.В. от 23.06.2015 о выдаче технических условий подключения объекта, планируемая величина подключаемой нагрузки составляет: по водоснабжению - 26,45 м3/сут. - на хозяйственно-бытовые нужды, 2,6 л/с - на внутреннее пожаротушение, 15 л/с - на наружное пожаротушение.
На основании данного заявления истцу выданы технические условия от 03.07.2015 N 110-12026 подключения объекта, в которых указано максимальное планируемое водопотребление/водоотведение (максимальная нагрузка) в аналогичном размере с пересчетом на единицу измерения: "м3/час": по водоснабжению - 26,45 м3/сут. (6,72 м3/час) - на хозяйственно-бытовые нужды, 2,6 л/с (9,36 м3/час) - на внутреннее пожаротушение, 15 л/с (54 м3/час) - на наружное пожаротушение.
При обращении истца к ответчику с заявлением от 04.09.2015 о заключении договоров о подключении объекта, каких-либо изменений параметров объекта не произошло, соответственно, указанный в технических условиях размер нагрузки не изменился. Иное не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Поэтому, несмотря на то, что заказчик указал в заявлении подключаемую нагрузку объекта только на хозяйственно-бытовые нужды, с учетом требований п. п. 90 и 91 Правил N 644, величина подключаемой нагрузки по договору о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения верно определена с учетом пожаротушения, и, составила - 70,08 м3/час. При этом, как указано ранее, данная нагрузка согласована сторонами в п. 7 договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
Не принимается довод о том, что размер нагрузки по договору о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения не подлежит определению с учетом пожаротушения.
Согласно подп.1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (которыми является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре) является обязательным применение данного закона.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в частности установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (ч.1 ст.4 Закона N 123-ФЗ).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч.2 ст.4 Закона N 123-ФЗ).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 3 ст.4 Закона N 123-ФЗ).
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, утвержден приказом Росстандарта от 16.04.2014 N 474.
В указанный перечень, в том числе входят: СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования".
Подключаемым по спорному договору объектом капитального строительства является 5-ти этажная гостиница со встроенными помещениями, объем здания составляет 6520,92 м3.
Исходя из положений раздела 5 СП 4.13130.2013 гостиницы относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2 (п.5.2.1 СП). Согласно п.5.2 СП 10.13130 расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4 для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по таблице 2. С учетом исходных составляющих: объема здания более 5 но не более 25 тыс. м3, функциональной опасности Ф1.2 и параметров Таблицы 2, расход на наружное пожаротушение строящегося объекта составляет 20 л/с. Согласно п.4.1.1 СП 8.13130 для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1. Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по таблице 3. С учетом характеристик строящегося объекта и параметров таблиц 1 и 3 расход воды на внутреннее пожаротушение строящегося объекта составляет 2,6 л/с.
Согласно приведенным нормам законодательства при проектировании и строительстве строящегося объекта должны быть предусмотрены расходы на внутреннее пожаротушение и наружное пожаротушение.
При этом Правила N 644 для заключения договора о подключении предусматривают, в том числе: заявление заявителя о подключении, которое должно содержать, в частности, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением к заявлению, в частности, баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение (подп. "е" п. 90); при этом, в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения должны быть указаны требования по обеспечению соблюдения условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения (подп. "ж" п. 95).
Таким образом, общая подключаемая нагрузка объекта должна включать как нагрузку (расход) на хозяйственно-бытовые нужды, так и на пожаротушение.
Указанные обстоятельства подтверждены истцом (о чем указано ранее), который, в заявлении о выдаче технических условий подключения объекта, указал следующую планируемую величину подключаемой нагрузки к системе водоснабжения: 26,45 м3/сут. - на хозяйственно-бытовые нужды, 2,6 л/с - на внутреннее пожаротушение, 15 л/с - на наружное пожаротушение. Учитывая, что нагрузка подключаемого по спорному договору объекта превышает предельный размер нагрузки, плата за подключение по данному договору подлежит определению в индивидуальном порядке.
Плата за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения гостиницы со встроенными помещениями по ул. Пермская, 29 в индивидуальном порядке установлена постановлением РСТ Пермского края от 14.09.2016 N 53-тп в размере 1 278 516,86 руб. (без учета НДС).
Доводы истца о том, что судом не выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, неправомерно применена к истцу индивидуальная плата за подключение и ставки тарифов на подключение, установленные на 2016 год, подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям.
Доводы о том, что ответчик за установлением индивидуальной платы обратился только после обращения истца в суд с настоящим иском, не влияют на существо принятого решения по настоящему делу.
Относительно доводов о том, что ответчик обязан был заключить договоры в 2015 году, апелляционный суд считает, что истец, узнав о нарушении своего права в 2015 году, имел возможность обратиться в суд с настоящим иском в 2015 году, однако, последний подал исковое заявление только в июне 2016 года. При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что у истца имеется право обратиться за судебной защитой с требованиями материального характера, в случае если последний считает, что действиями ответчика в виде несвоевременного направления проектов договоров ему нанесен какой - либо вред.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе доводы о способе прокладке сетей, не принимаются, учитывая, что не влекут отмену (изменение) оспариваемого судебного акта.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов его апелляционной жалобы.
Доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2016 года по делу N А50-13384/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13384/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2017 г. N Ф09-1439/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Кульпин Игорь Владимирович
Ответчик: ООО "НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРИКАМЬЯ"