г. Пермь |
|
09 января 2017 г. |
Дело N А50-10107/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н..,
при участии:
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Шелэкс": Лопатин Н.Ф., директор, выписка из ЕГРЮЛ от 15.12.2016, паспорт;
от истца, акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь", от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 октября 2016 года
по делу N А50-10107/2016,
принятое судьей Корляковой Ю.В.,
по иску акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь" (ОГРН 1025900512670, ИНН 5902183841)
к обществу с ограниченной ответственностью "Шелэкс" (ОГРН 1025900520480, ИНН 5902119010)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь"
о взыскании задолженности за услуги по транспортировке газа,
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (далее - АО "Газпром газораспределение Пермь", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Шелэкс" (далее - ООО "Шелэкс", ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по транспортировке газа, оказанных в период с 01.01.2014 по 22.04.2015, в сумме 164 716 руб. 78 коп. (л.д.8-9).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2016 (л.д. 1-4) исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Пермь").
Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.162-164).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2016 года (резолютивная часть от 30 сентября 2016 года, судья Ю.В.Корлякова) в удовлетворении иска отказано (л.д. 172-180).
Истец, АО "Газпром газораспределение Пермь", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апеллянт полагает, что обязанность покупателя по оплате услуг по транспортировке газа возникла в силу статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктов 10, 31 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162. Истец находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что задолженность, определенная исходя из максимальной мощности газового оборудования, предъявленная истцом к оплате ответчику на основании договора транспортировки газа, заключенного истцом с третьим лицом, действовавшим в интересах ответчика, не может быть взыскана истцом с ответчика в связи с отсутствием договорных отношений между истцом и ответчиком.
АО "Газпром газораспределение Пермь" утверждает, что ООО "Шелэкс" нарушены обязательства, возникшие из трёхстороннего технического соглашения, заключенного в соответствии с условиями договоров транспортировки и поставки газа. Указал, что пунктом 5.1 договора транспортировки газа от 26.01.2015 N 41-1-1001/15 предусмотрено, что количество газа, транспортируемого прочим потребителям при отсутствии контрольно-измерительных приборов поставщика и Трансгаза определяется по контрольно-измерительным приборам прочего потребителя (ответчика); при неисправности контрольно-измерительных приборов или при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество транспортируемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
Заявитель считает, что поскольку у ответчика отсутствовала фактическая возможность влиять на содержание условий договора транспортировки, то он принял условия договора транспортировки путем присоединения к предложенному договору в целом (статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, договор транспортировки является трехсторонним. Апеллянт полагает, что иное толкование сложившихся между сторонами правоотношений противоречит статье 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец обратил внимание суда на то, что договоры транспортировки газа от 30.10.2010 N 41-1-1001/11, от 02.12.2013 N 41-1-1001/14, от 26.01.2015 N 41-1-1001/15 по правовой конструкции являются договорами в пользу третьего лица (статья 430 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку предусматривают для ответчика право требовать исполнения договоров поставки и транспортировки газа в силу их публичности, а также пункта 7 Правил поставки газа N 162.
Истец находит ошибочным вывод суда о том, что в цену на газ для третьего лица включена стоимость услуг по транспортировке газа. Ссылаясь на положения пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, раздела 3 Приказа ФСТ России от 09.07.2014 N1142-э "Об утверждении Положения об определении формулы цены газа", Приказа ФСТ России от 15.12.2009 N 412-э/8 "Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа", истец утверждает, что в тариф на газ не входит тариф на транспортировку и специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа.
АО "Газпром газораспределение Пермь" считает, что, придя к выводу об отсутствии между истцом и ответчиком договорных отношений, суд первой инстанции в силу статьей 133, 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен был определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применения при разрешении дела. Отказ в удовлетворении исковых требований противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность использования иных способов защиты права.
Третье лицо, ООО "Газпром межрегионгаз Пермь", письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель ответчика, ООО "Шелэкс", в судебном заседании 09.01.2017 доводы жалобы отклонил как несостоятельные по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Находя решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции 09.01.2017 истец и третье лицо представителей не направили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Пермь" является организацией, оказывающей услуги по транспортировке газа на основании договоров транспортировки газа по газораспределительным сетям N 41-1-1001/14 от 02.12.2013, N41-1-1001/11 от 30.10.2010, N 41-1-1001/15 от 26.01.2015 (л.д. 14-43) заключенных с Поставщиками газа.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" и ООО "Шелэкс" (Покупатель) заключен договор поставки газа N 41-4-2296/13 от 02.05.2012, в соответствии с условиями которого Поставщик обязуется поставлять газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными структурами, а Покупатель обязуется оплачивать стоимость газа и принимать (отбирать) газ в объеме, предусмотренным разделом 5 договора (л.д. 68-74).
Согласно пункту 3.1 договора поставки газа N 41-4-2296/14 от 02.12.2013 Поставщик и Покупатель заключают с участием ГРО Техническое соглашение на исполнение договора, которое определяется права и обязанности сторон по исполнения договора и является его неотъемлемой частью. Техническое соглашение заключается с учетом обязательств Поставщика, предусмотренных договором транспортировки газа, заключаемым с ГРО. Подписание Технического соглашения является для Покупателя подтверждением заключения договора транспортировки.
Пунктом 5.1 этого же договора предусмотрено, что стоимость поставляемого по договору газа формируется из оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям от границы сетей ООО "Газпром Трансгаз Чайковский" до границы сетей Покупателя, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Между АО "Газпром газораспределение Пермь" (ГРО), ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (Поставщик) и ООО "Шелэкс" (Покупатель) заключено техническое соглашение по техническому исполнению указанного договора (л.д. 71).
Между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (Поставщик) и ООО "Шелэкс" (Покупатель) заключены также договоры поставки газа N Н-41-4-2296/13 от 05.09.2013, N Н-41-4-2296/14 от 02.12.2013 (л.д. 75-87), в соответствии с условиями которых Поставщик принял на себя обязательство поставить сухой отбензиненый и (или) природный газ, добытый независимой организацией, не являющейся аффилированным лицом акционерных обществ "Газпром", "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а Покупатель обязался принимать (отбирать) и оплачивать стоимость газа и его транспортировки от границы сетей ООО "Газпром трансгаз Чайковский" до границы сетей Покупателя.
Цена на газ устанавливается сторонами в дополнительных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 5.1 договоров поставки газа N Н-41-4-2296/13 от 05.09.2013, N Н-41-4-2296/14 от 02.12.2013.
05.09.2013, 02.12.2013 между АО "Газпром газораспределение Пермь" (ГРО), ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (Поставщик) и ООО "Шелэкс" (Покупатель) заключены технические соглашения по техническому исполнению договоров N Н-41-4-2296/13 от 05.09.2013, N Н-41-4-2296/14 от 02.12.2013 и договора транспортировки между Покупателем (Поставщиком) и ГРО.
В силу пункта 2.2 заключение настоящих соглашений является подтверждением включения объемов газа, поставляемых Покупателю по договору поставки газа, в объемы газа, определенные договором транспортировки, заключенным Поставщиком и ГРО.
Отдельные договоры на транспортировку газа между истцом и ответчиком не заключены.
Согласно справке третьего лица за период с 01.01.2014 по 22.04.2015 ответчик потребил газ в объеме 117,42 тыс. куб.м. по данным прибора учета (л.д. 48).
Ответчик (ООО "Шелэкс") указанный объем газа получил, произвел оплату его стоимости, включающей стоимость услуг по транспортировке газа, третьему лицу, которое на основании пункта 8.8 договора транспортировки газа оплатило услуги по транспортировке газа в указанном объеме истцу.
22.04.2015 представителями сторон при плановой проверке узла учета газа, принадлежащего ООО "Шелэкс", установленного в котельной ответчика, выявлено отсутствие пломб на счетчике газа, о чем составлен акт от 22.04.2015 (л.д.48)..
В связи с указанными обстоятельствами объем протранспортированного газа рассчитан истцом в порядке, предусмотренном пунктом 23 Правил поставки газа N 162, пунктом 3.9 Правил учета газа, а также условиями пунктов 3.4, 3.6 технического соглашения от 02.12.2013, исходя из максимальной мощности газопотребляющего оборудования ответчика за 24 часа в период с 01.01.2014 по 22.04.2015.
Общий размер платы за транспортировку газа, объем которого определен по максимальной мощности газопотребляющего оборудования ответчика, в спорный период составил 253 430 руб. 96 коп. С учетом частичной оплаты услуг на сумму 88 714 руб. 18 коп. (стоимость транспортировки объема газа по показаниям прибора учета), задолженность ответчика составила 164 716 руб. 78 коп.
Отказ ответчика погасить задолженность послужил истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано в связи с тем, что исходя из сложившихся правоотношений сторон и третьего лица правом на предъявление покупателю требования о взыскании стоимости газа и услуг по его транспортировке, в том числе, в случае выявления неисправности контрольно-измерительного прибора, обладает третье лицо.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила N162) в целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ газоснабжением признается одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно пункту 3 Правил N 162 транспортировка газа - это перемещение и передача газа по газотранспортной системе.
Газораспределительной системой является имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (статья 2 Закона N 69-ФЗ).
Газораспределительными организациями признаются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям (пункт 3 Правил N 162).
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 5 Закона N 69-ФЗ для организаций-собственников газораспределительных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 21 Закона N 69-ФЗ при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
В силу статьи 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Условия оплаты транспортировки газа согласно пункту 31 Правил N 162 определяются договором транспортировки на основании тарифов, устанавливаемых в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти.
Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, урегулированы Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021).
В соответствии с пунктом 3 Основных положений N 1021 цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В силу подпункта "г" пункта 4 Основных положений N 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Согласно пункту 10 Основных положений N 1021 регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7.
В силу пункта 4 Методических указаний N 411-э/7, услуги по транспортировке газа оказываются организациями (ГРО), в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети, всем потребителям услуг по транспортировке газа, получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям".
В соответствии с Основными положениями N 1021, Методическими указаниями N 411-э/7 приказами ФСТ России от 27.12.2013 N 266-э/5, от 15.05.2015 N 152-э/15 АО "Газпром газораспределение Пермь" утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Пермского края.
Пунктами 2 приказов ФСТ России от 27.12.2013 N 266-э/5, от 15.05.2015 N 152-э/15 предусмотрено, что тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные настоящим приказом, учитываются при формировании цен на газ для конечных потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в стоимость газа, установленную для потребителей третьего лица, включена стоимость услуг истца по транспортировке газа до потребителей.
Из материалов дела следует, что в спорный по настоящему делу период времени между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (Поставщик) и ООО "Шелэкс" (Потребитель) заключены договоры поставки газа N 41-4-2296/13 от 02.05.2012, N Н-41-4-2296/13 от 05.09.2013, N Н-41-4-2296/14 от 02.12.2013, согласно условиям которых обязанность по оплате стоимости газа возникает у Потребителя перед Поставщиком, стоимость поставляемого по договору газа формируется из оптовой цены на газ, тарифа на услуги по транспортировке газа, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги (пункты 5.1, 5.2 договоров).
В соответствии с пунктом 20 Правил N 162 между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (Поставщик) и ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" (ГРО) заключены договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа N 41-1-1001/14 от 02.12.2013, N 41-1-1001/15 от 26.01.2015, в соответствии с условиями которых Поставщик обязался передавать газ в сети ГРО на границе газораспределительной станции, а ГРО принимать и транспортировать газ по своим газораспределительным сетям до покупателей газа - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми поставщик заключил договоры поставки газа.
Разделом 6 договоров предусмотрена обязанность Поставщика оплатить услуги по транспортировке газа.
Согласно пункту 4.1 указанных договоров количество транспортируемого газа (объем) определяется по контрольно-измерительным приборам Поставщика, установленным на сетях Покупателя. При неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество транспортируемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов или иным способом по согласованию сторон.
Пунктом 3.6 технического соглашения от 02.12.2013 по исполнению договора поставки газа и договора транспортировки предусмотрено, что при отсутствии аттестованного коммерческого УУГ, его неисправности или в случаях, когда существует возможность несанкционированного вмешательства в работу УУГ, объем газа определяется по суммарной проектной мощности установок, не опломбированных Поставщиком или ГРО, или в ином порядке, определенном соглашением Поставщика и Покупателя.
Учитывая, что между третьим лицом (Поставщик) и ответчиком (Потребитель) заключены договоры поставки газа; между истцом (ГРО) и третьим лицом (поставщик) заключены договоры возмездного оказания услуг по транспортировке газа до покупателя, согласно которым услуга по транспортировке оказывается поставщику газа и оплачивается последним; в цену на газ по договору на поставку газа, оплачиваемую ответчиком ООО "Газпром межрегионгаз Пермь", включена стоимость услуг по транспортировке газа до потребителей, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к правильному выводу о необоснованном предъявлении АО "Газпром газораспределение Пермь" к оплате напрямую покупателю (ответчику) стоимости услуг по транспортировке газа.
Довод АО "Газпром газораспределение Пермь" о том, что условия пунктов 3.1 договоров поставки газа свидетельствуют о присоединении ответчика к договорам транспортировки газа и принятии покупателем газа на себя обязательств по оплате услуг по его транспортировке, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Из материалов дела не следует, истцом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что условия договоров транспортировки газа, заключенных между истцом и третьим лицом, определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах.
Кроме того, при подписании договоров поставки газа ответчик и третье лицо согласовали, что техническое соглашение заключается с учетом обязательств Поставщика, предусмотренных договором транспортировки газа, заключаемых с ГРО.
Договором транспортировки газа предусмотрена обязанность Поставщика газа оплачивать услуги по транспортировке газа, оказанные ГРО (пункт 2.1.).
При таких обстоятельствах оснований для вывода о присоединении ответчика к условиям договоров транспортировки газа, заключенных между истцом и третьим лицом, вопреки доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Также судом правомерно признан необоснованным довод АО "Газпром газораспределение Пермь" о наличии у ответчика обязанности по оплате услуг в силу того, что договоры транспортировки газа от 30.10.2010 N 41-1-1001/11, от 02.12.2013 N 41-1-1001/14, от 26.01.2015 N 41-1-1001/15 являются договорами в пользу третьего лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Гражданского кодекса Российской Федерации договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Основной смысл договора в пользу третьего лица состоит в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого третье лицо участия не принимало.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предметом заключенных между ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" и АО "Газпром газораспределение Пермь" договоров N 41-1-1001/11 от 30.10.2010, N 41-1-1001/14 от 02.12.2013, N 41-1-1001/15 от 26.01.2015 являются обязательства Поставщика (третьего лица) передавать газ в сети ГРО на границе газораспределительной станции газотранспортной организации ООО "Газпром трансгаз Чайковский" и иных владельцев ГРС с газопроводами ГРО, а также обязательства ГРО (истца) по его принятию в данных точках и транспортировка газа по газораспределительной системе до Покупателей в согласованных объемах.
Таким образом, договоры транспортировки газа не являются заключенными в пользу третьего лица, указанные договоры содержат условия об исполнении обязательств перед поставщиком.
Указанные договоры не содержат условия об обязанности покупателя газа услуги по его транспортировке оплачивать ГРО.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав.
В обязательственных правоотношениях основным способом защиты является требование об исполнении должником лежащей на нем обязанности (либо обязанностей).
Взыскание с ответчика в пользу истца задолженности представляет собой способ защиты права кредитора на надлежащее исполнение должником денежного обязательства.
Вместе с тем, в связи с отсутствием между истцом и ответчиком обязательственных правоотношений, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Утверждение истца о том, что отказ в удовлетворении исковых требований противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность использования иных способов защиты права, основан на неправильном толковании заявителем норм материального права, в связи с чем подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2016 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 октября 2016 года по делу N А50-10107/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.Г.Масальская |
Судьи |
Д.Ю.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10107/2016
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ"
Ответчик: ООО "ШЕЛЭКС"
Третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз Пермь"