город Ростов-на-Дону |
|
10 января 2017 г. |
дело N А53-18589/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
при участии:
от истца - Даглдиян О.П. по доверенности от 10.05.2016, Цыгановой О.Ф. по доверенности от 19.12.2016;
от ответчика - Волнянского Д.И. по доверенности от 11.01.2016;
от третьего лица - Ларичкиной Н.Н. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2016 по делу N А53-18589/2016,
принятое в составе судьи Маковкиной И.В.,
по иску акционерного общества "Крымское автотранспортное предприятие"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьего лица: Министерства труда и социального развития Ростовской области
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крымское автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области убытков в размере 2087027 рублей 90 копеек, судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2016 исковые требования удовлетворены.
Министерство финансов Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, в иске отказать. Министерство финансов Ростовской области полагает, что единственным документов, подтверждающим проезд пассажира относящегося к льготной категории граждан, будет являться проездной билет. Однако при вынесении оспариваемого решения данные обстоятельства оставлены без надлежащей правовой оценки. Истцом не представлен алгоритм расчета убытков, в связи с чем, невозможно установить при подсчете из каких именно данных образовалась, по мнению истца, сумма убытков за спорный период. Расчет понесенных убытков не подтвержден первичными учетными документами.
В судебном заседании представители ответчика, третьего лица апелляционную жалобу поддержали в полном объеме.
Представитель истца апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.02.2015 между акционерным обществом "Крымское автотранспортное предприятие" и Министерством труда и социального развития Ростовской области заключен контракт N 108-ап.
В соответствии с п. 1.1 контракта общество во исполнение постановления Правительства Ростовской области предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а Министерство труда и социального развития Ростовской области возмещает обществу стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и на автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Согласно п. 2.1.2 контракта общество обязуется предоставлять Министерству труда и социального развития Ростовской области ежемесячно: в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приема-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру; в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе, протокол сверки электронных ресурсов.
В соответствии с п. 2.2.1 контракта Министерство труда и социального развития обязуется в срок до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в п. 2.1.2, производить возмещение обществу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Министерством труда и социального развития Ростовской области на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников.
13.02.2015 между акционерным обществом "Крымское автотранспортное предприятие" и Министерством труда и социального развития Ростовской области заключен контракт N 47-ап.
В соответствие с п. 1.1 контракта общество во исполнение Областных законов от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда ростовской области", от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, а Министерство труда и социального развития Ростовской области возмещает обществу стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и на автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Согласно п. 2.1.2 контракта общество обязуется предоставлять Министерству труда и социального развития Ростовской области ежемесячно: в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приема-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру; в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе, протокол сверки электронных ресурсов.
В соответствии с п. 2.2.1 контракта Министерство труда и социального развития Ростовской области обязуется в срок до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в п. 2.1.2, производить возмещение обществу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам региональных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Министерством труда и социального развития Ростовской области на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.
Истец исполнил взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактами от 13.02.2015 N 108-ап, N 47-ап, в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 оказал услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Общество ежемесячно составляло и предоставляло Министерству труда и социального развития Ростовской области реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах.
Протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 приняты Министерством труда и социального развития Ростовской области, о чем в протоколах имеется отметка.
Вместе с тем расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения льготных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистр льготников, обществу были возмещены не в полном объеме. В период с период с сентября по декабрь 2015 года Министерство труда и социального развития Ростовской области не осуществляло возмещение стоимости предоставленных услуг в рамках заключенных контрактов.
По состоянию на 27.06.2016 общество понесло непокрытые расходы в размере 2 087 027 рублей 90 копеек, из которых: по контракту от 13.02.2014 N 108-ап в размере 945 349 рублей 72 копейки; по контракту от 13.02.2015 N 47-ап в размере 1 141 678 рублей 18 копеек.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными в ранее действовавшее законодательство, внесены изменения в Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым с 1 января 2005 года нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты.
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд, предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных; пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
В соответствии с данным постановлением и вышеназванными законами, в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников обществом с Министерством труда и социального развития Ростовской области были заключены контракты от 13.02.2015 N 108-ап, N 47-ап.
Согласно контрактам Министерство труда и социального развития Ростовской области приняло на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2015 году.
Учитывая вышеизложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе акционерное общество "Крымское автотранспортное предприятие", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В обоснование расчета суммы убытков истцом представлены в материалы дела протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах на основании контрактов от 13.02.2015 N 108-ап, N 47-ап, сводные таблицы сверки электронных реестров, счета на оплату.
Министерство труда и социального развития Ростовской области указывает, что за проезд региональных льготников за период с июля по ноябрь 2015 года обществом выставлены счета на сумму 5 241 447,50 рублей, из них не оплачено 1 141 678,18 рублей как предъявленное сверх плановых показателей утвержденных бюджетных назначений. За проезд федеральных льготников за период с сентября по ноябрь 2015 года обществом выставлены счета на сумму 1 027 140 рублей, из них не оплачено 945 349,72 рублей как предъявленное сверх плановых показателей утвержденных бюджетных назначений. В остальной части расходы приняты.
Таким образом, расчет непокрытых расходов подтвержден Министерством труда и социального развития Ростовской области.
Истец представил в материалы дела пакет первичных документов за октябрь 2015 года, подтверждающих основание включения сумм в реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан.
Довод ответчика о том, что финансирование мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам РФ и осуществляется за счет средств федерального бюджета, следовательно, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку данных категорий граждан также должно производиться за счет средств федерального бюджета, а также довод о том, что поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социального развития Ростовской области, то выступать в суде от имени публично-правового образования - Ростовской области в качестве представителя ответчика должно Министерство труда и социального развития Ростовской области судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации когда в соответствии с Кодексом или другими за конами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Таким образом, суд считает, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно пункту 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
При решении вопроса о разумности расходов на оплату услуг представителя суд руководствуется Выпиской из протокола N 4 заседания Совета Адвокатской палаты Ростовской области от 23.03.2016 г. "О результатах обобщения гонорарной практики, сложившейся на территории Ростовской области в 2015 г.", в соответствии с которой средняя стоимость оплаты труда адвоката по такому виду юридической помощи как участие в качестве представителя доверителя, правовое сопровождение дела в арбитражном судопроизводстве в суде первой инстанции при рассмотрении дела по общим правилам искового производства составляет 60 000 руб.
Акционерное общество "Крымское автотранспортное предприятие" (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "ЮрРост" (исполнитель) заключили договор на оказание юридических услуг от 15.06.2016 N 28, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательство по представлению интересов заказчика в Арбитражном суде Ростовской области по иску АО "Крымское АТП" к Министерству финансов Ростовской области (третье лицо - Министерство труда и социального развития Ростовской области) о взыскании суммы задолженности, включающие в себя услуги, перечисленные в п. 1.1 договора.
Согласно пункту 4.1 стоимость услуг по договору составляет 20 000 рублей.
Оплата произведена платежным поручением от 21.06.2016 N 000599 на сумму 20 000 рублей.
Как следует из материалов дела, исполнитель составил исковое заявление и направил его в суд, участвовал в судебных заседаниях от 26.07.2016, 15.09.2016, 29.09.2016, 31.10.2016, представлял письменные пояснения, дополнительные доказательства.
В рассматриваемом случае взысканная судом сумма отвечает критерию разумности, определена исходя из объема оказываемых услуг, категории, сложности дела, квалификации представителя, продолжительности рассмотрения дела.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2016 по делу N А53-18589/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18589/2016
Истец: АО "КРЫМСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ