город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2017 г. |
дело N А32-32807/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 21.12.2015 - Пирцхалава Д.Н., представитель по доверенности от 12.12.2015 - Коробкин Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мосагропромснаб-5"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 по делу N А32-32807/2016, принятое судьей Гонзусом И.П.,
по заявлению открытого акционерного общества "Мосагропромснаб-5"
(ИНН 504500641, ОГРН 1025005916341)
к заинтересованному лицу Сочинской таможне
(ОГРН 1022302837699, ИНН 2317013362)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мосагропромснаб-5" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Сочинской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.08.2016 N 10318000-485/2016 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части наказания в виде административного штрафа в сумме 142800 руб. и замене наказания на административный штраф в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, который составляет 6654,48 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что использованный для определения рыночной цены товар не является аналогичным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества вмененного ему правонарушения, какие-либо объективные основания для сомнения в обоснованности выводов о средней рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, содержащихся в заключении эксперта N 14-01-2016/177/026676 от 19.07.2016, отсутствуют.
Открытое акционерное общество "Мосагропромснаб-5" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на необоснованность вывода эксперта о рыночной стоимости предмета административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня возражала на доводы жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие общества. Представитель таможни возражал на доводы апелляционной жалобы, настаивал на законности вынесенного судом первой инстанции судебного акта.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2016 в 16 час. 55 мин. на линию совершения таможенных операции и осуществления таможенного контроля транспортных средств и физических лиц, следующих из Российской Федерации в Республику Абхазия N 15 автомобильной составляющей таможенного поста МАПП Адлер Сочинской таможни прибыл автомобиль Мерседес Бенц Актрос1841, регистрационный знак А431РМ161 с полуприцепом Когель SN24, регистрационный знак СА201761, осуществляющий международную автомобильную перевозку грузов, под управлением водителя ООО "Транс-Форест" Арутюняна Михаила Арутюновича.
Арутюнян М.А. сообщил в таможенный орган сведения о перевозимых им товарах - плиты древесноволокнистые (ХДФ), изготовленные по "сухой" технологии, толщиной 7, 8, 10 мм, ламинированные бумагой различной цветовой гаммы-16651 т, предъявив при этом в таможенный орган следующие документы - декларацию на товары N 10130070100216/0001091, международную товарно-транспортную накладную (CMR) N 1233335 от 10.02.2016, счет-фактуру N 410556 от 09.02.2016.
Также Арутюнян М.А. сообщил в таможенный орган сведения о перевозимых им товарах:
- профили из алюминиевых сплавов для ремонтных работ, окрашенные: изготовитель ООО "Пластал ПК", Россия, товарный знак "Пластал", код ТН ВЭД 7604299000, вес брутто 2721,510 кг, вес нетто - 2586,860 кг;
- профили фасонные из поливинилхлорида для отделки полов, стен, ступеней, способ изготовления - экструзия, наличие др. компонентов помимо пластмасс отсутствует, изготовитель ООО "Пластал ПК", Россия, товарный знак "Пластал", код ТН ВЭД 3916200000, вес брутто 545,040 кг, вес нетто - 540,00 кг.
При этом он подал в таможенный орган следующие документы - декларацию на товары N 10129073/120216/0000250, международную товарно-транспортную накладную (CMR) N 1233337 от 09.02.2016, счет - фактуру N БН94 от 09.02.2016, спецификацию N 1 от 14.01.2016 к контракту N 45/2015 от 01.12.2015.
Указанные товары были задекларированы в ДТ N 10130070/100216/0001091 и N 10129073/120216/0000250. Сведения об иных товарах в указанных декларациях заявлены не были.
Согласно гр. 54 ДТ N 10129073/120216/0000250 лицом, составившем данную декларацию на товар, является менеджер по ВЭД ОАО "Мосагропромснаб-5" Зубарева Оксана Владимировна.
В соответствии с договором N 0179/00-014-005 на оказание услуг таможенного представителя от 18.04.2014 ОАО "Мосагропромснаб-5" принимает на себя обязательства по представлению интересов ООО "Пластал ПК" во взаимоотношениях с таможенными органами, в том числе заполнять декларацию на товары.
По результатам таможенных осмотров (акты таможенных осмотров N 10318020/150216/000009, N10318020/150216/000010) установлено, что в задней части грузового отделения автомобиля Мерседес Бенц Актрос1841, регистрационный знак А431РМ161 /полуприцеп Когель SN24, регистрационный знак СА201761 (прямоугольник N 1) находится товар, сведения о котором в товаросопроводительных документах, предъявленных таможенному органу, отсутствовали.
В ходе проведения таможенного досмотра указанного автомобиля (акт таможенного досмотра N 10318020/160216/000013) было установлено, что кроме товаров, заявленных в ДТ N N 10130070/100216/0001091, 10129073/120216/0000250, в задней части грузового отсека п/прицепа государственный регистрационный номер СА201"761. автомобиля государственный регистрационный номер А431РМ161, находится товар - лента резиновая черного цвета, гибкая, ручейкового типа, шириной 28 мм в бухтах, упакованных в прозрачную пленку, без маркировки, всего 8 (восемь) шт., из них: 7 шт. - по 109,2 м, 1 шт. - 51,6 м, общим весом 85,65 кг.
Однако, в дополнительном описании профиля к гр.31 декларации на товары N 10129073 120216 0000250 в спецификации N 1 от 14.01.2016 заявлены сведения о товаре, код ТН ВЭД "604299000. Д01 КЕ 270 б/о б/упак. (Профиль алюм.) - 102 шт., Д01 НЕ 270 боб/упак. (Профиль алюм.) - 102 шт., Д01 РЕ 270 боб/упак. (Профиль алюм.) - 102 шт. Сведения о профилях алюминиевых анодированных (КЕ, НЕ, РЕ) в комплекте с резиновым уплотнителем в предоставленных в таможенный орган документах отсутствуют.
20.06.2016 по данному факту должностным лицом таможни возбуждено дело об административном правонарушении N 10318000-485/2016 в отношении общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Определением от 20.06.2016 таможенным органом назначено проведение товароведческой экспертизы для определения средней рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения: "лента резиновая черного цвета, гибкая, ручейкового типа, шириной 28 мм в бухтах, упакованных в прозрачную пленку, без маркировки, всего 8 (восемь) шт., из них: 7 шт. - по 109,2 м, 1 шт. - 51,6 м, общим весом 85,65 кг." по состоянию на 12.02.2016 и 15.02.2016.
Проведение экспертизы поручено структурному подразделению Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России.
Согласно заключению экспертно-исследовательского отдела N 2 (г. Сочи) ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону, N 14-01-2016/177/026676 от 19.07.2016 рыночная стоимость предмета административного правонарушения по делу об АП N 10318000-485/2016 составила 142800 руб.
15.08.2016 уполномоченным должностным лицом таможни, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес общества по почте.
31.08.2016 заместителем начальника Сочинской таможни, в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление N 10318000-485/2016 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере, однократной стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что составляет 142800 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону состава данного правонарушения образует невыполнение требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.
Обязательным элементом состава части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является недостоверность сведений о товарах, если такие сведения повлекли освобождение или уменьшение размера таможенных пошлин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Примечанием N 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; сведения о соблюдении ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) основной единицей измерения товара является килограмм (кг), остальные единицы измерения - дополнительные.
Ответственность декларанта урегулирована статьей 189 ТК ТС, согласно которой декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 191 ТК ТС сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Согласно статье 207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
На основании частей 2, 3 статьи 12 ТК ТС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (часть 1 статьи 15 ТК ТС).
Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что общество допустило недекларирование товара "лента резиновая черного цвета, гибкая, ручейкового типа, шириной 28 мм в бухтах, упакованных в прозрачную пленку, без маркировки, всего 8 (восемь) шт., из них: 7 шт. - по 109,2 м, 1 шт. - 51,6 м, общим весом 85,65 кг.", что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом таможенного досмотра10318020/160206/000013 от 16.03.2016, протоколом об административном правонарушении от 15.08.2016.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований таможенного законодательства о достоверном декларировании в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушения вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований ТК ТС в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В решении суда первой инстанции сделан исчерпывающий вывод об отсутствии каких-либо объективных оснований для сомнения в обоснованности выводов о средней рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, содержащихся в заключении эксперта от 19.07.2016 N 14-01-2016/177/026676.
В заключении эксперта от 19.07.2016 N 14-01-2016/177/026676 указано, что в качестве базовых цен использовались розничные отпускные цены на аналогичные товары на территории РФ, размещенные на указанных сайтах, а именно цены на профиль резиновый противоскользящий за 1 метр. Ссылки на использование цен на самоклеящуюся ленту в заключении эксперта не имеется. Таким образом, указание на использование цен на иной товар, чем аналогичный предмету административного правонарушения, является необоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня правомерно указала, что в ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении N 10318000-485/2016 в адрес общества направлялось определение о назначении товароведческой экспертизы для ознакомления и возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ, а именно: заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
С указанным определением представитель общества - генеральный директор А.В. Комяков, был ознакомлен 27.06.2016, однако каких-либо дополнительных вопросов для дачи на них ответов в заключении эксперта, замечаний или ходатайств по содержанию и полноте имеющихся в определении о назначении товароведческой экспертизы от 20.06.2016, от представителя общества не поступало.
Заявитель не представил альтернативного заключения эксперта о рыночной стоимости товара, не обратился с ходатайством о проведении судебной экспертизы.
Кроме того, предмет административного правонарушения по делу об административном правонарушении N 10318000-485/2016 также являлся предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении N 10318000-137/2016, возбужденному по части 3 статьи 16.1 КоАП России в отношении фирмы-перевозчика ООО "Транс-Форест", по которому также проводилась товароведческая экспертиза и в распоряжение эксперта предоставлялись отобранные по протоколу отбора проб и образцов образцы товара, тем самым, у эксперта имелась возможность визуально осмотреть и определить предмет административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу таможней не допущено.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 по делу N А32-32807/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32807/2016
Истец: ОАО "Мосагропромснаб-5"
Ответчик: Сочинская таможня, Федеральная таможенная служба Сочинская таможня