г. Ессентуки |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А15-3910/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Микрофинансовой организации муниципального автономного учреждения "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" города Каспийска на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2016 по делу N А15-3910/2016 (судья Омарова П.М.)
по заявлению Микрофинансовой организации муниципального автономного учреждения "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" города Каспийска (ИНН 0545023077 ОГРН 1090545000743)
к Отделению - Национального банка по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Махачкала, ул. Даниялова 29)
о признании незаконным и от отмене постановления,
в судебном заседании участвует директор Микрофинансовой организации муниципального автономного учреждения "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" города Каспийска - Магомедгаджиев М.М.
УСТАНОВИЛ:
Микрофинансовая организация муниципальное автономное учреждение "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" г. Каспийск (далее - фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения - Национального банка по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - банк, заинтересованное лицо) от 02.08.2016 N 07-16-Ю/0045 о привлечении фонда к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2016 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Не согласившись с решением, фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на отсутствие состава административного правонарушения. Кроме того, апеллянт просит признать правонарушение малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу банк просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Банк в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления и Предприятия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения представленного фондом отчета о деятельности микрофинансовой организации за 2015 год, банком выявлены нарушения требований Указания Банка России от 17.05.2014 N 3263-У "О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации", в частности, в составе отчета о деятельности за 2015 год не приложена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Фонду выдано предписание Банка России от 16.05.2016 N Т307-15-16/6197, в котором предписано в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения предписания устранить нарушений законодательства Российской Федерации и представить в Банк России исправленный отчет о деятельности микрофинансовой организации за 2015 год, представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года в форме электронного документа с электронной подписью.
В связи с неисполнением в установленный срок предписания от 16.05.2016 начальник отдела контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Отделения Ставрополь Филь П.П. составил в отношении фонда протокол от 27.06.2016 N 07-00-15-26-ЮЛ-16-3928/1020-1/07-16- Ю/0045/1020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 02.08.2016 N 07-16-Ю/0045/3110 МО МАУ "ФМСМП" г. Каспийска признана виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) руб.
Не согласившись с указанным постановлением, фонд обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания Банка России в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности, в том числе микрофинансовых организаций (п. 11 ст. 76.1 Закона N 86-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151- ФЗ) микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Форма, сроки, порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями устанавливаются нормативным актом Банка России (ч. 3 ст. 15 Закона N 151-ФЗ).
Форма отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации установлена приложением 1 к Указанию Банка России от 17.05.2014 N 3263-У "О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" (далее - Указание Банка России N 3263-У), действовавшим до 10.04.2016.
Согласно п. 1 приложения 3 к Указанию Банка России от 17.05.2014 N 3263-У документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее - отчетность), представляются в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 приложения 3 отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации представляется: за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (подпункт 2.1); за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года (подпункт 2.2).
При составлении отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода, заполняются только разделы 1 и 5.
При составлении отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, заполняются разделы 1 - 5.
К отчету о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность микрофинансовой организации, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Поскольку МО МАУ "ФМСМП" г. Каспийска представило отчет о деятельности микрофинансовой организации, представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании 2015 года, с нарушением вышеуказанный требований (без приложения годовой бухгалтерской отчетности), банком фонду выдано предписание от 16.05.2016 N Т307-15-16/6197 об устранении указанного нарушения в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения предписания.
Предписание направлено фонду путем его размещения в личном кабинете участника финансового рынка регистрационный номер 41028 от 17.05.2016, что подтверждается скриншотом программы "Системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота".
В соответствии с пунктом 4.3 Указания Банка России от 21.12.2015 N 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета" электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о размещении Банком России в личном кабинете, подписанная УКЭП Банка России, с возможностью ее получения.
Таким образом, предписание Банка России получено фондом 18.05.2016, что заявителем не оспаривается. Следовательно, срок исполнения предписания истекал 02.06.2016.
Предписание Банка России фондом не обжаловано и в установленном порядке не признано недействительным. В указанный срок предписание от 16.05.2016 заявителем не исполнено, что подтверждается материалами проверки и им не оспаривается.
При этом заявитель указывает на то, что отчеты во исполнение предписания фондом были отправлены 24.05.2016, а с 25.05.2016 без предупреждения была отключена сеть "Интернет" и возможность проверить состояние отправленных документов отсутствовала. С 24.05.2016 по 21.06.2016 принимались попытки связаться с представителем Отделения по Ставропольскому краю Южного Главного управления Банка России, однако дозвониться не удалось. По состоянию на 22.07.2016 отчетность отправлена и ей присвоен номер ТР-2016-00542020.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод заявителя о невозможности исполнения предписания ввиду отключения сети "интернет", так как о наличии технических неполадок, препятствующих исполнению предписания, контролирующему органу не сообщалось, ходатайств о продлении срока исполнения предписания фондом не подавались. Отключение сети "интернет" не препятствовало фонду отправить требуемый отчет с использованием другого компьютера, имеющего выход в сеть "интернет".
Являясь профессиональным участником правоотношений в данной сфере, фонд не мог не знать о требованиях законодательства и Банка России к осуществляемому виду деятельности, и обязан был их соблюдать. В установленный Указанием Банка России N 3263 срок фонд не представил в уполномоченный орган требуемый отчет в полном объеме. Предписание банка, выданное в целях устранения допущенного нарушения, фонд также не исполнил.
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих исполнению данного предписания, фондом в ходе проверки исполнения предписания, вынесения оспариваемого постановления от 02.08.2016 не заявлялось.
Доказательства наличия таких обстоятельств в материалы дела не представлено.
Фонд, имея возможность для выполнения предписания банка, не принял необходимых мер по их исполнению. Обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях фонда состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, правомерны.
Нарушений порядка привлечения предприятия к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для освобождения предприятия от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Довод апелляционной жалобы о малозначительности совершенного фондом правонарушения подлежит отклонению, в связи со следующим.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Статья 19.5 включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых является правоотношения в сфере установленного порядка управления. Объективную сторону указанного административного правонарушения образует непредставление в административный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов в установленный ими срок. Невыполнение указанного требования административного органа посягает, прежде всего, на установленный законом порядок управления в области финансовых рынков.
Совершенное фондом правонарушение образует формальный состав, и такое обстоятельство, как отсутствие наступления вредных последствий, согласно разъяснениям, данным вышеуказанным Постановлением Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004, само по себе не свидетельствует о его малозначительности.
Угроза общественным отношениям в рассматриваемом случае, заключается в пренебрежительном отношении фонда к исполнению публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере правоотношений, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц и непринятии всех имеющихся возможностей для исполнения предписания банка в установленный срок.
Указанные заявителем такие обстоятельства, как финансирование из бюджета, отсутствие денежных средств для оплаты штрафа, не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
Ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П судом также отклоняется.
Указания Конституционного Суда РФ, данные в названном постановлении, реализованы законодателем путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 3.2, 3.3 КоАП РФ, введенными Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Кроме того, банк с учетом вышеуказанных положений и исходя из общих критериев назначения наказания (соразмерности, характера совершенного правонарушения, степени вины, имущественного и финансового положения) уменьшил минимальный размер административного штрафа, установленный ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, с 500 000 руб. до 250 000 руб.
Назначенное фонду административное наказание (штраф 250 000 руб.) отвечает целям административной ответственности за совершение конкретного указанного в постановлении правонарушения, оснований для изменения размера наказания не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2016 по делу N А15-3910/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3910/2016
Истец: Микрофинансовая организация МАУ "Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" г. Каспийск
Ответчик: ГУ Отделение - Национальный банк по РД Южного Центрального банка РФ
Третье лицо: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ)ЮЖНОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Национальный банк по РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4906/16