Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2017 г. N Ф09-1808/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А50-16318/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Тандер": Соколов Б.В., представитель по доверенности, паспорт,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Тутынина О.И., представитель по доверенности, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2016 года, принятое судьей Вавиловой Н.В.,
по делу N А50-16318/2016
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 10223051598549, ИНН 2310031475)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114)
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - общество "Тандер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения N БрзФ/56/10-3 от 12.05.2016 к договору аренды недвижимого имущества N МТК-МАГ/11-10/1; ПрмФ-4/381/10 от 07.10.2010, об обязании Управления Росреестра по Пермскому краю произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. По мнению заинтересованного лица, в отсутствие кадастрового паспорта в отношении нежилых помещений, сдаваемых в аренду, оснований для регистрации договора аренды, предметом которого является часть помещения, не имеется. Ссылаясь на то, что на регистрацию было представлено дополнительное соглашение к договору аренды, которым изменен предмет аренды, в ЕГРП имеется информация о правах в отношении здания, считает, что для регистрации обременения в виде аренды иных нежилых помещений с учетом положений статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, Закон о регистрации) заявителем должен быть самостоятельно представлен кадастровый паспорт нежилого помещения либо кадастровый паспорт здания с указанием части, сдаваемой в аренду. Отмечает, что судебная практика не составляет правовую основу государственной регистрации.
Общество "Тандер" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.05.2016 общество "Тандер" обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о проведении государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества.
Уведомлением от 02.06.2016 N 59/002/201/2016-7777 Управление Росреестра по Пермскому краю сообщило обществу "Тандер" о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения. В обоснование приостановления государственной регистрации управление указало на необходимость представления кадастрового паспорта здания с указанием части, сдаваемой в аренду.
Не согласившись с приостановлением регистрации общество "Тандер" обратилось в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела Управлением Росреестра по Пермскому краю принято решение об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды по причине не предоставления документов, необходимых для государственной регистрации (сообщение от 09.09.2016 N 59/002/201/2016-7777), в связи чем заявителем уточнены заявленные требования (л.д. 11).
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации являются документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 20 Закона о регистрации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам или помещения в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о регистрации в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Как видно из материалов дела, в связи с передачей нежилого помещения площадью 12,9 кв.м. между индивидуальным предпринимателем Панчеха Л.Н. (арендодатель) и обществом "Тандер" (арендатор) 12.05.2016 заключено дополнительное соглашение N БрзФ/56/10-3 к договору аренды недвижимого имущества N МТК-МАГ/11-10/1; ПрмФ-4/381/10.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации указанного дополнительного соглашения к договору аренды.
Сообщением от 09.09.2016 N 59/002/201/2016-7777 заявителю отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, так как обществом "Тандер" не представлены документы, подтверждающие постановку на кадастровый учет объекта недвижимости, не представлен кадастровый паспорт на передаваемый объект в аренду по договору аренды.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В абзаце 5 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено: если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Спор относительно объекта аренды между сторонами отсутствует, технические характеристики и иные сведения об объекте содержатся в кадастровом паспорте здания от 12.12.2014 N 5900/201/14-811742, границы арендуемого недвижимого имущества обозначены на выкопировке из технического паспорта, текстуальное описание арендуемой части содержится в пункте 1 дополнительного соглашения, схема границ арендуемых помещения является приложением N 1.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, передача в аренду части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик такого объекта в целом, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, поскольку в данном случае арендуемая часть помещения не привела к изменению характеристик объекта, требование Управления Росреестра по Пермскому краю о предоставлении кадастрового паспорта не может быть признано правомерным.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации, что повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заинтересованного лица подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как не соответствующие установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.
Ссылка Управления Росреестра на то, что судебная практика не составляет правовую основу государственной регистрации несостоятельна.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации").
Таким образом, арбитражные суды при рассмотрении судебных дел обязаны руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств.
При таких условиях, основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При отмеченных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда от 04.10.2016 не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2016 года по делу N А50-16318/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16318/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2017 г. N Ф09-1808/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю