Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2017 г. N Ф05-4849/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А40-14756/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей: Елоева А.М., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2016 г.
по делу N А40-14756/16
принятое судьей Козловским В.Э. (шифр судьи 102-120)
по иску Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (694420, Сахалинская обл., г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7)
к Министерству финансов Российской Федерации
(109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации
(109996, г. Москва, ул. Щепкина, д. 42)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Лобова Е.Н. по доверенности от 25.07.2016;
от третьего лица: Ратьков И.В. по доверенности от 27.10.2016;
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район" обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 68 849 055 руб..
Решением суда от 10.08.2016 года в удовлетворении заявленных требований Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район" отказано.
Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район" не согласилась с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство финансов Российской Федерации представило письменные объяснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Министерство энергетики Российской Федерации представило письменный отзыв, в котором поддерживает позицию истца.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в целях реструктуризации угольной промышленности и в соответствии с Федеральным законом от 27.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности", в 1998 году ликвидирована угольная шахта села Мгачи Александровск - Сахалинского района Сахалинской области.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ, перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта "е" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 года N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", к числу мероприятий по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков относится содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности, и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
В рамках реализации указанного мероприятия, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", Администрация городского округа "Александровск - Сахалинский район" оказывает содействие выезжающим гражданам в приобретении жилья по новому месту жительства путем предоставления социальных выплат.
При этом социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласованные Минэнерго России списки являются основанием для заключения договоров между администрациями шахтерских городов (поселков, районов) и переселяемыми гражданами на предоставление финансовой помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метров общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на предоставление социальных выплат гражданам, в рамках предусмотренного финансирования, за счет средств межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию программ местного развития в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 года: в 2005 году получили социальные выплаты 24 семьи высвобожденных работников шахты с.Мгачи, в 2006 году - 19 семей, в 2007 году - 24 семьи, 2008 году - 22 семьи, в 2009 - 59 семей, в 2010 - 64 семьи.
На основании Приказа Минпромэнерго России от 27.07.2006 года N 177 "О Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности", окончание переселения высвобожденных по ликвидации работников угольной промышленности предусмотрено в 2010 году.
По утверждению истца, предоставление социальных выплат одновременно всем гражданам не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием. Поэтому с 2010 года дополнительные списки получателей социальной выплаты за счет средств социальной поддержки ежегодно формировались только из числа лиц, в судебном порядке восстановленных в указанных списках. Александровск - Сахалинским городским судом приняты решения о восстановлении в списке граждан на получение социальной выплаты: в 2012 году принято - 21 решение, в 2013 году- 22 решения, в 2014 году- 8 решений.
По расчету истца, общий размер подлежащей предоставлению социальной выплаты, исходя из цен IV квартала 2015 года, по состоянию на 01.01.2016 года составил 68 849 055 руб..
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с Гражданским Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При этом, в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъекту Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному вручению от их имени могут выступать государственные органы, органы цветного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде и имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по иску к Российской о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных предприятиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов поселков, Главным распорядителем указанных средств является Министерство энергетики Российской Федерации.
Более того, в соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому спору должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 ГК РФ) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428, размер межбюджетных трансферов по каждому шахтерскому городу в поселку определяется Минэнерго России, на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт (разрезов) и списков граждан, подлежащих переселении.
Под убытками согласно п. 2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям ст.ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину причинителя вреда - государственного органа (должностного лица).
Таким образом, для привлечения к имущественной ответственности необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
В обоснование исковых требований истец ссылается на необходимость исполнения судебных решений Александровск - Сахалинского городского суда, принятых в 2012-2014 годах.
Поскольку судебные решения не исполнены, и социальные выплаты гражданам не выплачены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.08.2016 г. по делу N А40-14756/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14756/2016
Истец: Администрация Александровск Сахалинский район, Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район", Министерство энергетики РФ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство энергетики РФ