г. Воронеж |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А64-1554/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Колянчиковой Л.А., |
судей |
Сурненкова А.А., |
|
Маховой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов": Бабурская Е.С., представитель по доверенности N 01-04/85 от 30.12.2016;
от Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод": Андреева Е.А., представитель по доверенности N 73 от 11.11.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2016 года о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А64-1554/2016 (судья Краснослободцев А.А.), по заявлению Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" об отсрочке исполнения судебного акта по делу N А64-1554/2016, по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (ОГРН 1026801155303, ИНН 6831020409) к федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" (ОГРН 1026801010994, ИНН 6825000757)о взыскании 19 710 055,36 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" о взыскании задолженности по государственному контракту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012 за период февраль 2016 года в размере 19 710 055,36 руб.
Определением арбитражного суда от 19.04.2016 г. по делу N А64-1554/2016 утверждено мировое соглашение, заключенное 15.04.2016 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" и Федеральным казенным предприятием "Тамбовский пороховой завод" на следующих условиях:
"1. Предметом настоящего соглашения является урегулирование и прекращение судебного спора по арбитражному делу N А64-1554/2016, находящее в производстве Арбитражного суда Тамбовской области.
2. Ответчик на момент заключения настоящего соглашения признает задолженность перед Истцом за поставленный газ по государственному контракту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012 за февраль 2016 года в размере 19 710 055,36 (девятнадцать миллионов семьсот десять тысяч пятьдесят пять руб. 36 коп.) руб., включая НДС 18%.
3. Ответчик погашает задолженность, указанную в п. 2. настоящего соглашения, в следующем порядке:
3.1. Часть суммы задолженности за поставленный газ по государственному контракту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012 за февраль 2016 года в размере 6 500 000,00 (шесть миллионов пятьсот тысяч руб. 00 коп.) руб., включая НДС 18%, Ответчик обязуется оплатить Истцу в срок до 01 мая 2016 года.
3.2. Часть суммы задолженности за поставленный газ по государственному контракту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012 за февраль 2016 года в размере 6 500 000,00 (шесть миллионов пятьсот тысяч руб. 00 коп.) руб., включая НДС 18%, Ответчик обязуется оплатить Истцу в срок до 01 июня 2016 года.
3.3. Оставшуюся часть суммы задолженности за поставленный газ по государственному контракту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012 за февраль 2016 года в размере 6 710 055,36 (шесть миллионов семьсот десять тысяч пятьдесят пять руб. 36 коп.) руб., включая НДС 18%, Ответчик обязуется оплатить Истцу в срок до 01 июля 2016 года.
4. Ответчик обязуется возместить Истцу 50% (пятьдесят процентов) расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления по арбитражному делу N А64-1554/2016 в размере 60 775,00 (шестьдесят тысяч семьсот семьдесят пять руб. 00 коп.) руб., НДС не облагается, в срок до 01 июля 2016 года.
5. Оплата суммы задолженности, указанной в п. 2 настоящего соглашения, а также возмещение расходов по оплате государственной пошлины, указанных в п. 4 настоящего соглашения, производится Ответчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Истца.
6. Обязательства по перечислению денежных средств считаются выполненными с момента поступления денежных средств на расчетный счет Истца.
7. Настоящее мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения Арбитражным судом Тамбовской области.
8. В случае не выполнения или ненадлежащего выполнения Ответчиком условий настоящего мирового соглашения, Истец вправе обратиться в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о выдаче исполнительного листа о взыскании денежных средств в размере всей суммы, указанной в п. 2 и п. 4 настоящего соглашения. На основании данного заявления Арбитражный суд Тамбовской области выдает Истцу исполнительный лист в целях принудительного исполнения мирового соглашения".
На принудительное исполнение мирового соглашения взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 006286306 от 16.05.2016 г.
Определением от 04.08.2016 г. Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" предоставлена отсрочка исполнения по исполнительному листу от 19.04.2016 г. серии ФС N 006286306 от 16.05.2016 г. по делу NА64-1554/2016 до 01.10.2016 г.
30.09.2016 г. в Арбитражный суд поступило заявление Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" об изменении порядка исполнения определения от 19.04.2016 г. сроком до 01.04.2017 г., мотивированное тяжелым финансовым положением должника.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2016 г. заявление Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения по исполнительному листу от 19.04.2016 г. серии ФС N 006286306 от 16.05.2016 г. по делу NА64-1554/2016 до 01.04.2017 г.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2016 отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" ссылается на то, что при вынесении судом обжалуемого определения не было учтено, что определениями Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2016, от 04.08.2016, ответчику уже была предоставлена рассрочка исполнения обязательств по государственному контракту на поставку газа N 50-5-19123 от 12.11.2012. Кроме того, ответчику была выделена субсидия в размере 120 000 000 руб., однако на оплату кредиторской задолженности должника перед взыскателем было направлено только 6 500 000 руб. Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в сентябре 2016 года ПАО "Промсвязьбанк" выдало ответчику кредит в размере 150 000 000, 00 руб. В настоящее время со стороны должника отсутствуют какие-либо действия по выполнению условий мирового соглашения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" от ФКП "Тамбовский пороховой завод" поступил отзыв на апелляционную жалобу, с приложением копий документов подтверждающих направление отзыва на апелляционную жалобу стороне взыскателя.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение от 28.10.2016 г. по делу N А64-1554/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель ФКП "Тамбовский пороховой завод" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", ФКП "Тамбовский пороховой завод" и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с ч.1 ст.324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано, что Кодекс и Закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу.
При этом суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона N 229-ФЗ, статьи 324 Кодекса основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Кроме того, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта представляет собой исключительную меру, подлежащую применению судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов не только должника, но и взыскателя.
Положениями ст. 324 АПК РФ не исключается возможность отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта об утверждении мирового соглашения. Исходя из того, что утвержденное судом мировое соглашение основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях и влечет урегулирование спора о праве в полном объеме, отсрочка исполнения этого судебного акта может быть предоставлена в исключительных случаях. Ответчик должен доказать, что уже после утверждения мирового соглашения возникли обстоятельства, объективно затрудняющие исполнение судебного акта, или что отсрочка позволит устранить такие обстоятельства (Пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50).
В соответствии с п.1, п.2 ст.19, п/п.3, п.1 ст.20 ФЗ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.
В соответствии п.1, п.4 Устава ФКП ТПЗ, утвержденного распоряжением Правительства от 25.08.2006 г. N 1189-Р (в ред. Распоряжений Правительства РФ от 23.03.2010 г. N 392-Р, от 28.12.2011 г. N 2407-Р), предприятие основано на праве оперативного управления, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Целью создания предприятия, определенной п. 9 того же Устава, является обеспечение производства боеприпасов, патронов к оружию и их составных частей, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность.
На основании Указа Президента РФ от 27.05.2007 г. N 664 ФКП ТПЗ отнесено к федеральным государственным унитарным предприятиям, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления.
В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности (п. 12 Устава предприятия).
Согласно ц.12, п. 17 раздела IV устава, предприятие организует свою финансово-хозяйственную деятельность исходя из необходимости выполнения работ и оказания услуг в соответствии с утвержденной, в установленном порядке, сметой доходов и расходов и программой, деятельности предприятия.
Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 351 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казённым предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2014-2016 гг." субсидии предоставляются предприятиям в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Субсидии предоставляются предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат этих предприятий при условии недостаточности доходов для покрытия их расходов, предусмотренных утвержденными в установленном порядке на основе программ деятельности предприятий на очередной год и плановый период сметами доходов и расходов предприятий, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, ежеквартально по итогам отчетного периода, а также возмещения затрат, связанных с созданием этих предприятий.
Предприятия представляют в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчеты об использовании субсидий по форме и в сроки, которые установлены
Министерством. Контроль над целевым использованием субсидий осуществляют Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Платежи ресурсоснабжающим организациям являются одними из приоритетных, обеспечивающих деятельность предприятия как стратегического объекта.
Однако, в настоящее время в сложившихся условиях (произошедшие аварии 30.09.2015 и 11.03.2016 в результате взрывов на предприятии, повлекшие человеческие жертвы, разрушение строительных конструкций производственных зданий предприятия и уничтожение значительного количества готовой продукции), единовременное взыскание задолженности еще больше усугубит тяжёлое финансовое положение предприятия.
Вопрос о погашении долгов ресурсоснабжающим организациям, в числе которых и взыскатель, может быть реально разрешён по мере становления нормального хода производственной деятельности, как за счёт средств, выделенных предприятию в качестве субсидий, так и за счёт доходов, полученных от, реализации готовой продукции.
Как следует из заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, погашение задолженности перед взыскателем планировалось за счет денежных средств, предоставляемых ФКП ТГО ежеквартально в качестве субсидий и кредитных средств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 351 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным, казённым предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2014-2016 г.г." денежные средства, выделяемые в качестве субсидий, являются целевыми, контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Однако, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации было принято решение о направлении субсидий за второй квартал, выделяемых ФКП ТПЗ, на погашение кредитных обязательств перед ОАО "Промсвязьбанк" (письмо Департамента промышленности обычных вооружений боеприпасов и спецхимии Минпромторга России от 22.09.2016 г. N 59586/16).
Дополнительным соглашением N 8 от 30.08.2016 г. к договору о предоставлении субсидии для возмещения затрат, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд от 03.04.2015 г. N 15209.1655421.16.009, подписанным между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным казенным предприятием "Тамбовский пороховой завод", стороны определили, что субсидии в размере 157 765 000 руб. предоставляются в соответствии с приказом Минпромторга России от 29 августа 2016 г. N 2997 по итогам II квартала 2016 года на возмещение затрат, связанных с выполнением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд" для расходования по следующим направлениям:
1) На оплату задолженности по погашению и обслуживанию задолженности по заимствованию, возникшей в связи с осуществлением расходов, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд - 151 016 000 руб.
2) На оплату прочих задолженностей, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд - 6 749 000 руб.
Должником по платежному поручению N 163 от 16.09.2016 г. в счет оплаты задолженности по кредитному договору N 134-15-3-14 от 28.08.2015 г. перечислены 149 999 100 руб.
Кредитные средства были направлены на погашение заработной платы и задолженности по налогам.
В настоящее время ответчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направлен проект Программы деятельности и сметы доходов и расходов на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг., которыми запланирован убыток и предусмотрена потребность в субсидиях на 2017 год в размере 609 318,10 тыс. рублей (из которых запланировано погашение задолженности перед взыскателем из денежных средств, выделенных в качестве субсидий за 1 квартал 2017 года). Также заводом решается вопрос получения кредитных средств.
При этом, как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, производственный процесс на предприятии в связи с разрушением производственных помещений завода в результате взрыва в полном объеме не восстановлен.
Учитывая, что ответчик является федеральным казенным предприятием, имущество которого находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления", деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия, суд приходит к выводу, что иные способы погашения задолженности, кроме получения субсидий, у ответчика в настоящее время отсутствуют.
Судом области правомерно отклонены возражения общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" в отношении того, что ответчику условиями мирового соглашения от 19.04.2016 г. уже была предоставлена рассрочка исполнения судебного акта до 01.07.2016 г, поскольку арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит запрета на отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта об утверждении мирового соглашения, при этом отсрочка исполнения этого судебного акта может быть предоставлена судом в исключительных случаях.
Исследовав, в предусмотренном ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы должника, взыскателя, суд первой инстанции, руководствуясь ст.71 АПК РФ, правомерно пришел к выводу о необходимости предоставления ответчику отсрочки исполнения судебного акта - определения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2016 г. по делу N А64-1554/2016 до 01 апреля 2017 года.
По мнению суда, отсрочка позволит должнику исполнить судебный акт без прекращения его деятельности, что соответствует не только интересам взыскателя, но и национальным интересам страны в сфере ее безопасности.
Спорным периодом по настоящему делу является февраль 2016 года. Судом апелляционной инстанции установлено, что задолженность по другим периодам, рассмотренным арбитражным судом (декабрь 2015, январь 2016, март 2016, май 2016, июнь 2016, июль 2016) должником погашена. Данное обстоятельство свидетельствует о принятии должником реальных мер для ликвидации долга и истцом не оспаривается.
Доводы "Газпром межрегионгаз Тамбов" по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого определения арбитражный суд области правильно применил нормы процессуального права, нарушений норм законодательства, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта, допущено не было, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2016 г. не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, так как апелляционная жалоба на указанное определение не оплачивается государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2016 года о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А64-1554/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1554/2016
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов"
Ответчик: ФКП "Тамбовский пороховой завод" (ФКП "ТПЗ")
Третье лицо: УФССП России по Тамбовской области