г. Красноярск |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А33-3604/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.
при участии:
от истца - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Клюева А.И., представителя по доверенности от 30.12.2016 N МЛХ/1-02286,;
от ответчика - ООО Фирма "Мастер": Митина С.С., представителя по доверенности от 12.04.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "Мастер" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" сентября 2016 года по делу N А33-3604/2016, принятое судьёй Трубачевым И.Г.
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Фирме "Мастер" (далее - ответчик) (ИНН 2464024421, ОГРН 1022402303384) о взыскании 2 342 978 рублей 55 копеек по договору аренды от 02.03.2011 N 9-и, в том числе: 1 436 951 рублей 63 копеек задолженности в федеральный бюджет, 666 027 рублей задолженности в краевой бюджет, 163 360 рублей 32 копеек пени в федеральный бюджет, 76 639 рублей 52 копеек пени в краевой бюджет.
Определением от 16.08.2016 произведена замена истца по делу - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Решением от 29.09.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что ООО Фирма "Мастер" не осуществляло использование лесного участка; срок окупаемости проекта должен начинаться с начала финансирования проекта, обусловленного заключением кредитных договоров с соответствующими кредитными организациями; суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ответчика о неправомерности применения коэффициента 1,4635, исчисленного исходя из отчета по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-март 2015 года" с учетом вида использования участка лесного фонда (в данном случае - заготовка древесины).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 10.01.2017, по делу был объявлен перерыв до 12.01.2017.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
02.03.2011 между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Фирма "Мастер" (арендатор) на основании Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 06.12.2010 года N 1126 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", Приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края от 15.02.2010 N316, заключен договор аренды лесного участка N9-и используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 1 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 22, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенные в п. 2 договора (далее - лесной участок) для поэтапного создания в г. Красноярске на имеющихся в собственности у ООО Фирма "Мастер" производственных площадях промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины: обрезная доска сушеная строганная, доска пола строганная, евровагонка, мебельный щит, клееный оконный брус.
Пунктом 2 определен лесной участок общей площадью 101228,8213 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет следующее местоположение: край - Красноярский; район - Северо-Енисейский; лесничество - Северо-Енисейское; перечень кварталов и номеров учетных записей в государственном лесном реестре согласно приложению N 1.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложений N 2, N 3 (п. 3 договора).
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 4 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора, арендная плата на момент заключения настоящего договора составляет 5 409 660 рублей в год, в связи с включением инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5, с учетом данного коэффициента арендная плата по настоящему договору составляет 2 704 830 рублей в год (приложения N 5, 6).
Срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 49 месяцев.
Согласно пункту 6 договора, арендная плата рассчитывается на основании минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 договора, арендатор вносит арендную плату согласно приложениям N 5, 6 по указанным в данном пункте реквизитам.
Согласно пункту 8 договора, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случаях изменения методики расчета арендной платы (введение, изменение, отмена коэффициентов к ставкам арендной платы и т.д.), обусловленного правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего правового акта.
Кроме того, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в случаях изменения объема лесопользования на основе лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов, при этом, изменение размера арендной платы оформляется путем подписания сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору.
Согласно абзацу 2 пункта 16 договора, за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
В соответствии с пунктом 26 договора срок действия договора установлен с 02.03.2011 по 02.03.2060.
Пунктом 27 договора предусмотрено, что спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров. В случае, если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы разрешаются в судебном порядке - в Арбитражном суде Красноярского края.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 14.10.2011.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 02.03.2011 (приложение N 7.1. к договору) объект аренды передан ответчику во временное пользование.
Дополнительным соглашением от 22.08.2011 N 1 пункт 2 договора аренды лесного участка изложен в новой редакции.
В соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 3972 от 09.12.2015 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов исключен инвестиционный проект общества с ограниченной ответственностью фирма "Мастер" "Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.06.2016 по делу N А33-5498/2016 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью Фирме "Мастер" о расторжении договора аренды лесного участка от 02.03.2011 N 9-и установлено, что 19.04.2016 сторонами подписан акт приема-передачи лесного участка, согласно которому лесной участок возвращен истцу; стороны подписали соглашение от 17.05.2016 о расторжении договора аренды лесных участков от 02.03.2011 N 9-и, согласно пункту 1 которого определили расторгнуть договор аренды лесных участков от 02.03.2011 N9-и, указали, что договор считается расторгнутым с даты подписания акта приема-передачи лесных участков (п. 1 договора); соглашение от 17.05.2016 зарегистрировано в установленном порядке 01.06.2016.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком своего обязательства по внесению арендных платежей в федеральный и краевой бюджеты, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что исковые требования основаны на договоре аренды N 9-и от 02.03.2011, отношения по которому регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Факт передачи ответчику во временное пользование объекта аренды по договору N 9-и от 02.03.2011 установлен судом и подтвержден материалами дела (приложение N 7.1. к договору).
В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно положениям части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Как следует из иска, спорный договор аренды N 9-и от 02.03.2011 был заключен сторонами на основании Приказа министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 06.12.2010 года N 1126 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", Приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края от 15.02.2010 N316.
Стороны подписали соглашение от 17.05.2016 о расторжении договора аренды лесных участков от 02.03.2011 N 9-и, согласно пункту 1 которого определили расторгнуть договор аренды лесных участков от 02.03.2011 N9-и, указали, что договор считается расторгнутым с даты подписания акта приема-передачи лесных участков (п. 1 договора). Соглашение от 17.05.2016 зарегистрировано в установленном порядке 01.06.2016. Ответчик возвратил истцу лесные участки по акту приема-передачи лесного участка от 19.04.2016.
В письме от 10.12.2015 N 56136/13 Департамент химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга России сообщает о принятом Министерством Министерства промышленности и торговли Российской Федерации решении исключить проект "Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины" ООО фирма "Мастер" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с представленным в материалы дела Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 3972 от 09.12.2015 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов исключен инвестиционный проект общества с ограниченной ответственностью фирма "Мастер" "Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины".
Арендная плата на момент заключения договора составляет 5 409 660 рублей в год, в связи с включением инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5, с учетом данного коэффициента арендная плата по договору составляет 2 704 830 рублей в год (пункт 5 договора).
Приложением N 5 к договору аренды определены сроки внесения платежей в доход бюджетов: 15.03., 15.06., 15.09., 15.12.
Датой поступления данных платежей считается день поступления денежных средств на счет по указанным в п. 5 договора аренды реквизитам.
В соответствии с п. 6 договора аренды, арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, а также договором аренды.
Согласно пункту 8 договора аренды, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате Арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в Договор.
Согласно пояснений истца, расчет размера арендной платы по договору до 2015 года рассчитывался на основании Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
Федерального закона РФ от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013" - 1,3 (корректирующий коэффициент).
Расчет размера арендной платы с 01.01.2015 по договору аренды произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" - с коэффициентом 1,37 (корректирующий коэффициент).
Срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 49 месяцев.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.
Согласно 2 абзацу пункта 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (в редакции постановления от 08.06.2011 N 450), по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение). Согласно пункту 19 Положения в случае появления оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, предусмотренных подпунктом "г" пункта 11 настоящего Положения, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае, если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган принимает решения о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня, а также о расторжении договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 20 постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (в редакции от 30.06.2007) "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", в случае, если инвестиционный проект был исключен из перечня, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.
Согласно пункту 1 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (в редакции постановления от 08.06.2011 N 450) при исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном бъеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В связи с вышеизложенным, после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта - 02.04.2015, с 03.04.2016 произведен перерасчет арендной платы в федеральный и краевой бюджеты.
Учитывая факт исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов, предоставлявшего льготу по арендной плате с применением понижающего коэффициента, суд первой инстанции правомерно установил, что арендная плата подлежит исчислению в соответствии с нормативными актами уполномоченного органа без применения понижающего коэффициента и с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта.
Расчет арендной платы в Федеральный бюджет на 2015 год произведен истцом следующим образом:
С 01.01.2015 по 02.04.2015 (период действия срока окупаемости в 2015 году) - 92 дня.
2 704 830 рублей (арендная плата в год с коэффициентом 0,5) / 1,3 (корректирующий коэффициент в 2011 году) * 1,37 (корректирующий коэффициент в 2015 году) / 365 (дней в году) * 92 = 718 475 рублей 81 копеек за 92 дня срока окупаемости инвестиционного проекта в 2015 году в федеральный бюджет.
С 03.04.2015 по 31.12.2015 (вне периода срока окупаемости, без понижающего коэффициента 0,5) - 273 дня.
2 704 830 рублей (арендная плата в год с коэффициентом 0,5) * 2 (исключается коэффициент 0,5) / 1,3 (корректирующий коэффициент в 2011 году) * 1,37 (корректирующий коэффициент в 2015 году) / 365 (дней в году) * 273 = 4 263 997 рублей 76 копеек за 273 дня вне периода срока окупаемости инвестиционного проекта в 2015 году в федеральный бюджет.
4 263 997,76 + 718475,81 = 4 982 473 рублей 57 копеек размер арендной платы по договору в федеральный бюджет в 2015 году.
Арендная плата в федеральный бюджет за 2 квартал 2015 года (с 03.04.2015 по 30.06.2015 - 89 дней) рассчитывается по формуле:
((718475,81 / 92) * 2) + ((4263997,76 / 273) * 89) = 1 405 713 рублей 55 копеек.
Арендная плата в федеральный бюджет за 3 квартал 2015 года (с 01.07.2015 по 31.09.2015 - 92 дня) рассчитывается по формуле:
(4263997,76 / 273) * 92 = 1 436 951 рубль 63 копейки.
Арендная плата в федеральный бюджет за 4 квартал 2015 года (с 01.10.2015 по 31.12.2015 - 92 дня) рассчитывается по формуле:
(4263997,76 / 273) * 92 = 1 436 951 рубль 63 копейки.
Расчет арендной платы в бюджет Субъекта Федерации (бюджет Красноярского края) произведен истцом следующим образом.
В соответствии с отчетом по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-март 2015 года", по договорам аренды лесных участков по целевому назначению "заготовка древесины" причитается арендных платежей за отчетный год на сумму всего 887 049 рублей 20 копеек
Согласно начислениям по договорам аренды в области реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов по состоянию на 01.04.2015, начисления за 2015 год составляют 75 878 374 рублей 32 копеек
В соответствии с вышеприведенными данными, причитается за отчетный год арендной платы всего без учета действующих в субъекте РФ инвестиционных проектов:
887049,20 - 75878374,32 = 811 170 819 рублей 21 копеек.
Также, в соответствии с отчетом по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-март 2015 года", по договорам аренды лесных участков по целевому назначению "заготовка древесины" причитается платежей за отчетный год по минимальным размерам арендной платы на сумму 630 131 рубль 70 копеек.
В связи с чем, причитается за отчетный год арендной платы по минимальным ставкам, без учета действующих в субъекте РФ инвестиционных проектов: 630 131,70 - 75878374,32 = 554 253 339 рублей 28 копеек
Таким образом, согласно отчету за 2015 год по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-июнь 2014 года", средний коэффициент превышения размера арендной платы составляет: 811170819 рублей 21 копейку/ 554253339 рублей 28 копеек= 1,4635.
В соответствии с пунктом 5 договора ежегодная арендная плата составляет 5 409 660 рублей в год, в связи с включением инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5, с учетом данного коэффициента арендная плата по договору составляет 2 704 830 рублей в год.
В связи с чем, расчет арендной платы в краевой бюджет производится по следующей формуле:
(4263997,76 * 1,4635) - 4263997,76 = 1 976 362 рублей 96 копеек.
Соответственно, сумма арендной платы в краевой бюджет за 4 квартал в 2015 году (с 01.10.2015 до 31.12.2015) - 92 дня рассчитывается следующим образом:
(1 976 362,96 / 273) * 92 = 666 027 рублей 08 копеек арендная плата в краевой бюджет за 4 квартал 2015 года.
Таким образом, согласно расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате по сроку 15.12.2015 составляет 2 102 978 рублей 71 копеек, в том числе: 1 436 951 рублей 63 копеек в федеральный бюджет и 666 027 рублей 08 копеек в бюджет Красноярского края.
В соответствии с расчетом арендной платы по договору аренды N 9-и, Министерством произведено доначисление арендной платы при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов ответчику в краевой бюджет с учетом среднего коэффициента превышения размера арендной платы - 1,4635.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик в отношении произведенного истцом расчета и предъявленной ко взысканию суммы задолженности возражал, указывая на неправомерность, по его мнению, применения коэффициента 1,4635, исчисленного исходя из отчета по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-март 2015 года" с учетом вида использования участка лесного фонда (в данном случае - заготовка древесины).
Как полагает ответчик, расчет среднего коэффициента должен производиться на основании суммарного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков, без указания вида использования лесного участка.
Данный довод ответчика был правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 1 договора N 9-и от 02.03.2011 и приложению N 3 к договору аренды, участки лесного фонда передаются арендатору во временное возмездное пользование для заготовки древесины.
Вместе с тем, пункт 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 не содержит прямого указания на исчисление коэффициента именно исходя из общего дохода от использования лесов и общего дохода от использования лесов по минимальным размерам арендной платы.
Суммарный расчетный размер арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков и суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы, на необходимость использования которых при расчете коэффициента указывает п.1(2) означенного Постановления N 310 от 22.05.2007 по своей правовой природе не тождественны понятиям общего дохода от использования лесов и общего дохода от использования лесов по минимальным размерам арендной платы, в связи с чем расчет размера арендной платы, произведенный истцом с применением данных о доходах с учетом вида использования участка лесного фонда, установленного договором от 02.03.2011 N 9-и, не противоречит требованиям Постановления N 310 от 22.05.2007 и существу арендных правоотношений сторон, закрепленных в договоре от 02.03.2011 N 9-и.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств оплаты указанных сумм задолженности.
Учитывая вышеизложенное, требование о взыскании с ответчика 1 436 951 рубля 63 копеек задолженности в федеральный бюджет и 666 027 рублей 08 копеек задолженности в бюджет Красноярского края было правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
На основании пункта 16 договора аренды истец начислил ответчику пени за несвоевременное внесение арендной платы за период с 13.10.2015 по 17.02.2016 в размере 163 360 рублей 32 копеек в федеральный бюджет и 76 639 рублей 52 копеек в бюджет Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Учитывая то, что ответчик не представил в материалы дела доказательств уплаты начисленной истцом пени, не заявил об ее уменьшении в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование истца о взыскании с ответчика 163 360 рублей 32 копеек пени в федеральный бюджет и 76 639 рублей 52 копеек пени в бюджет Красноярского края также было правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что ООО Фирма "Мастер" не осуществляло использование лесного участка; срок окупаемости проекта должен начинаться с начала финансирования проекта, обусловленного заключением кредитных договоров с соответствующими кредитными организациями; суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ответчика о неправомерности применения коэффициента 1,4635, исчисленного исходя из отчета по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-март 2015 года" с учетом вида использования участка лесного фонда (в данном случае - заготовка древесины).
Указанные доводы ответчика не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Ответчик полагает, что в связи с непредставлением кредитных ресурсов для реализации инвестиционного проекта "Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древесины" момент начала его финансирования, установленный концепцией проекта, не наступил, следовательно, срок окупаемости инвестиционного проекта, установленный концепцией проекта в размере 49 месяцев, не начал течь и, соответственно, не истек.
При этом, ответчик не пользовался земельным участком, в связи с чем, у последнего отсутствует задолженность переда истцом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией ответчика по следующим основаниям.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, в силу прямого указания закона, использование лесных участков в целях заготовки древесины в отсутствие проекта освоения лесов исключается.
Однако, отсутствие проекта освоения лесов, обязанность по составлению которого законом и заключенным договором возложена на Арендатора, не влияет на наличие обязанности последнего по уплате арендных платежей.
В силу статей 73 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в России является платным, за использование лесов вносится, в том числе, арендная плата.
Так, согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Таким образом, обязанность Арендатора по уплате арендных платежей установлена независимо от использования арендованных лесных участков.
Доводу ответчика о неправомерности применения коэффициента 1,4635, исчисленного исходя из отчета по ф. 16-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и распределении по получателям за январь-март 2015 года" с учетом вида использования участка лесного фонда (в данном случае - заготовка древесины) была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Аналогичный довод заявлен и в апелляционной жалобе.
Постановлением от 22.05.2007 N 310 установлено, что при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
При расчете арендной платы применяется средний коэффициент превышения арендной платы, исчисленный на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В соответствии с расчетом арендной платы по договору аренды N 9-и, Министерством произведено доначисление арендной платы при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов ответчику в краевой бюджет с учетом среднего коэффициента превышения размера арендной платы - 1,4635.
Для расчета среднего коэффициента превышения арендной платы были применены данные о суммарном размере арендной платы по договорам аренды лесных участков с видом использования - заготовка древесины.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что пункт 1 (2) Постановления от 22.05.2007 N 310 не содержит прямого указания на исчисление коэффициента именно исходя из общего дохода от использования лесов и общего дохода от использования лесов по минимальным размерам арендной платы.
Как обосновано указал суд первой инстанции, суммарный расчетный размер арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков и суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы, на необходимость использования которых при расчете коэффициента указывает пункт 1 (2) названного Постановления по своей правовой природе не тождественны понятиям общего дохода от использования лесов и общего дохода от использования лесов по минимальным размерам арендной платы, в связи с чем, расчет размера арендной платы, произведенный истцом с применением данных о доходах с учетом вида использования участка лесного фонда, установленного договором, не противоречит требованиям Постановления N 310 от 22.05.2007 и существу арендных правоотношений сторон, закрепленных в договоре. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2016 N Ф02-3979/2016 по делу N А19-11491/2015.
Ссылка ответчика на судебную практику является несостоятельной, так как по приведенным ответчикам делам формула расчета была определена за иной период и по иному договору, с учетом иной правовой позиции судов в части применения Постановления N 310 от 22.05.2007.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" сентября 2016 года по делу N А33-3604/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3604/2016
Истец: Министерство лесного хозяйства КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО Фирма "Мастер"