г. Пермь |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А60 -23587/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.
при участии:
от заявителей общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Земельный ресурс" (ОГРН 1167746593728), общества с ограниченной ответственностью "Правилово" (ИНН 7708676575, ОГРН 1087746898601), общества с ограниченной ответственностью "Шен-Серв" (ИНН 7708676600, ОГРН 1087746898887) Спицин И.Н. предъявлен паспорт, доверенности от 16.12.2015, от 14.10.2016, от 12.02.2016;
от заинтересованного лица Администрации городского округа Верхняя Пышма (ИНН 6606003882, ОГРН 1026600729066): представители не явились;
третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Верхняя Пышма
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 сентября 2016 года по делу N А60-23587/2016,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.,
по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс", общества с ограниченной ответственностью "Правилово", общества с ограниченной ответственностью "Шен-Серв"
к Администрации городского округа Верхняя Пышма
о признании недействительным отказа в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций
установил:
ООО "Агрокомплекс" (после реорганизации ООО "Группа компаний "Земельный ресурс"), ООО "Правилово", ООО "Шен-Серв" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Администрации городского округа Верхняя Пышма (далее - заинтересованное лицо) об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, выраженных в письмах от 15.03.2016 N 01-01-23/1545, от 17.03.2016 N 01-01-23/1616, от 12.04.2016 NN 01-01-23/2377-2380, NN 01-01-23/2383-2384; о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Верхняя Пышма, выразившегося в невыдаче разрешений на установку рекламных конструкций на принадлежащих заявителям земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:304, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578 (ООО "Агрокомплекс"), 66:36:0800000:0001 (новый кадастровый номер 66:36:0000000:3128) (ООО "Правилово"), 66:36:3001001:198 (ООО "Шен-Серв"); об обязании Администрации городского округа Верхняя Пышма выдать заявителям разрешения на установку рекламных щитов за пределами полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог на перечисленных земельных участках (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства суд первой инстанции произвел замену одного из заявителей ООО "Агрокомплекс" на ООО "Группа компаний "Земельный ресурс".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2016 заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконным отказ Администрации городского округа Верхняя Пышма в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, оформленный письмами от 15.03.2016 N 01-01-23/1545 и от 17.03.2016 N 01-01-23/1616; обязал Администрацию городского округа Верхняя Пышма в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу выдать ООО "Группа компаний "Земельный ресурс" (ОГРН 1167746593728), ООО "Правилово" (ИНН 7708676575, ОГРН 1087746898601), ООО "Шен-Серв" (ИНН 7708676600, ОГРН 1087746898887) разрешение на установку рекламных щитов на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:304, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578, 66:36:0800000:0001 (новый кадастровый номер участка 66:36:0000000:3128), 66:36:3001001:198; обязал Администрацию городского округа Верхняя Пышма в течение 1 месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу направить в уполномоченный орган изменения, вносимые в соответствии с выдачей разрешений на установку рекламных конструкций на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:304, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578, 66:36:0800000:0001 (новый кадастровый номер участка 66:36:0000000:3128), 66:36:3001001:198 в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденную постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 20.04.2016 N 483, в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Верхняя Пышма обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части обязания Администрации городского округа Верхняя Пышма в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу выдать заявителям разрешение на установку рекламных щитов на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:304, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578, 66:36:0800000:0001 (новый кадастровый номер участка 66:36:0000000:3128), 66:36:3001001:198; обязания направить в течение 1 месяца в уполномоченный орган изменения, вносимые в соответствии с выдачей разрешений на установку рекламных конструкций на указанных земельных участках в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденную постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 20.04.2016 N 483, в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что в схеме размещения рекламных конструкций городского округа Верхняя Пышма, утвержденной постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 06.08.2014 N 1329 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма", действовавшей на момент обращения заявителей, отсутствовали земельные участки заявителей как места размещения рекламных конструкций; в постановлении Администрации городского округа Верхняя Пышма от 20.04.2016 N 483 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма" также отсутствуют земельные участки заявителей как места размещения рекламных конструкций. Кроме того отмечает, что заявители прилагали схемы размещения рекламных конструкций, которые по своему формату не соответствовали требованиям установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, и по ним невозможно было определить место нахождения рекламного щита в системе координат МСК. Также заинтересованное лицо указывает, что на территории Свердловской области действует Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП, в котором предусмотрено, что соответствующая комиссия может согласовать органу местного самоуправления схему размещения рекламных конструкций либо отказать в согласовании схемы. В связи с чем заинтересованное лицо считает, что предложенный заявителем и указанный судом способ устранения нарушения не может быть реализован в рамках рассмотрения настоящего спора, поскольку предполагает безусловную обязанность выдать разрешение на установку рекламных щитов, в то время как арбитражный суд не должен подменять полномочия органа, вынесшего не соответствующий закону акт, суд должен исходить из реализации заинтересованным лицом прав и обязанностей по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций при условии, что данная схема будет согласована уполномоченным органом, так как при отсутствии такого согласования Администрация городского округа Верхняя Пышма не вправе включать спорные изменения в схему размещения рекламных конструкций и выдавать соответствующее разрешение, поскольку нарушается порядок выдачи указанного разрешения предусмотренный законодательством.
Заявители с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу, а также пояснил, что возражений против пересмотра в апелляционном порядке решения суда первой инстанции только в обжалуемой заинтересованным лицом части у заявителей не имеется.
С учетом положений ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при отсутствии соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что ООО "Группа компаний "Земельный ресурс" (до реорганизации - ООО "Агрокомплекс") является собственником земельных участков, расположенных на территории МО Верхняя Пышма Свердловской области, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства: с кадастровым номером 66:36:2801001:304, площадью 911990 кв.м, запись регистрации в ЕГРП от 31.03.2016 N 66-66/029-66/029/305/2016-579/1; с кадастровым номером 66:36:3201001:1371, площадью 416648 кв.м, северо-западнее п. Зеленый Бор, запись регистрации в ЕГРП от 10.07.2014 N 66-66-29/668/2014-546; с кадастровым номером 66:36:3001002:493, площадью 38892 кв.м, запись регистрации в ЕГРП от 03.12.2014 N 66-66-29/680/2014-14; с кадастровым номером 66:36:2903008:578, площадью 1155493 кв.м, запись регистрации в ЕГРП от 03.12.2014 N 66-66-29/680/2014-89.
ООО "Правилово" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:36:0800000:0001, расположенного на территории с.Мостовское МО Верхняя Пышма Свердловской области, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 207229 кв.м, запись регистрации в ЕГРП от 04.06.2009 N 66-66-29/002/2009-308.
ООО "Шен-Серв" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:36:3001001:198, расположенного на территории городского округа Верхняя Пышма Свердловской области, 30 км Серовского тракта, 6 км западнее п. Половинный, с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 2699984 кв.м, запись регистрации в ЕГРП от 28.12.2010 N 66-66-29/074/2010-361.
07.12.2015 ООО "Агрокомплекс" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства городского округа Верхняя Пышма с заявлением о согласовании размещения информационных щитов в количестве 5 штук на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:280, 66:362903008:616, 66:36:3001002:493, 66:36:3201001:1371, 66:36:3203001:753 (письмо от 07.12.2015 N 79 поступило в Администрацию городского округа Верхняя Пышма 07.12.2015 вх. N 1816).
Управление архитектуры и градостроительства городского округа Верхняя Пышма письмом от 25.12.2015 N 1225 уведомило ООО "Агрокомплекс", что не имеет возможности согласовать размещение со ссылками, что указанные щиты являются рекламными конструкциями, отсутствуют в проекте схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма, по проектным решениям предполагаются к расположению в придорожных полосах отвода автомобильных дорог регионального значения на территории городского округа Верхняя Пышма, а полномочия по согласованию размещения таких конструкций с 01.01.2016 возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 2 Закона Свердловской области от 20.07.2015 N 85-ОЗ); письмом от 25.12.2015 N 1229 дополнительно сообщено о необходимости получения согласования Управления автомобильных дорог Свердловской области.
18.02.2016 ООО "Агрокомплекс", действуя от собственного имени, а также от имени ООО "Правилово" и ООО "Шен-Серв", обратилось к Главе Администрации городского Верхняя Пышма с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию шести рекламных конструкций на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:280, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578 (собственник участков ООО "Агрокомплекс"), 66:36:0000000:3128 (на участке с кадастровым номером 66:36:0801006:9, собственник участка ООО "Правилово"), 66:36:3001001:198 (собственник участка ООО "Шен-Серв") (письмо от 18.02.2016 N 29 поступило в Администрацию городского округа Верхняя Пышма 18.02.2016 вх. N 612).
В связи с неполучением ответа на обращение от 18.02.2016, ООО "Агрокомплекс" 14.03.2016 повторно обратилось к Главе Администрации городского округа Верхняя Пышма с заявлением о выдаче разрешения на установку шести информационных щитов (письмо от 14.03.2016 N 33 поступило в Администрацию городского округа Верхняя Пышма 14.03.2016 согласно штампу на втором экземпляре документа).
Администрация городского округа Верхняя Пышма в ответ на обращение от 18.02.2016 направила письмо от 15.03.2016 N 01-01-23/1545 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций со ссылкой о необходимости представления отдельного заявления на каждую рекламную конструкцию по форме, утвержденной решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 28.02.2011 N 31/5 "О порядке заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципального имущества и земельных участков на территории городского округа Верхняя Пышма", согласованные с уполномоченными органами для рассмотрения на предмет включения в схему расположения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма. В ответ на обращение от 14.03.2016 направлено письмо от 17.03.2016 N 01-01-23/1616 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аналогичное по содержанию письму от 15.03.2016 N 01-01-23/1545).
30.03.2016 ООО "Агрокомплекс" обратилось в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма с самостоятельными заявлениями в отношении каждой из шести рекламных конструкций (заявления зарегистрированы за входящими N N 1196-1200).
В ответ на обращения от 30.03.2016 Администрация городского округа Верхняя Пышма письмами от 12.04.2016 N N 01-01-23/2377-2380, NN 01-01-23/2383-2384 известила заявителей, что из представленных документов невозможно определить место установки рекламных конструкций, в связи с чем необходимо представить схему координатной привязки границ земельного участка, на котором предполагается размещение рекламной конструкции, к земельному участку, в границах которого предполагается установку рекламной конструкции, для определения точного местоположения и круга лиц, с которыми необходимо осуществить согласование.
Считая отказы Администрации городского округа Верхняя Пышма, выраженные в письмах от 15.03.2016 N 01-01-23/1545, от 17.03.2016 N 01-01-23/1616, от 12.04.2016 NN 01-01-23/2377-2380, NN 01-01-23/2383-2384, незаконными, а также полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Администрации городского округа Верхняя Пышма в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, оформленный письмами от 15.03.2016 N 01-01-23/1545 и от 17.03.2016 N 01-01-23/1616; суд указал, что отказ, изложенный в данных письмах мотивирован отсутствием отдельного заявления в отношении каждой рекламной конструкции по форме, утвержденной решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 28.02.2011 N 31/5 "О порядке заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципального имущества и земельных участков на территории городского округа Верхняя Пышма", согласованные с уполномоченными органами для рассмотрения на предмет включения в схему расположения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма. Между тем указанные основания в ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не содержатся; при этом относительно указания на необходимость получения согласования с уполномоченными органами суд отметил, что согласно ч. 13 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
Суд первой инстанции в отношении писем Администрации городского округа Верхняя Пышма от 12.04.2016 на обращения заявителей от 18.02.2016 и 14.03.2016 не усмотрел оснований рассматривать данные письма Администрации городского округа Верхняя Пышма как отказ в размещении рекламных конструкций и признавать действия по отказу незаконными; незаконного бездействия органа местного самоуправления судом первой инстанции также не установлено. При этом суд первой инстанции исходил из положений ч. 14 ст.19 Федерального закона "О рекламе", согласно которым срок рассмотрения заявления начинает течь с момента предоставления необходимых документов, положений ч. 12 ст. 19 Федерального закона "О рекламе", дающих право органу местного самоуправления требовать у заявителя документы и сведения, относящиеся к территориальному размещению, с учетом того, что согласно тексту писем Администрации городского округа Верхняя Пышма от 12.04.2016 заявителям указано, что для решения вопроса о согласовании размещения необходимо представить схемы с координатами географической привязки планируемого места размещения рекламного щита к земельному участку в координатах МСК; из пояснений представителя заявителей следует, что затребованные схемы были предоставлены заинтересованному лицу 25.07.2016;
Как следует из содержания апелляционной жалобы заинтересованного лица и отзыва заявителя на апелляционную жалобу с учетом пояснений представителя заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции в изложенной выше части лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке не обжалуется. На разрешение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос об обоснованности указанного в абзацах 2, 3 пункта 2 резолютивной части решения суда первой инстанции способа устранения прав и законных интересов заявителей путем обязания Администрации городского округа Верхняя Пышма в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу выдать заявителям разрешение на установку рекламных щитов на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:304, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578, 66:36:0800000:0001 (новый кадастровый номер участка 66:36:0000000:3128), 66:36:3001001:198; направить в течение 1 месяца в уполномоченный орган изменения, вносимые в соответствии с выдачей разрешений на установку рекламных конструкций на указанных земельных участках в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденную постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 20.04.2016 N 483, в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя заявителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 ст. 19 данного Федерального закона законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок предварительного согласования схем рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Свердловской области урегулирован Постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП, в пунктах 3, 7-9, 14 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления направляют на предварительное согласование в уполномоченный орган (Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области) схемы размещения рекламных конструкций. В течение 3 рабочих дней со дня регистрации схем размещений рекламных конструкций уполномоченный орган направляет схемы размещения рекламных конструкций в постоянно действующую комиссию уполномоченного органа (далее комиссия), состав и порядок работы которой определяются уполномоченным органом. Комиссия в течение 30 календарных дней со дня получения схем размещения рекламных конструкций рассматривает их на соответствие требований установленным ч.5.8 ст. 19 Федерального закона "О рекламе". По результатам рассмотрения схем размещения рекламных конструкций комиссия принимает решение рекомендовать уполномоченному органу согласовать или отказать в согласовании схем размещения рекламных конструкций с указанием предложений и замечаний по их доработке. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии и направляется в уполномоченный орган в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения комиссии. Уполномоченный орган в течении 15 рабочих дней со дня подписания протокола согласовывает (отказывает в согласовании) схемы (схем) размещения рекламных конструкций. Изменения, вносимые в схему размещения рекламных конструкций, согласовываются в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с ч. 12 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (ч. 13 ст. 19 Федерального закона "О рекламе").
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным (ч. 14 ст. 19 Федерального закона "О рекламе").
В ч. 15 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" указано, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 ст. 19 Закона о рекламе (касается размещения рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности).
Суд первой инстанции, указывая на обязание заинтересованного лица выдать заявителям разрешение на установку рекламных щитов на вышеуказанных земельных участках, мотивировал это тем, что заинтересованное лицо, создало своими "отписками" ситуацию, когда на момент рассмотрения дела в суде и признании отказа в выдаче разрешений незаконным уже имеется схема размещения рекламных конструкций в городском округе Верхняя Пышма.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в обращениях заявителей, по которым отказ Администрации городского округа Верхняя Пышма в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, оформленный письмами от 15.03.2016 N 01-01-23/1545 и от 17.03.2016 N 01-01-23/1616, признан судом незаконным, отсутствовали схемы с координатами географической привязки планируемого места размещения рекламного щита к земельному участку в координатах МСК (сведения о конкретном месте предполагаемой установки рекламных конструкций), затребованные схемы были предоставлены заинтересованному лицу только 25.07.2016, то есть после обращения заявителей в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Из содержания заявленных по настоящему делу требований ООО "Группа компаний "Земельный ресурс" (до реорганизации - ООО "Агрокомплекс"), ООО "Правилово", ООО "Шен-Серв"), следует, что требований о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Верхняя Пышма по невключению предполагаемых мест размещения рекламных конструкций в проект схемы или в схему размещения рекламных конструкций, не заявлялось.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что из содержания ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Постановления Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП "Об утверждении порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Свердловской области" следует, что разрешение на установку рекламной конструкции может быть выдано только в случае соответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте утвержденной схеме размещения рекламных конструкций; полномочиями по предварительному согласованию предоставления обладает уполномоченный орган (Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области) и его постоянно действующая комиссия.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что обязанность по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций и по выдаче соответствующих разрешений на установку рекламных конструкций может быть выполнена Администрацией городского округа Верхняя Пышма только при условии, что данная схема будет согласована уполномоченным органом после проверки соответствие предполагаемых мест установки рекламных конструкций требованиям действующего законодательства; при отсутствии такого согласования Администрация городского округа Верхняя Пышма не вправе включать спорные места размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций и выдавать соответствующее разрешение. Суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов дела не следует, что уполномоченными органами или судом первой инстанции проверено соответствие предполагаемых мест установки рекламных конструкций требованиям действующего законодательства, соответствующих доказательств в материалах дела не имеется.
Между тем указанный судом первой инстанции способ устранения нарушений прав заявителей предполагает безусловную обязанность выдать разрешение на установку рекламных щитов на земельных участках, в то время как при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять полномочия соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
С учетом изложенного указание в судебном акте суда первой инстанции на обязанность Администрации городского округа Верхняя Пышма в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу выдать ООО "Группа компаний "Земельный ресурс", ООО "Правилово", ООО "Шен-Серв" разрешение на установку рекламных щитов на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:2801001:304, 66:36:3201001:1371, 66:36:3001002:493, 66:36:2903008:578, 66:36:0800000:0001 (новый кадастровый номер участка 66:36:0000000:3128), 66:36:3001001:198, а также на обязанность Администрации городского округа Верхняя Пышма в течение 1 месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу направить в уполномоченный орган изменения, вносимые в соответствии с выдачей разрешений на установку рекламных конструкций на данных земельных участках в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Верхняя Пышма, утвержденную постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 20.04.2016 N 483, в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Свердловской области от 18.09.2013 N 1137-ПП, следует заменить на указание на обязанность Администрации городского округа Верхняя Пышма устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что устранение нарушения прав и законных интересов заявителей Администрации городского округа Верхняя Пышма необходимо осуществлять способами и в сроки, установленные действующими нормативными актами.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению в обжалуемой части.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2016 года по делу N А60-23587/2016 в обжалуемой части изменить, изложив абзацы 2, 3 пункта 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию городского округа Верхняя Пышма устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23587/2016
Истец: ООО "АГРОКОМПЛЕКС", ООО "ПРАВИЛОВО", ООО "ШЕН-СЕРВ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА