Требование: о взыскании долга по договору на оказание услуг
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А29-3872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2016 по делу N А29-3872/2016, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,
по иску открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН: 1108020501, ОГРН: 1101108000784), г. Сосногорск
к обществу с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" (ИНН: 1108017749, ОГРН: 1071108003273), г. Сосногорск
о взыскании долга,
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал", истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" (далее - ООО ЖК "Лидер М", ответчик, жилищная компания) о взыскании 50 572 руб.79 коп. долга по договору на оказание услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод для промывки систем отопления жилых домов N 223 от 14.06.2011 за июнь 2013 года и август 2014 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2016 иск Общества удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой и письменными дополнениями, в которых просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению ООО ЖК "Лидер М", предъявление к оплате управляющей организации потребления воды, использованной для промывки систем отопления жилых домов при подготовке к отопительному сезону, противоречит действующему жилищному законодательству и является неосновательным обогащением ОАО "Водоканал", которое с 2013 года уже взимает плату за промывку систем отопления с пользователей помещений в составе платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды (далее - ХВС на ОДН). Указывает, что договор на оказание услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод для промывки систем отопления жилых домов N 223 был заключен между ОАО "Водоканал" и ООО ЖК "Лидер М" в июне 2011 года, когда ещё не существовало нормативов потребления коммунальных ресурсов на ОДН; Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.05.2013 N 28/7 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению МО MP "Сосногорск" 0,02 куб.м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (суммарная площадь межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных). Считает, что фактически на общедомовые нужды потребляется вода на уборку лестничных клеток, на промывку и заполнение системы отопления. Утверждение истца о том, что в состав норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, не включена промывка и опрессовка общедомовых инженерных сетей, ООО ЖК "Лидер М" считает необоснованным. По мнению заявителя, учитывая, что промывка систем теплоснабжения, является обязательным мероприятием по надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, относящихся к общему имуществу в МКД, отсутствуют правовые основания не признавать объем воды, использованной на промывку систем теплоснабжения МКД, как не учитываемый в нормативы на ОДН.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклонил заявленные доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, 14.06.2011 ОАО "Водоканал" (предприятие) и ООО ЖК "Лидер М" (абонент) подписали договор на оказание услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод для промывки систем отопления жилых домов N 223 (т. 1 л. 9-10), по условиям которого предприятие для проведения работ по промывке внутридомовых систем отопления жилых домов, обслуживаемых абонентом, обязалось подавать абоненту питьевую воду через присоединенную сеть от водопровода предприятия и принимать сточные воды в канализацию предприятия, а абонент обязался оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1. договора).
МКД, находящиеся под управлением ответчика, в которых определены работы по промывке внутридомовых систем отопления жилых домов, согласованы в приложении N 1 к договору (т. 1 л.д. 11).
Согласно пункту 6.1. договор действует с 14.06.2011 бессрочно.
Во исполнение условий заключенного без разногласий договора в июне 2013 года и августе 2014 года истцом на объектах абонента была произведена промывка внутридомовых систем отопления жилых домов, объем воды на промывку составил по 438 куб.м. за соответствующий месяц (т. 1 л.д. 12-31).
Для оплаты потребленного ресурса выставлены счета-фактуры N ВС001260 от 30.06.2013 на сумму 23 950 руб. 36 коп. и N ВС0000001623 от 15.08.2014 на сумму 26 622 руб. 43 коп. (т. 1 л.д. 13, 14).
Факт промывки системы центрального отопления спорных МКД подтвержден актами выполненных услуг (том 1 л.д.73-74).
Отсутствие оплаты оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании образовавшейся задолженности в размере 50 572 руб. 79 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Управление спорными МКД в исковой период осуществлял ответчик, указанное обстоятельство им не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Во исполнение указанной нормы жилищного законодательства постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень). Пунктом 19 Перечня установлено, что к работам, необходимым для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах:
- испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления;
- проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки);
- удаление воздуха из системы отопления;
- промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Ответчик, управляя спорными МКД, обязан в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами осуществлять в них работы по надлежащему содержанию общедомового имущества, в том числе систем теплоснабжения.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
В силу пункта 25 Правил N 306 (в редакции, действовавшей на момент утверждения нормативов) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Правил N 306 предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), эти Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В приложении N 4 к Правилам N 170 указано, что в перечень работ по содержанию дома входит, в том числе промывка и опрессовка системы отопления.
Пунктом 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а также пунктом 5.2.10 Правил N 170 установлено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды.
Ответчик, управляя спорными МКД, обязан в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами осуществлять в них работы по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе организовывать промывку системы отопления, которая необходима для надлежащего функционирования внутридомовой системы отопления с целью оказания коммунальной услуги надлежащего качества.
Факт проведения в июне 2013 года и августе 2014 года промывки систем отопления внутридомовых систем отопления жилых домов, и соответственно оказание Водоканалом услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод для промывки систем отопления в спорных домах подтвержден актами выполненных услуг (том 1 л.д.73-74) и не оспаривается ответчиком.
Доказательств оплаты потребленной при этом воды и услуг по водоотведению жилищной компанией не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что расход воды для промывки системы отопления подлежит включению в состав норматива потребления коммунальной услуги водоснабжение, отклоняется, как несостоятельный, поскольку получил подробную и надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, с которой апелляционный суд соглашается.
Вопреки мнению заявителя об обратном, при определении нормативов потребления коммунальных услуг не учитываются расходы стоимости коммунального ресурса на промывку тепловых сетей как в соответствии с Правилами N 306, так и в соответствии региональным законодательством, в частности Приказом 28/7 от 14.05.2013 Службы Республики Коми по тарифам, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, определенные расчетным методом, на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск".
Обоснованность правовой позиции ОАО "Водоканал", а именно: в состав норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, не включена промывка и опрессовка общедомовых инженерных сетей - подтверждается также разъяснениями от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, письмом Службы Республики Коми по тарифам N 03-10/05-14691 от 15.09.2015.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в размере 50 572 руб. 79 коп.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой доказательств, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителями жалоб не приведено.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2016 по делу N А29-3872/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3872/2016
Истец: ОАО Водоканал
Ответчик: ООО Жилищная компания Лидер М
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10708/16