Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
10 января 2017 г. |
Дело N А40-182019/16 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чеботаревой И.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области-филиала ФГУП "Почта России"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2016, принятое судьей Махлаевой Т.И. в порядке упрощенного производства
по заявлению Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области
к ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области-филиала ФГУП "Почта России
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области-филиала ФГУП "Почта России" (далее - ответчик, Предприятие) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд города Москвы решением от 25.10.2016 удовлетворил заявленные Управлением требования и привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив Предприятию административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ответчика события и состава вмененного административного правонарушения, а также пришел к выводу о соблюдении Управлением процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит отменить данный судебный акт, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит довод о нарушении административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", истечении срока давности для привлечения Предприятия к административной ответственности, а также о нарушении правил территориальной подсудности при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела (ст. 29.5 КоАП РФ).
Дело рассмотрено апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 272.1 АПК РФ, без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Роскомнадзора по Самарской области на основании Приказа от 25.07.2016 N 226-нд была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГУП "Почта России" с целью рассмотрения обращения гр. Емельянова А.Ю. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП "Почта России".
В ходе внеплановой документарной проверки Управлением установлено, что предприятием нарушены контрольные сроки пересылки посылки обыкновенной N 14010998015583 (принята 18.05.2016 в отделении почтовой связи Раменское 140109 (Московская область).
В объект места назначения Самара 443099 посылка обыкновенная N 14010998015583 по состоянию на 15.08.2016 не поступила. Контрольный срок пересылки посылки составляет 7 дней. Нарушение составило более 80 дней); не обеспечена сохранность почтового отправления N 14010998015583, что повлекло его утрату. В объект места назначения Самара 443099 посылка обыкновенная N 14010998015583 по состоянию на 15.08.2016 не поступила.
Таким образом, своими действиями (бездействием) ФГУП "Почта России" нарушило абз. 1 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", абз. 1 статьи 20 Федерального закона 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", подпункты "а", "б", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), п.п. 1.1.,п.п. 1.3. п. 3 приложения к распоряжению ФГУП "Почта России" от 31.03.2016 N 14-р "Контрольные сроки пересылки посылок нестандартных и нестандартных негабаритных, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений", пункта 5 лицензионных требований, предусмотренного лицензией от 11.04.2013 N 108074 выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
По факту выявленного нарушения составлен Акт проверки от 15.08.2016 N А-63/3/226-нд/296, в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол от 17.08.2016 N АП-63/3/795 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в присутствии представителя ФГУП "Почта России".
Считая ФГУП "Почта России" виновным в совершении административного правонарушения, Управление Роскомнадзора по Самарской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "а", "б", "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, действовавших на момент оказания ФГУП "Почта России" услуг почтовой связи в проверяемый период, операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с п. 5 лицензионных требований лицензии N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком (письмо от 05.08.2016 N 1.4.5-03/901 л.д.34), что утрата почтового отправления N 14010998015583 произошла по вине сотрудников ФГУП "Почта России".
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Таким образом, с учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях ответчика события вмененного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Ссылка ответчика отсутствие распоряжение и акта проверки, составляемые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является несостоятельными, так как противоречат материалам дела. Приказ о проведении проверки и Акт проверки направлялись в адрес ответчика и были им получены.
Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности по данному делу составляет один год, так как ответчиком нарушена обязанность передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, что является нарушением п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Учитывая, что административное правонарушение за нарушение законодательства в области защиты прав потребителей совершено 26.05.2016, являющимся контрольным сроком поступления почтового отправления N 14010998015583 в место вручения, суд обоснованно пришел к выводу о том, что на дату принятия решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о нарушении правил территориальной подсудности при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела как основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа (ч.3 ст. 28.3 КоАП РФ).
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ).
17.08.2016 ведущим специалистом-экспертом ОНПД Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области Ивахновой О.В. в соответствии с требованиями ч.3 ст. 28.3 КоАП РФ, пунктов 3, 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, п. 2 "Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 16 от 04.02.2014, составлен протокол об административном правонарушении N АП-63/3/795 в отношении ФГУП "Почта России" по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом.
В соответствии со ст. 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ч.2 ст. 54 ГК РФ).
Так как местом нахождения юридического лица ФГУП "Почта России" является город Москва, заявление Управления о привлечении к административной ответственности ФГУП "Почта России" обоснованно подано в Арбитражный суд города Москвы.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями ч. 41 ст. 206, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2016 по делу N А40-182019/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182019/2016
Истец: Управление Роскомнадзора по Самарской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области
Ответчик: ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области-филиала ФГУП "Почта России"