Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга, о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А60-33613/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.,
при участии:
от истца Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (ИНН 6661077317, ОГРН 1036603988816) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 128 ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 6659107162, ОГРН 1046603150285) -Баскова И.И., паспорт, доверенность от 07.12.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2016 года
по делу N А60-33613/2016,
принятое судьей Классен Н.М.
по иску Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
к Частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 128 ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 1 134 760,91 руб.,
установил:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 128 ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании денежных средств в размере 1 134 760,91 руб. в доход бюджета Свердловской области в качестве неиспользованной субсидии.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2016 иск удовлетворен в части. С ответчика в доход бюджета Свердловской области взыскано 62 960 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, иск удовлетворить полностью. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств по делу. Факт неиспользования денежных средств в размере 1 134 760,91 руб. подтвержден отчетом учреждения об использовании субсидии, выделенной из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования за 2015 год. Неисполнение учреждением условий Соглашения от 09.02.2015 N 282 подтверждено материалами дела.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы отзыва.
Истец о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, до начала судебного заседания заявил ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя. Ходатайство удовлетворено судом на основании ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и НДОУ "Детский сад N 128 ОАО "Российские железные дороги" заключено Соглашение от 09.02.2015 N 282 (далее - Соглашение) о предоставлении субсидии из областного бюджета частной дошкольной образовательной организации на обеспечение получения дошкольного образования в соответствии со статьей 27 Закона Свердловской области от 15.07.2013 года N 78-03 "Об образовании в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 297-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и питания в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях" (л.д. 9-16, т.1).
Общий объем субсидии по соглашению составляет 4 446 930 руб.
Общий объем средств на оплату труда педагогических работников составляет 4 292 655 руб.
Общий объем средств на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек составляет 154 275 руб. (п. 1.2. Соглашения).
Субсидия рассчитывается с 01.01.2015 и должна быть использована по целевому назначению до 31.12.2015 (п. 1.4. Соглашения).
Согласно п.2.2.4 Соглашения Получатель субсидии обязан предоставлять ежеквартально, не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании средств областного бюджета.
В силу п. 2.2.5. Соглашения Получатель обеспечивает возврат в доход бюджета Свердловской области неиспользованные денежные средства субсидии в установленном бюджетным законодательством порядке и сроки.
В случае установленного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Получателем обязательств по Соглашению Министерство вправе требовать возврата предоставления субсидии (п. 4.3. Соглашения).
15.12.2015 между Министерством и учреждением заключено Дополнительное соглашение N 1 к Соглашению от 09.02.2015 N282, в котором общий объем субсидии увеличен до 4 500 832 руб. (л.д. 17-18, т.1).
Общий объем средств на оплату труда педагогических работников составляет 4 344 687 руб.
Общий объем средств на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек составляет 156 145 руб. (п. 1.2. Дополнительного соглашения).
Во исполнение условий Соглашения Министерством на счет учреждения в 2015 году перечислены денежные средства в размере 4 500 832 руб. согласно графику перечисления субсидии, что подтверждается платежными поручениями: от 09.02.2015 N 1168, от 09.04.2015 N2560. от 06.07.2015 N 5234, от 12.10.2015 N 7737, от 16.12.2015 N 9550 (л.д. 19-23, т.1).
Претензией от 24.96.2016 N 02-01-82/5408 Министерство уведомило учреждение о неисполнении последним условий Соглашения (п.2.2.4.), указав на то, что по состоянию на 24.06.2016 отчет об использовании учреждением денежных средств в размере 1 134 760,91 руб. в Министерство не поступил, потребовало в течение 20 календарных дней с момента получения претензии возвратить на расчетный счет Министерства неиспользованную субсидию (л.д. 25-27, т.1).
Поскольку добровольно требования претензионного письма учреждением не исполнены, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства использования выделенной из областного бюджета субсидии в сумме 62 960 руб. В отношении оставшейся денежной суммы, заявленной к взысканию, суд в удовлетворении иска отказал, отметив, что субсидия в указанной сумме использована учреждением, несвоевременное представление отчета об использовании субсидии, выделенной из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования, за 2015 год, не может являться основанием для утверждения факта неиспользования субсидированных средств их получателем.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 34 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 БК РФ органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они предоставлены.
Порядок расчета объемов субсидий, а также порядок предоставления таких субсидий устанавливаются Правительством Свердловской области.
Статьей 16 Постановления Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 297-ПП (ред. от 12.03.2015) "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и питания в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях" определено, что при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, нарушения условий, установленных для предоставления субсидии, факта представления недостоверных сведений для получения субсидии, а также в случаях нецелевого использования субсидии субсидия подлежит возврату в областной бюджет течение 10 календарных дней с момента получения соответствующего требования.
Обращаясь в арбитражный суд с соответствующим иском, Министерство обосновывало свои требования тем, что денежные средства в размере 1 134 760,91 руб. в доход бюджета Свердловской области не поступили, при этом факт неиспользования денежных средств в указанной сумме подтвержден Отчетом учреждения об использовании субсидии, выделенной из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования за 2015 год (л.д. 27, т.1).
Аналогичные доводы содержит и апелляционная жалоба Министерства.
Однако суд апелляционной инстанции, наделенный полномочиями повторно рассматривать дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам (ч. 1 ст. 268 АПК РФ), приходит к выводу о том, что денежные средства, выделенные в качестве субсидии по Соглашению от 09.02.2015 N 282, ответчиком в пределах суммы, в удовлетворении взыскания которой Министерству отказано, освоены учреждением и использованы по целевому назначению в 2015 году.
Согласно статье 27. Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-03 "Об образовании в Свердловской области" финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям из областного бюджета субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Аналогичные цели использования субсидии содержат условия Соглашения от 09.02.2015 N 282, а именно: расходы на оплату труда педагогических работников и на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Согласно ч. 1 ст. 8 АПК РФ, ч. 1 ст. 9 судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основах равноправия сторон и состязательности.
При этом в силу ст. 65 АПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в подтверждение своих требований и возражений.
В материалы дела ответчиком представлен Отчет учреждения от 27.09.2016 N 92, полученный Министерством согласно штампу входящей корреспонденции 27.09.2016, из которого, в том числе приложения к Отчету (первичные документы: договора, товарные накладные, УПД, счета-фактуры, платежные поручения, выписки по лицевому счету, справки об оплате труда педагогических работников) усматривается, что денежная сумма 1 071 800 руб. (в части оставшихся неудовлетворенными исковых требований) использована по целевому назначению в 2015 году (л.д. 107-140, т.1, л.д. 1-147 т.2).
Доказательств неиспользования субсидии в названном размере, либо использовании не по целевому назначению, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Как верно отметил суд первой инстанции, несвоевременное представление отчета об использовании субсидии, выделенной из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования, за 2015 год, не может являться основанием для утверждения факта неиспользования субсидированных средств их получателем.
Ссылки на хищение денежных средств со счета учреждения не имеют значения для рассмотрения настоящего дела, при том, что доказательств того, что похищены именно денежные средства, полученные учреждением в рамках Соглашения, материалы дела не содержат. Денежные средства, имеющиеся на счете учреждения, носят обезличенный характер, что не позволяет прийти к выводу о хищении неустановленными лицами бюджетных денежных средств при наличии доказательств наличия у учреждения собственных денежных средств, в том числе предоставленных учредителем.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2016 года по делу N А60-33613/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33613/2016
Истец: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Ответчик: НДОУ "Детский сад N 128 ОАО РЖД", ОАО НДОУ "Детский сад N 128 РЖД"