Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А10-802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Доржиевой О.С. (доверенность от 01.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 октября 2016 года по делу N А10-802/2016 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С.),
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242, адрес: 672020, г. Чита, ул. Лазо, 1, далее - заявитель, ПАО "ТГК-14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, место нахождения: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 35, далее - ответчик, служба) о признании незаконным и отмене предписания от 25 января 2016 года N 610-п.
Определением суда от 14 сентября 2016 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Номоконов Сергей Александрович.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 октября 2016 года по делу N А10-802/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, в действующем жилищном законодательстве имеется пробел, выраженный в отсутствии конкретной формулы, согласно которой должно производиться начисление за отопление, что не может являться основанием для освобождения от обязательства оплаты собственниками за общедомовые нужды, если такая обязанность предусмотрена законом (ч.4 ст. 154, ч.1 ст. 158, ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, ст. 210, 249 Гражданского кодекса РФ).
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 10.12.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21 декабря 2015 года руководителем Службы вынесено распоряжение N 610-р о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ПАО "ТГК-14", с целью проверки доводов гр. Номоконова С.А., проживающего по адресу г. Улан-Удэ, п. Энергетик, дом 34, квартира 1, изложенных в обращении от 11.12.2015 N 003-001594/15-00. Предметом проверки явилось соблюдение правил предоставления коммунальных услуг, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, обязательных требований жилищного законодательства.
Данным распоряжением назначено должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, определен срок ее проведения 20 рабочих дней. Копия указанного распоряжения была получена Обществом факсимильной связью (л.д.79-80).
В период времени с 25 декабря 2015 года по 25 января 2016 года должностным лицом Службы в отношении ПАО "ТГК-14" была проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт проверки от 25 января 2016 года N 610-А.
Названным актом выявлено: в нарушение пунктов 40, 42, 42(1), 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) ПАО "ТГК-14" осуществляет расчет платы на общедомовые нужды за отопление в сумме 8012,44 рублей по лицевому счету N 172248 (л.д.37-41).
25 января 2016 года главным специалистом отдела по жилищному надзору Службы ПАО "ТГК-14" выдано предписание N 610-п, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 25 февраля 2016 года: произвести перерасчет платы за отопление по лицевому счету N 172248, исключив плату за отопление на общедомовые нужды в сумме 8012,44 рублей путем сторнирования (л.д.42).
14 сентября 2016 года Службой принято решение, в соответствии с которым внесено изменение в предписание N 610-п от 25 января 2016 года в столбце предписание заменить 8012,44 рублей на 16347,95 рублей (л.д.104).
Не согласившись с названным предписанием Госстройжилнадзора 25 января 2016 года N 610-п, Общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу частей 1 и 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1, пункта 3 раздела 2 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460, Служба является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В рассматриваемом случае оспариваемое Обществом предписание выдано по результатам внеплановой документарной проверки.
В рассматриваемом случае оспариваемое Обществом предписание выдано по результатам внеплановой документарной проверки.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации, в том числе о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для назначения и проведения внеплановой документарной проверки в отношении ПАО "ТГК- 14" явилось обращение от 11 декабря 2015 года N 003-001594/15-00 гр. Номоконова С.А., проживающего по адресу г.Улан-Удэ, п.Энергетик, дом 34, квартира 1.
Таким образом, рассматриваемая проверка проведена Службой при наличии правовых и фактических оснований.
При проведении Службой настоящей проверки в деятельности Общества выявлены нарушения в части начисления платы по услуге отопления на общедомовые нужды собственнику жилого помещение N 1 дома N 34, п.Энергетик, г.Улан-Удэ, Номоконову С.А. по лицевому счету N 172248.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
Как следует из акта проверки, поставку отопления и горячего водоснабжения, расчет платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме 34 п.Энергетик г.Улан-Удэ осуществляет ПАО "ТГК-14". В названном доме отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии. Квартира N 1 дома N 34 п.Энергетик, г.Улан-Удэ оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Расчет за потребленную коммунальную услугу (отопление) собственнику вышеуказанного жилого помещения осуществлялся согласно показаниям прибора учета. В ноябре 2015 года ПАО "ТГК-14" осуществило доначисление платы за отопление в сумме 16347,95 рублей.
Заявитель в обоснование доначисления платы за отопление по вышеуказанному жилому помещению в период проверки представил объяснение, оформленное письмом от 28 декабря 2015 года N 4095 (л.д.43-46).
В соответствии с названными пояснениями Общества, исходя из смысла пунктов 40, 42 Правил N 354, в случае, когда в доме отсутствует общедомовой прибор учета, расчет платы по услуге отопления не может рассчитываться только по показаниям индивидуальных приборов учета в жилом помещении, поскольку специфика определения его объемов подразумевает совокупный учет потребления и в жилом помещении и на общедомовые нужды. В законе отсутствует порядок и формула начисления за отопление при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме. До октября 2015 года начисление по услуге отопления в жилом помещении производилось в соответствии пунктом 42 Правил N 354 по формуле 1 приложения N 2 настоящих Правил. Поскольку специфика определения объема поставленной тепловой энергии подразумевает совокупный учет потребления тепловой энергии как в жилом помещении, так и на общедомовые нужды потребителю квартиры N 1 произведено начисление за период с 01.12.2012 по 01.11.2015 в размере 16347,95 рублей. Согласно пункту 48 Правил N 354, если многоквартирный дом не оборудован коллективным прибором учета, жители оплачивают дополнительный объем коммунальных услуг, рассчитанный по нормативам потребления на общедомовые нужды по формуле 15. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.052006 N 306 норматив потребления на общедомовые нужды для жителей многоквартирных домов, где не установлены общедомовые приборы (утвержден приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.05.2013 N 5/4 "Об установлении нормативов потребления горячего и холодного водоснабжения, водоотведения население в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета по муниципальным образованиям в Республике Бурятия") составляет 0,0076 куб.м. в месяц на кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения.
Службой по результатам рассматриваемой проверки сделан вывод, что Обществом в нарушение пунктов 40, 42, 42(1), 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) ПАО "ТГК-14" осуществляет расчет платы на общедомовые нужды за отопление в сумме 8012,44 рублей по лицевому счету N 172248.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Таким образом, в силу прямого указания в Правилах N 354 порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предусмотренный пунктом 42 указанных Правил, не распространяется на коммунальную услугу по отоплению.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
На основании постановления Правительства Республики Бурятии от 13.09.2012 N 532 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Бурятия" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В силу постановления Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2014 г. N 687 "О нормативах потребления тепловой энергии на отопление в Республике Бурятия на период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года следует применять порядок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормативными актами субъекта Российской Федерации на территории Республики Бурятия в период с 2012 года по 30 июня 2016 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен применяться порядок, установленный Правилами N 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года.
Заявитель обосновал спорный расчет платы за отопление по квартире N 1 многоквартирного дома N 34 п.Энергетик г.Улан-Удэ применением формулы 15 на основании пункта 48 Правил N 354.
Между тем, в соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из пункта 17 Приложения N 2 Правил N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Таким образом, вышеназванные нормы Правил N 354 и формула 15 определяют внесение и расчет платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, в отношении холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, то есть не предусматривают расчет платы за коммунальную услугу на отопление.
Судом установлено, что квартира N 1 дома N 34 п.Энергетик г.Улан-Удэ оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что Обществом неправомерно применены вышеуказанные нормы с применением формулы 15 при расчете за отопление на общедомовые нужды в отсутствие общедомового учета прибора в многоквартирном доме и произведен расчет с доначислением платы за отопление по вышеуказанной квартире за период с 01.12.2012 по 01.11.2015 в размере 16347,95 рублей
Пунктом 16 Правил N 307 (действующих в рассматриваемый период) установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае размер платы за коммунальные услуги отопления должен определяться исходя из показаний индивидуальных приборов учета, оборудованных в вышеуказанных квартирах.
При таких обстоятельствах ПАО "ТГК-14" в нарушение пунктов 40, 42, 42(1), 44, 48 Правил N 354, пункта 16 Правила N 307 осуществил расчет платы на общедомовые нужды за отопление по лицевому счету N 172248 в сумме 16347,95 рублей (с учетом решения Службы от 14.09.2016) по нормативу при наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии, введенных в эксплуатацию надлежащим образом, не принимая показания приборов для расчета.
Доводы апелляционной жалобы суд не принимает, поскольку ПАО "ТГК-14", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано было оборудовать многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 октября 2016 года по делу N А10-802/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-802/2016
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора
Третье лицо: Номоконов Сергей Александрович, Гончикова Сэржена Санжиевна, Дашпылова Елена Самбуевна, Лапа Геннадий Зинхеевич