Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2017 г. N Ф04-990/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А46-10101/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-14369/2016, 08АП-14629/2016) соответственно Министерства финансов Омской области и Главного государственно-правового управления Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12 октября 2016 года по делу N А46-10101/2016 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) к Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного государственно-правового управления Омской области, о взыскании 1 538 905 руб. 23 коп
при участии в судебном заседании:
от Главного государственно-правового управления Омской области - представитель Горькова С.Ю., по доверенности N 3118/1 от 04.08.2016 сроком действия три года;
от Министерства финансов Омской области - представитель Тарабанов И.С., по доверенности N 1722 от 10.03.2016, сроком действия один год;
от Администрации города Омска - представитель не явился, извещена,
установил:
Администрация города Омска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Омской области (далее - Минфин Омской области) с требованием о взыскании убытков в виде расходов, связанных на приобретением жилья семье, имеющей ребенка-инвалида, в сумме 1 538 905 руб. 23 коп.
Определением суда от 29.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное государственно-правовое управление Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.10.2016 (в редакции определения от 21.10.2016 об исправлении опечатки) с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет казны Омской области в пользу Администрации взыскано 1 538 905 руб. 23 коп. убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин Омской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы Минфин Омской области указал следующее.
- по факту получения из областного бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, у города Омска не возникает обязанности направить данную дотацию на обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями.
- судом неправомерно сделан вывод о том, что Минфин Омской области нарушил права Администрации города Омска, и она вправе требовать возмещения убытков, поскольку Минфин Омской области не наделен полномочиями по принятию закона о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
- право семьи Ананьевой В.Я. на получение жилого помещения должно быть реализовано за счет средств федерального бюджета.
Главное государственно-правовое управление Омской области также не согласилось с принятым решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы Главного государственно-правового управления Омской области сводятся к следующему: выводы суда первой инстанции о том, что жилое помещение должно относиться к жилищному фонду субъекта РФ, а обязанность по финансированию расходов на приобретение жилья должна осуществляться субъектом РФ, основаны на неверном толковании норм права и противоречат фактическим обстоятельствам дела. Предоставляемое жилое помещение должно относиться к муниципальному фонду, его предоставление должно осуществляться органами местного самоуправления, поскольку его представление осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в связи с чем, у Омской области не могут возникать расходные обязательства.
Администрация, извещенная надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителя в него не обеспечила. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), рассмотрел дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Минфина Омской области и Главного государственно-правового управления Омской области поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах соответственно.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что решением Центрального районного суда города Омска от 01.08.2012 удовлетворены исковые требования Ананьевой В.Я. к Администрации города Омска. На Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Ананьевой В.Я. отдельное изолированное жилое помещение во внеочередном порядке, на состав семьи, состоящий из двух человек, на условиях договора социального найма. Эти обстоятельства ответчик и третье лицо не оспаривают. Копия решения Центрального районного суда города Омска в материалы дела не представлена.
Истец указал, что во исполнение решения Центрального районного суда города Омска от 01.08.2012 Администрацией города Омска Ананьевой В.Я. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное по адресу: город Омск, поселок Светлый, улица Маргелова, дом ххх, квартира хх (постановление о предоставлении от 25.06.2013 N 684-п).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.07.2013 между муниципальным образованием город Омск и Ананьевой В.Я. заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения N 2729/13 (л.д. 19). Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: город Омск, улица Маргелова, дом ххх, квартира хх, составляет 39,1 кв. м, жилая площадь 25.3 кв. м.
Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено семье Ананьевой В.Я. в связи с тем, что ее сын Ананьев Я.А., 1971 года рождения, страдающий заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (справка ВК N56 от 05.03.2012, л.д. 24).
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Ананьевой В.Я. состояла с 30.04.2008, что подтверждается письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 30.04.2008 N 94 и постановлением Мэра г. Омска от 30.04.2008 N 311-п (л.д. 27-28).
Согласно не опровергнутым доводам Администрации на учет как инвалид, нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть во внеочередной список, Ананьева В.Я. была поставлена 23.03.2015.
Жилое помещение по договору социального найма Ананьевой В.Я., являющейся опекуном инвалида, было предоставлено Администрацией города Омска из муниципального жилищного фонда города Омска.
Как указывает истец, квартира передана в собственность Ананьевой В.Я. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, что ответчик и третье лицо не оспаривают.
Ссылаясь на то, что Ананьева В.Я. по указанным обстоятельствам встала на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма после 01.01.2005, и обеспечение Ананьевой В.Я. жилым помещением относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Омской области, Администрация города Омска, обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Размер убытков рассчитан истцом исходя из общей площади предоставленной квартиры и средней стоимости одного квадратного метра типовых квартир на рынке жилья в Омской области в первой квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
По расчету истца, размер убытков (с учетом площади спорной квартиры) составил 1 538 905,23 руб., ответчиком и третьим лицом не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Посчитав, что бездействие Омской области, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет после 01.01.2005, а также в не предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета в целях реализации Администрацией города Омска полномочий субъекта Российской Федерации Омской области по обеспечению указанной категории жилыми помещениями, привело к тому, что муниципальное образование городской округ город Омск Омской области лишилось жилого помещения, находящегося в его собственности, тем самым понесло убытки, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145).
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Как установлено выше, на учет как опекун инвалида, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть во внеочередной список, Ананьева В.Я. была поставлена 23.03.2015.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Поэтому обеспечение инвалидов жилой площадью во внеочередном порядке является мерой социальной поддержки инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, принятие соответствующего бюджетного акта по вопросу, содержащемуся в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является обязанностью субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом жилищное законодательство не содержит норм, относящих спорное обязательство к расходным обязательствам Российской Федерации или муниципального образования.
На наличие закона или соглашения, на основании которого Российская Федерация приняла на себя обязательство в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса по финансированию спорного расходного обязательства субъекта, ответчик не ссылался, его наличие не доказывал.
Пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392 были утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 392), согласно пункту 9 которых предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения.
Аналогичное условие закреплено в ныне действующих Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (пункты 9 и 10).
Наличие такого соглашения или хотя бы обращения за его заключением и соответствие такого обращения условиям заключения соглашения из материалов дела не следует.
Таким образом, необоснованным является довод о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Отнесение ответчиком этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Однако спорный вопрос не является вопросом местного значения.
Напротив, согласно пункту 3 статьи 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 1 этой же статьи в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
А в соответствии с пунктом 1.1. статьи 3 этого же закона к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится: определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Ананьева В.Я. входит в категорию граждан, которой должна быть предоставлена социальная поддержка в виде обеспечения жилым помещением на основании статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 17).
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность и процедуру реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, поскольку расходным обязательством муниципального образования обеспечение инвалидов жильем не является.
При этом согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Поэтому вопрос о том, из какого именно жилищного фонда социального использования (государственного или муниципального) должно предоставляться жилое помещение, определяется тем, чьим расходным обязательством является такое предоставление.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации и изложена в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), а также определениях от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
Поэтому, удовлетворяя иск Администрации, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что спорное обязательство не является расходным обязательством ни Российской Федерации, ни муниципального образования.
Вопреки доводам Минфина Омской области в силу части 1 статьи 84 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации как расходные обязательства Российской Федерации могут иметь место в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Такая передача имела место только в отношении жилищных льгот инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 года (абзац 2 статьи 17 и статья 28.2 Закона N 181-ФЗ).
К спорным правоотношениям предоставляемые субвенции отношения не имеют, поскольку Ананьева В.Я., являющаяся опекуном инвалида, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, во внеочередной список, была принята на учет после 01.01.2005.
Спорное обязательство отнесено к расходному обязательству Омской области как субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемом случае Администрацией города Омска исполнена обязанность по предоставлению жилого помещения Ананьевой В.Я., то есть обязанность, связанная с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов, которые отнесены к расходному обязательству Омской области как субъекта Российской Федерации.
Поэтому Администрация вправе потребовать требовать компенсации своих расходов в размере рыночной стоимости утраченного муниципального жилья.
Как указано выше, спорное жилое помещение впоследствии было приватизировано Ананьевой В.Я.
В результате исполнения Администрацией обязательства по предоставлению жилого помещения инвалиду по договору социального найма, исполнение которого отнесено к расходным обязательствам Омской области, из муниципального жилищного фонда выбыло жилое помещение.
Омской областью на законодательном уровне не определен порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Правильно посчитав доказанным бездействие Омской области в вопросе определения порядка предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, что привело к образованию у городского округа - город Омск убытков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Неправомерное бездействие Омской области, выраженное в том, что ответчиком не предусмотрены расходы на субсидирование города Омска для выполнения функций по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим на иждивении инвалидов и поставленным на учет в качестве нуждающихся после 01.01.2005, а также размер субсидирования на эти цели, влечет возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов. Аналогичный подход к оценке бездействия субъекта РФ в направлении урегулирования порядка возмещения расходов муниципальных образований в связи с выполнением государственных функций по социальной защите инвалидов поддержан Верховным Судом РФ в определении от 12.12.2016 N 304-ЭС16-18496.
Размер убытков правомерно определен исходя из рыночной стоимости аналогичной квартиры с учетом размера площади предоставленной квартиры.
В силу статьи 1069 вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет казны Омской области.
Доводы жалоб судом отклоняются.
Так, Главное государственно-правовое управление Омской области неправомерно допускает смешение порядка учета малоимущих граждан, обеспечение которых жилыми помещениями осуществляется за счет средств местного самоуправления и инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые имеют право на внеочередное получение жилья, и обеспечение жильем которых является расходным обязательством субъекта РФ.
При этом ведение учета таких граждан органом местного самоуправления и принятие им решения о внеочередном предоставлении само по себе не может прекратить расходное обязательство субъекта, поскольку Жилищный кодекс РФ не содержит указания на то, что по договору социального найма помещение во внеочередном порядке инвалиду должно быть предоставлено именно из муниципального фонда социального использования, а не из фонда социального использования субъекта.
Поэтому наличие решения суда, обязывающего истца, как лица, который должен принять решение о предоставлении, предоставить помещение по договору социального найма не означает, что это предоставление должно осуществляться за счет жилищного фонда муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционные жалобы Министерства финансов Омской области, Главного государственно-правового управления Омской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 12 октября 2016 года по делу N А46-10101/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10101/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2017 г. N Ф04-990/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Главное государвтенно-правовое управление Омской области, Главное государственно-правовое управление Омской области