Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2017 г. N Ф09-5667/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
31 мая 2017 г. |
Дело N А07-29780/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Уфаогрсинтез" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2017 по делу N А07-29780/2016 (судья Архиреев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Акционерного общества "СГ-Транс" - Козлов И.Г. (доверенность от 26.12.2016 N 017, паспорт);
Публичного акционерного общества "Уфаогрсинтез" - Халиков А.Р. (доверенность от 01.01.2017 N 65/17, паспорт).
Акционерное общество "СГ-ТРАНС" (далее истец, АО "СГ-ТРАНС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Уфаогрсинтез" (далее ответчик, ПАО "Уфаоргсинтез", податель жалобы) о взыскании штрафа в сумме 1 867 500 руб. за сверхнормативный простой вагонов.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2017 (резолютивная часть оглашена 15.03.2017) исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ПАО "Уфаоргсинтез" просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению ответчика, судом первой инстанции заключенный между сторонами договор ошибочно квалифицирован в качестве договора оказания услуг, в то время как между сторонами фактически заключен договор транспортной экспедиции.
Также ответчик полагает необоснованным определение срока нахождения вагонов погрузки на основании представленных истцом данных ГВЦ ОАО "РЖД", в то время как следовало руководствоваться сведениями, отраженными в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Кроме того податель жалобы оспаривает правомерность возложения на него обязанности по очистке и промывке вагонов.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между АО "СГ-транс" (экспедитор) и ПАО "Уфаоргсинтез" (клиент) заключен договор на предоставление железнодорожного подвижного состава (при перевозке в танк-контейнерах) от 16.02.2016 N УОС/1272-15.
Согласно п. 2.1. договора предметом договора являются правоотношения сторон, связанные с оказанием исполнителем услуг по предоставлению контейнеров и платформ для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации, а также вывозимых за пределы Российской Федерации, а также помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита, в контейнерах и на платформах экспедитора. Клиент обязуется принять и оплатить услуги экспедитора в порядке и ценах, установленных настоящим договором.
Условиями п.3.3.5 договора определено, что заказчик обязуется обеспечить нормативный срок нахождения вагонов-платформ с танк-контейнерами в следующие сроки: -на станциях погрузки- не более 6 (шести) суток; - на станциях выгрузки (за исключением станции Углеуральская (код 768207) Свердловской ж.д. - не более 2 (двух) суток.
В случае отправки груженых танк-контейнеров на вагонах-платформах назначением на станцию Углеуральская (код 768207) Свердловской ж.д. обеспечить нормативный срок нахождения вагонов-платформ с контейнерами: на станции погрузки - не более 5 (пяти) суток; на станции выгрузки - не более 3 (трех) суток.
По согласованию сторон на других станциях назначения (станциях выгрузки) нормативный срок может быть изменен.
Срок нахождения вагонов-платформ с контейнерами на станции погрузки/выгрузки исчисляется следующим образом:
- на станции погрузки с 00 час. 00 мин. даты, следующей за датой прибытия вагонов-платформ с танк-контейнерами на станцию погрузки по дату отправления включительно вагонов-платформ с танк-контейнерами в груженом состоянии со станции погрузки;
- на станции выгрузки - с 00 час. 00 мин. даты, следующей за датой прибытия вагонов-платформ с танк-контейнерами в груженом состоянии на станции выгрузки по дату приема включительно перевозчиком вагонов-платформ с танк-контейнерами к перевозке в порожнем состоянии со станции выгрузки назначением на станцию погрузки.
Нахождение вагонов-платформ с танк-контейнерами свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при это неполные сутки считаются за полные. Дата прибытия вагонов-платформ с танк-контейнерами на станцию назначения (погрузки или выгрузки) в нормативный срок при определении его продолжительности не включается.
Суммарный нормативный срок нахождения вагонов-платформ с танк-контейнерами экспедитора на путях железнодорожных станций погрузки и выгрузки, а также на путях необщего пользования клиента (контрагентов клиента, грузополучателей/грузоотправителей) исчисляется от даты прибытия вагонов - платформ с танк-контейнерами на железнодорожные станции погрузки и выгрузки сверх сроков, указанных в п. 3.3.5 договора, по причинам, не зависящим от экспедитора и не по его вине, экспедитор вправе потребовать от клиента уплаты штрафных санкций в размере 750 руб. за один танк-контейнер в сутки, 1000 руб. за один вагон-платформу в сутки.
Оплата неустойки за нахождение вагонов-платформ и танк-контейнеров сверх согласованных нормативных сроков осуществляется клиентом в течение 5 рабочих дней с даты получения счета на оплату за пользование вагонами-платформами и танк-контейнерами, выставленного на основании признанной клиентом претензии экспедитора.
Обращаясь с иском, АО "СГ-Транс" указало, что в период с февраля по май 2016 года ответчиком допущено превышение срока нахождения вагонов-платформ и танк-контейнерами на станциях погрузки общим сроком на 2 241 сутки, что привело к начислению штрафа в размере 1 867 500 руб.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии N 6522 от 15.07.2016, N 7965 от 19.08.2016 с требованием уплаты штрафа за сверхнормативный простой вагонов-платформ с танк-контейнерами под погрузкой. Претензии были получены ответчиком, но не оплачены.
Отсутствие добровольного исполнения обязательств послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции счел подтвержденным нарушение договорных обязательств со стороны ответчика.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учитывая положения статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии со статьей 1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны установили договорную плату за нахождение вагонов-цистерн у клиента сверх установленного срока.
Установление такой платы согласуется с принципом свободы договора, закрепленным статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание подтверждение периода нахождения вагонов-цистерн у ответчика, предъявление предусмотренных договором штрафных санкций является обоснованным.
Доводы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Исходя из смысла п.3.3.5 договора, нормативный срок нахождения вагонов-платформ с танк-контейнерами на станции погрузки включает в себя время нахождения как на путях железнодорожных станций погрузки, так и на путях необщего пользования, и определяется по датам прибытия/убытия вагонов-платформ с танк-контейнерами на станции погрузки, содержащимися в данных ГВЦ, уведомлении ГУ-46, уведомлении об окончании погрузки и выгрузки.
Таким образом, данные относительно прибытия платформ с танк-контейнерами на станцию погрузки либо убытия со станции должны содержаться либо в железнодорожной накладной, либо в ГУ-46 (ведомость подачи и уборки), либо в уведомлении об окончании погрузки и выгрузки.
По мнению ответчика, при определении времени нахождения следует руководствоваться ведомостями подачи и уборки по форме ГУ-46.
Из содержания представленных ответчиком ведомостей подачи и уборки вагонов (т.2 л.д.1-83) следует, что в них указаны даты подачи вагонов-платформ с танк-контейнерами с железнодорожных станций на пути необщего пользования клиента. В то же время, сведений о датах прибытия и убытия платформ на станции погрузки спорные ведомости не содержат, что исключает возможность их использования в качестве достоверного доказательства срока нахождения вагонов на станции погрузки.
При указанных обстоятельствах расчет времени нахождения платформ с танк-контейнерами на станции погрузки правомерно определен истцом на основании данных Главного вычислительного центра - филиала РЖД.
В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Представленные суду акты приема-передачи оказанных услуг подписаны ответчиком без разногласий, при этом в приложениях к данным актам содержится указание на станции назначения, даты отправления/раскредитования и на номера вагонов.
Относительно доводов ответчика об отсутствии у него обязанности по очистке и промывке вагонов суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.3.3.12 договора, клиент обязан обеспечить очистку контейнеров после выгрузки с предоставлением подтверждающих документов (акт об очистке контейнера) при возврате экспедитору в случае прекращения услуг по настоящему договору. В этом случае очистка контейнеров осуществляется силами клиента и/или за его счет. В случае, если данная операция осуществляется экспедитором за счет клиента, клиент обязан компенсировать документально подтвержденные затраты экспедитора в пределах 12 525,80 руб. за контейнер с учетом НДС, не позднее 30 календарных дней с момента получения подтверждающих документов от экспедитора.
Статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом Минтранса России от 10.04.2013 N 119 "Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов" (далее - Правила N 119), установлено, что после выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи. После выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров
В соответствии с пунктом 4 Правил N 119, очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется остатков грузов.
Согласно пункту 11 Правил N 119 при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. В силу пункта 12 названных Правил грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер.
В свою очередь, в соответствии с абзацем шестым статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" после выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров. В силу пункта 18 Правил N 119, вагоны, контейнеры могут не промываться в случаях если вагон, контейнер будет использован под погрузку аналогичных грузов.
Таким образом, промывка является частью процесса очистки вагонов, и производится в определенных случаях,
Из сказанного выше следует, что условиями заключенного между сторонами договора и нормами права в рассматриваемой ситуации предусмотрена обязанность ответчика по очистке и промывке вагонов-контейнеров.
Доводы ответчика о допущенном со стороны истца недосливе цистерн (бункерных полувагонов) отклоняются в силу следующего.
В силу пункта 8.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком, составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции. Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика.
В соответствии с абз. 8 п. 3.1 Правил N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях).
Согласно п. 3.5. Правил N 45, акт общей формы подписывается перевозчиком.
В силу п. 1.2 Правил N 45 перечень представителей перевозчика, уполномоченных составлять и подписывать акты при перевозках грузов железнодорожным транспортом, устанавливается перевозчиком.
Исследовав представленные ответчиком акты наружного осмотра оборудования при поступлении под налив (т.3 л.д.1-150, т.4 л.д.1-53), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные акты не могут быть признаны надлежащими доказательствами негодности контейнеров, а также допущенного истцом недослива, поскольку в нарушение составлены лицами, в нарушение п.1.2 Правил N 45 составлены лицами, не имеющими, не имеющими полномочий на их составление. Кроме того, указанные акты составлены в отсутствие АО "СГ-Транс".
В этой связи спорные акты оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы ответчика о том, что заключенный между сторонами договор является договором транспортной экспедиции, не может быть признан обоснованным.
Исковые требования вытекают из отношений по оказанию услуг по предоставлению транспорта для отгрузки и перевозки наливных грузов ответчика.
В предмет договора входят услуги по предоставлению контейнеров и цистерн для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика (п. 2.1 договора).
Заключение договора транспортной экспедиции должно подтверждаться перечнем экспедиторских документов (ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг установлен Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила транспортно-экспедиционной деятельности).
Согласно п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Вместе с тем, условиями договора на предоставление железнодорожного подвижного состава (при перевозках в танк-контейнерах) от 16.02.2015 N УОС/1272-15 составление экспедиторских документов (экспедиторская расписка, поручение экспедитору) не предусмотрено. Данные документы между истцом и ответчиком не составлялись, в материалы дела предоставлены не были. Груз от ответчика истцу не передавался, доказательства наличия прав ответчика на груз не предоставлено, что является обязательными условиями для правоотношений по транспортной экспедиции.
При буквальном толковании под экспедитором понимается лицо, получающее, сопровождающее, сдающее грузы клиента, товары, оформляющее транспортные документы при отправке и получении грузов.
Таким образом, заключенный между сторонами договор нельзя признать договором транспортной экспедиции.
Кроме того, ответчик с момента заключения спорного договора не оспаривал его правовую природу.
Иные доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как не опровергают выводов суда по существу спора, а сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Республики Башкортостан от 16.03.2017 по делу N А07-29780/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Уфаогрсинтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29780/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2017 г. N Ф09-5667/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "СГ-ТРАНС"
Ответчик: ПАО "Уфаоргсинтез"