Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А42-10396/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31791/2016) Администрации МО Печенгского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2016 г. по делу N А42-10396/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по иску Администрации МО Печенгский район
к ИП Вангелию Валерию Михайловичу
3-е лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области"
о взыскании
установил:
Администрация муниципального образования Печенгского района Мурманской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Вангелию Валерию Михайловичу (далее - ответчик, Вангелий В.М.) о взыскании денежных средств, перечисленных на создание собственного бизнеса (гранта), в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2016 г. в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация МО Печенгского района обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает, что ответчик не принял меры направленные на устранение недочетов, содержащихся в отчете за 2 квартал 2015 г., не представлены документы, подтверждающие целевое расходование средств гранта, не обеспечен доступ проверяющего к проверке приобретенного имущества, в связи с чем, вопрос о нецелевом расходовании средств и возврате денежных средств был вынесен на заседание комиссии, которая ознакомившись с ситуацией, приняла решение о нецелевом расходовании средств гранта и его возврате, поскольку ответчик не подтвердил целевые расходы на приобретение имущества, заявленного в бизнес-плане.
На основании изложенного, податель жалобы просит, обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В настоящем судебном заседании 11.01.2017 г. лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.12.2013 г. между Администрацией МО Печенгского района (Грантодатель) и ИП Вангелием В.М. (Получатель) заключен договор N 97 о предоставлении муниципальной поддержки Печенгского района начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (далее - договор), согласно п. 1.1. которого Грантодатель на безвозмездной основе предоставляет Получателю гранта денежные средства из районного бюджета на создание собственного бизнеса (далее - гранты), а Получатель гранта обязуется использовать полученные средства в соответствии с их целевым назначением.
Гранты предоставляются на реализацию бизнес-плана "Устройство наливных полов", который является неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.2. договора).
Гранты должны быть использованы в сроки, определенные проектом, но в любом случае срок использования не должен превышать 1 (одного) года с момента фактического перечисления денежных средств на расчетный счет получателя гранта (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 2.1 договора размер гранта составляет 200 000 руб.
В силу п. 4.5 договора Получатель гранта ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с целью повышения эффективности контроля за расходованием бюджетных средств и проверки полноты предоставления документов, представляет в сектор следующие документы (до использования средств гранта в полном объеме): отчет получателя средств гранта на реализацию проекта (по форме согласно приложению N 1 к настоящему договору) с приложением копий документов, подтверждающих целевое расходование; отчет получателя гранта о достижении целевых показателей проекта (по форме согласно приложению N 2 к настоящему договору) предоставляется в течение 2 (двух) лет со дня фактического перечисления средств на расчетный счет получателя гранта.
Согласно пункту 4.9 договора в случае нарушения сроков предоставления отчетности получатель гранта в течение (десяти) рабочих дней с момента получения уведомления от Сектора о нарушении сроков отчетности обязан представить отчетные документы в Сектор или вернуть денежные средств на лицевой счет Грантодателя.
В случае неполного использования средств гранта получателем в течение 1 (одного) года, остатки возвращаются на лицевой счет грантодателя в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока использования гранта (п. 4.10) договора.
В соответствии с пунктом 5.3 договора в случае нарушения получателем гранта условий настоящего договора Сектор уведомляет о допущенном нарушении Комиссию, в том числе в случаях:
- обнаружения факта отклонения целевых показателей от планируемых более чем на 50 % к концу реализации проекта. В этом случае Сектор направляет соответствующее уведомление председателю комиссии для рассмотрения вопроса на заседании Комиссии решения вопроса о целевом или нецелевом использовании средств и копию получателю гранта;
- непредставлении в установленные сроки документов, предусмотренных настоящим договором или запрошенных сектором, касающихся расходования средств гранта;
- представления недостоверных или фальсифицированных документов.
Решение о возврате средств гранта принимается комиссией (пункт 5.4 договора).
31.12.2013 г. платежным поручением N 5887499 Администрация перечислила Вангелию В.В денежные средства в размере 200 000 руб.
Письмом от 20.07.2015 г. N 140 МКУ "Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области" направил Вангелию В.В. уведомление о том, что в ходе проверки отчета получателя установлены замечания: по пункту 1 таблицы- снижением численности работников по сравнению с отчетными данными за I квартал 2015, по пункту 4 таблицы отсутствуют сведения об уплате налогов, в связи с чем в течение 3 дней ему было направить отчет с устраненными замечаниями.
Кроме того, предписано представить: документы, подтверждающие расход собственных средств не менее 15 % от суммы гранта, агентский договор на поставку строительного оборудования с указанием его ассортимента; копию договора на производства наливных полов, копии трудовых договоров с наемными работниками.
Письмом от 20.07.2015 г. N 140 МКУ "Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области" направил Вангелию В.В. уведомление о том, что 28.08.2015 с 14.00 до 17.00 пройдет проверка целевого использования бюджетных средства (гранта), в связи с чем, предложено уведомить Отдел инвестиционной политики о местонахождении (адресе) вашего предприятия не позднее 24.08.2015 г., обеспечить в указанную дату доступ проверяющего лица к приобретенному оборудованию, а также представить паспорта к нему.
Данные письма получены не были, в связи с отметкой организации почтовой связи об истечении срока хранения.
Согласно протоколу N 6 заседания Конкурсной комиссии по муниципальной поддержке начинающих предпринимателей Печенгского района Мурманской области от 08.09.2015 г. решено отделу инвестиционной политики подготовить и отправить письма ИП Вангелию В.В. с уведомлениями о возврате средств гранта в соответствии с положением о порядке предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, юридическому отделу в случае невозврата средств гранта принять меры к их возврату в судебном порядке.
Письмом от 09.09.2015 г. N 174 МКУ "Управление по обеспечению деятельности администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области" направил Вангелию В.В. уведомление о возврате бюджетных средств, в связи с чем, предписано в течение 10 дней со дня получения уведомления представить отчетные документы и запрашиваемую информацию или в течение 1 месяца со дня получения, вернуть сумму гранта в размере 200 000 руб.
Данное письмо получено не было в связи с отметкой организации почтовой связи об истечении срока хранения.
Поскольку в добровольном порядке средства гранта возвращены не были, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционная коллегия считает доводы апелляционной жалобы необоснованными в силу следующего.
Пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ закрепляет, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определён решениями, предусмотренными абзацем первым указанного пункта.
В данном случае, муниципальным правовым актом, регламентирующим предоставление индивидуальным предпринимателям муниципальных грантов, а равно порядок их возврата в случае нарушения условий субсидирования, является Положение о порядке предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, утвержденное постановлением Администрации муниципального образования Печенгский муниципальный район от 19.09.2013 г. N 1290 "О муниципальной поддержке начинающих предпринимателей" (далее по тексту - Положения).
Согласно пункту 11.4 Положения получатель гранта ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет Организатору следующие документы (до использования средств гранта в полном объеме):
- отчет Получателя гранта об использовании средств гранта на реализацию бизнес-плана (приложение 6 к Положению) с приложением собственноручно заверенных копий документов, подтверждающих целевое расходование средств;
- отчет Получателя гранта о достижении целевых показателей (приложение 7 к Положению).
После использования средств гранта в полном объеме и предоставления отчета Получателя гранта об использовании средств гранта на реализацию бизнес-плана получатель гранта ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет Организатору только отчет Получателя гранта о достижении целевых показателей бизнес-плана. Данный отчет предоставляется в течение 2 (двух) лет со дня фактического перечисления средств на расчетный счет Получателя гранта (пункт 11.5 постановления).
Отчеты об использовании средств гранта и достижении целевых показателей были направлены ответчиком и получены заявителем, что им не оспаривалось. Ссылка истца на непринятия отчетов, ввиду замечаний, правомерно была отклонена судом первой инстанции, ввиду того, что п. 13.7 постановления в редакции, принятой 14.05.2015 в соответствии с постановлением N 612 на момент заключения договора между сторонами отсутствовала.
Таким образом, правовые основания для возврата денежных средств, в связи с несоблюдением данного условия (непредставление ежеквартальной отчетности, о достижении целевых показателей), на которые ссылается истец, отсутствуют.
Согласно пункту 12.1 Положения контроль за целевым использованием средств осуществляется Организатором и администрацией. В случае возникновения сомнений при оценке целевого использования средств Организатор обязан обратиться в администрацию для рассмотрения сложившейся ситуации на заседании Комиссии.
Из материалов дела следует, что вопрос о нецелевом использовании средств гранта фактически Комиссией не рассматривался, доказательств того, что решение комиссии принято в связи с нецелевым использованием денежных средств, предоставленных в виде гранта, не представлено.
Согласно п. 9.11. Положения на основании Протокола Администрация издает постановление о предоставлении грантов победителям Конкурса.
В случае нецелевого использования бюджетных средств или непредставления отчетных документов Организатор на основании решения Комиссии письменно уведомляет получателя гранта о необходимости возврата бюджетных средств на лицевой счет Администрации. Организатор оповещает Получателя гранта об отмене предоставления гранта путем направления ему распоряжения администрации об отмене предоставления гранта и уведомления о возврате заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 13.1. Положения).
Администрация не представила доказательств того, что принимала Распоряжение о возврате гранта.
Конкурсная комиссия в протоколе от 08.09.2015 г. не указала, какие нарушения совершил ответчик, в связи чем, Комиссия решила уведомить ответчика о возврате гранта.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Какие-либо доказательства, подтверждающие, что заявителем не были исполнены условия договора в части предоставления отчетности об использовании средств гранта, о достижении целевых показателей, а средства гранта были использованы Вангелием В.В. на цели, не предусмотренные бизнес-планом, без документального подтверждения, с нарушением установленного порядка, как следствие, свидетельствующие о наличии в данном случае оснований для возврата гранта в заявленном размере, в материалах дела отсутствуют.
Апелляционный суд полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. Выводы суда соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2016 г. по делу N А42-10396/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10396/2015
Истец: Администрация МО Печенгский район
Ответчик: Вангелий Валерий Михайлович
Третье лицо: Администрация МО Печенгский р-н, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕЧЕНГСКИЙ РАЙОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"