город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2017 г. |
дело N А53-26393/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от общества: представители Никитина Н.А. по доверенности от 09.01.2017, Попов М.В. по доверенности от 09.01.2017;
от службы: представители Ткачев В.В. по доверенности от 27.12.2016, Вербицкий Е.А. по доверенности от 27.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис",
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2016 по делу N А53-26393/20162016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис", к Региональной службе по тарифам Ростовской области, об оспаривании решения о признании общества моносетевой организацией, изложенного в письме от 27.07.2016 N 40.5/4467,
принятое судьей Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее - служба, РСТ) о признании общества не соответствующей критериям отнесения территориальных сетевых организаций обслуживающим преимущественно одного потребителя (моносетевой организации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 29.12.2011.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в процессе рассмотрения настоящего дела суду не были представлены документы свидетельствующие о несоответствии оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и как следствие нарушение прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что общество до принятия решения РСТ обратился в суд с установлением факта, а не оспаривал решение службы в порядке, установленном главой 24 АПК РФ; общество не может быть отнесено к моносетевым организациям, поскольку имеет двух потребителей, ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" и АО "Черномортранснефть".
РСТ представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представители общества в судебном заседании поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней, просили решение суда отменить, заявленные требования общества удовлетворить.
Представители службы в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением на предмет соответствия положениям действующего в Российской Федерации законодательству.
Общество обратилось в РСТ с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год (вх. РСТ N 40/3600 от 14.07.2016).
На основании имеющейся в РСТ информации были рассмотрены сведения об объектах электросетевого хозяйства и потребителях, присоединённых к сетям территориальной сетевой организации (далее -ТСО) общества, расположенных на территории Ростовской области.
По итогам проведенного РСТ анализа на соответствие ТСО общества, обслуживающим преимущественно одного потребителя, было открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для территориальной сетевой организации на 12016 год, и в распоряжение заявителя направлено извещение N 40.5/4467 от 27.07.2016, после получения которого, заявитель не согласившись с отнесением общества к числу сетевых организаций обслуживающих преимущественно одного потребителя, обратился в суд с настоящим заявлением, оспорив вывод РСТ (отраженный в письме N 40.5/4467 от 27.07.2016), рассмотрение которого и является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права из законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положение), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пп. 2.1.4 п. 2.1 Положения РСТ устанавливает (утверждает) в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
РСТ осуществляет государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования соответственно), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным Приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э (далее -Регламент), с учетом Сценарных условий функционирования экономики РФ, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно абзацу 11 подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (далее - моносетевые организации) входят в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно приложению N 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, к моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю (за исключением управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из следующих критериев:
доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании монопотребителю и технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации, за последний календарный год, за который имеются отчетные данные, составляет не менее 80 процентов суммарной максимальной мощности всех энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства), технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации;
суммарный объем электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, за последний календарный год, за который имеются отчетные данные, составляет не менее 80 процентов суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации за указанный период.
Согласно пункту 12 Правил регулирования и пункту 23 Регламента организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования и пункта 4 Регламента для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
В соответствии п. 7 Регламента в заявлении указываются:
- сведения о заявителе (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилию, имя, отчество руководителя организации);
- основания, по которым заявитель обратился в регулирующий орган для установления цен (тарифов);
- требование, с которым заявитель обратился.
Согласно пункту 17 Правил регулирования к заявлениям, направленным в соответствии с пунктом 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают следующие обосновывающие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;
12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;
13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты);
14) один из следующих документов, подтверждающих обязанность потребителя оплатить расходы сетевой организации, связанные с установкой для него приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности: договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией; вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии;
15) справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования и пунктом 1 Регламента установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами.
Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 14 дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов). Для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), открываемого по результатам рассмотрения документов и материалов, указанных в пункте 7 Регламента, руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования. В случае сложности соответствующей экспертной работы, обусловленной отсутствием у штатных экспертов технической возможности для ее выполнения, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами) (п. 20 Правил регулирования и п.п. 10 и 11 Регламента).
Пунктом 19 Правил регулирования, определено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
Согласно пункту 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает:
- величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
- даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
При утверждении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в решении об установлении единых (котловых) тарифов указывают:
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.
Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении каждой сетевой организации, соответствующей критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, предусмотренным приложением N 3 к Основам ценообразования (далее -моносетевая организация), с указанием соответствующего наименования потребителя или потребителей, входящих в одну группу лиц и (или) владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса, а также адресов местонахождения таких энергопринимающих устройств и их собственников.
В случае изменения наименования указанного потребителя (потребителей) и (или) моносетевой организации, адресов местонахождения указанных энергопринимающих устройств и (или) собственников таких энергопринимающих устройств, а также в случае, если иная организация в порядке правопреемства в полном объеме приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности моносетевой организации или такого потребителя, если это влечет изменение порядка ценообразования в части стоимости услуг по передаче электрической энергии (мощности) для отдельных потребителей, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вносит такие изменения в решение об установлении указанных цен (тарифов).
При этом в случае внесения таких изменений в решение об установлении указанных цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не вправе пересматривать величины установленных на очередной период регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для моносетевых организаций и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" обратилось в РСТ с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год (вх. РСТ N 40/3600 от 14.07.2016).
На основании имеющейся в РСТ информации были рассмотрены сведения об объектах электросетевого хозяйства и потребителях, присоединённых к сетям территориальной сетевой организации (далее - ТСО) ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис", расположенных на территории Ростовской области.
По итогам проведенного РСТ анализа на соответствие ТСО ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, установлено следующее.
Критерий |
Фактические данные за 2015 год ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" |
Наименование монопотребителя |
Процент |
|
Общий объем |
Монопотребитель |
|||
Максимальная мощность, МВт |
6,27 |
6,27 |
АО "Черномортранснефть" |
100% |
Полезный отпуск из сети, млн. кВт.ч. |
43,32 |
43,32
|
АО "Черномортранснефть" |
100% |
Анализ данных о фактических объемах переданной электроэнергии (мощности) по электросетевому хозяйству, принадлежащему АО "Черномортранснефть", за 2015 год показал следующее.
Полезный отпуск электрической энергии из сетей общества в 2015 году осуществлялся в сети потребителя АО "Черномортранснефть" в размере 43,32 млн.кВт.ч, а также осуществлялся переток электроэнергии в сеть другой (смежной) сетевой организации, а именно, филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" (котлодержатель) в размере 83,9 млн.кВт.ч.
Для определения критерия по отнесению общества к ТСО, обслуживающим преимущественно одного потребителя, из полезного отпуска электрической энергии (мощности) был исключен переток (мощность) в смежную сетевую организацию - филиал ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго", как не относящуюся к категории "потребитель".
Вывод о том, что смежная сетевая организация - филиал ПАО "МРСК Юга" -"Ростовэнерго", не относится к категории потребитель, основан на следующем.
К сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, в соответствии с Приложением N 3 к Основам ценообразования, относятся ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей.
Под единым технологическим процессом понимается совокупность взаимосвязанных технологических операций, обеспечивающих непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности соответствующей организации и направленных на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, при отнесении ТСО к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, перетоки в сети других сетевых организаций, не учитываются.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 N 186, к потребителям услуг сетевых организаций не относятся сетевые организации, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики.
Иное толкование означало бы, что в случае, когда переток электрической энергии в другую сетевую организацию составляет 80% и более полезного отпуска, то тариф на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя, устанавливался бы для монопотребителя - сетевой организации.
Однако действующим законодательством для расчетов между сетевыми организациями предусмотрен только один тариф - индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
Также следует отметить, что целью исключения из "котлового" тарифа расходов "моносетей", в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 N 511 -р, - значительно снизить стимулы монопотребителям для создания сетевых организаций с целью перекладывания затрат по поддержанию своей инфраструктуры на всех потребителей региона.
РСТ установлено, что АО "Черномортранснефть" принадлежат 2 линии электропередач 110 кВ и высоковольтная подстанция. Линии электропередач, идущие от двух разных подстанций филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" к подстанции АО "Черномортранснефть" обеспечивают два независимых электрических питания подстанции.
Подстанция служит для электроснабжения объектов АО "Черномортранснефть". Подстанция состоит из высоковольтной части, трансформаторов (для понижения высокого напряжения) и низковольтной части. Через высоковольтную часть подстанции и высоковольтные линии передач электроэнергия не только поступает на саму подстанцию, а также перетекает дальше по энергосистеме.
Обществом взято в аренду электрическое оборудование АО "Черномортранснефть" (подстанция и электрические линии).
Обществом представлены в РСТ заявление и обосновывающие материалы на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Учитывая, что в рассматриваемой схеме электрической сети существует только один потребитель - АО "Черномортранснефть", РСТ открыто дело об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для общества, обслуживающей преимущественно одного потребителя - АО "Черномортранснефть".
27.07.2016 РСТ в адрес общества направлено извещение об открытии дела N 40.5/4467/27.07.2016 об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для общества, обслуживающей преимущественно одного потребителя, на 2016 год с предложением представить в адрес РСТ договор оказания услуг по передаче электрической энергии с потребителем электрической энергии АО "Черномортранснефть" или с энергосбытовой организацией, обслуживающей данного потребителя, а также плановые объемы по передаче электрической энергии, согласованные с АО "Черномортранснефть".
08.08.2016 общество письмом N ТЭС-03-02-04/4264 направлена в РСТ позиция о несогласии с извещением и необходимости установления для общества индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом" и филиалом ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" на 2016 год.
25.08.2016 по инициативе общества (письмо ООО "ТЭС" от 16.08.2016 N ТЭС-03-02-04/4477) проведено совещание с участием представителей филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" по вопросу отнесения ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
По итогам совещания был составлен протокол от 25.08.2016 N 70/2 и принято решение продолжить рассмотрение материалов тарифного дела N 40.5/4467/27.07.2016 в соответствии с действующим законодательством.
Письмом РСТ от 09.09.2016 N 40.5/5464 запрошены документы, подтверждающие право собственности в отношении объектов, переданных в аренду арендодателем; документы подтверждающие проведение торгово-закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении заключенных договоров, представленных в материалы тарифного дела; документы, подтверждающие однолинейную электрическую схему объектов общества с нанесенными на нее границами раздела балансовой принадлежности.
19.09.2016 обществом направлено письмо N ТЭС-03-02-04/5233 о направлении особого мнения к протоколу совещания от 25.08.2016 N 70/2.
В ответ на запрос РСТ от 09.09.2016 N 40.5/5464 обществом направлена информация письмом ООО "ТЭС" от 23.09.2016 N ТЭС-03-02-04/5348
Письмом РСТ от 19.10.2016 N 40.4/6624 запрошены договор оказания услуг по передаче электрической энергии с потребителем электрической энергии АО "Черномортранснефть" или с энергосбытовой организацией, обслуживающей данного потребителя, а также плановые объемы по передаче электрической энергии, согласованные с АО "Черномортранснефть".
Апелляционный суд, как и суд первой инстанции, поддерживает позицию РСТ, согласно которой при отнесении общества к ТСО, обслуживающим преимущественно одного потребителя, права общества не могут быть нарушены, поскольку общество будет получать денежные средства, в соответствии с установленными тарифами, от монопотребителя (АО "Черномортранснефть").
Таким образом, апелляционный суд считает верным вывод о том, что РСТ обоснованно открыто дело N 40.5/4467/27.07.2016 об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ТСО общества, обслуживающей преимущественно одного потребителя (АО "Черномортранснефть"), на 2016 год.
Данная позиция подтверждается имеющейся судебной практикой (определение ВС РФ от 17.10.2016 N 305-ЭС16-14418, постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2016 по делу N А40-137317/2015, постановление девятого апелляционного арбитражного суда от 08.04.2016 по делу N А40-137317/2015, решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2015 по делу N А40-137317/2015), а также Приказом ФСТ России от 24.04.2015 N 822-д "Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы общества о том, что суд необоснованно рассмотрел заявление в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 220 АПК РФ заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно соответствовать требованиям, предусмотренным части 1, пунктам 1, 2 и 10 части 2 статьи 125 Кодекса, а именно: исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. В исковом заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов. Кроме того, в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны быть также указаны факт, об установлении которого ходатайствует заявитель, нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснование необходимости установления данного факта, доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.
В соответствии с частью 2 статьи 220 АПК РФ к заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение, прилагаются документы, предусмотренные пунктами 2 - 5 статьи 126 Кодекса, а именно: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
Исходя из положений указанных норм, следует, что в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подаваемом в арбитражный суд, из числа обязательных сведений, предусмотренных ст. 125 АПК РФ, не указываются в числе прочих сведения: об ответчике, о требованиях истца к ответчику, об обстоятельствах, на которых основаны исковые требования, о подтверждающих эти обстоятельства доказательствах. Кроме того, к заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не прилагаются документы, предусмотренные пунктами 1, 6 - 8 статьи 126 АПК РФ, в том числе: уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, и документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.
Отмеченные выше процессуальные особенности возбуждения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, обусловлены тем, что указанные дела по своей правовой природе существенно отличаются от дел искового производства: в них отсутствует спор, поэтому нет ответчика и правила искового производства приемлемы не в полном объеме.
Как следует из материалов дела, заявление от 16.09.2016 о признании общества не соответствующим критериям отнесения территориальных сетевых организаций обслуживающим преимущественно одного потребителя (моносетевой организации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 29.12.2011, подано обществом в суд с соблюдением требований к форме и содержанию искового заявления, установленных статьей 125 АПК РФ и требований к документам, прилагаемым к исковому заявлению, установленных статье 126 АПК РФ. Заявление общества принято судом к производство, и дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 25.10.2016.
В данном случае, требование об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в указанном заявлении отсутствует, поскольку заинтересованное лицо по делу определено, сведения о заинтересованным лице, необходимые для рассмотрения дела по существу, в заявлении указаны, представитель службы принимал участие в заседаниях арбитражного суда первой инстанции и представлял суду доказательства в обоснование позиции РСТ. При этом, изложенное в заявлении требование заявлено в пределах спора об оспаривании действий службы по отнесению общества к моносетевым организациям, заявление общества об изменении предмета заявленного требования на требование об установлении юридического факта в материалах дела отсутствует.
Соответственно, заявление общества правомерно рассмотрено судом по правилам главы 24 АПК РФ, а не по правилам главы 27 АПК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2016 по делу N А53-26393/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26393/2016
Истец: ООО "ТРАНСНЕФТЬЭЛЕКТРОСЕТЬСЕРВИС", ООО ТРАНСНЕФТЬЭЛЕКТРОСЕТЬСЕРВИС
Ответчик: Региональная служба по тарифам, Региональная служба по тарифам Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20067/16