Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А34-8416/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частоозерское рыболовное промысловое хозяйство" на решение Арбитражного суда Курганской области от 25 октября 2016 г. по делу N А34-8416/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Частоозерское рыболовное промысловое хозяйство" (далее - заявитель, ООО "Частоозерское РПХ") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения от 17.09.2015 об отказе в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается на озеро Солёное (Карасье, Частоозерское) Частоозерского района (с учётом уточнений принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 25.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Сибирская тема"; индивидуальный предприниматель Кудяшев А.А.; общество с ограниченной ответственностью "Арго"; Государственное унитарное предприятие "Лен Зауралья" (далее - ООО НПФ "Сибирская тема", ИП Кудяшев А.А., ООО "Арго", ГУП Лен Зауралья", третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 25.10.2016 (резолютивная часть объявлена 18.10.2016) в удовлетворении заявленных требований оказано.
ООО "Частоозерское РПХ" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. В жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что отсутствие у общества договора о предоставлении рыбопромыслового участка на озере Солёное (Карасье, Частоозерское) не являлось основанием для отказа в заключении договора, доказательств превышения рекомендуемого объёма добычи цист заинтересованным лицом не представлено. Нарушение законодательства Департаментом, установленное судом не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку не является основанием для отказа в заключении спорного договора.
До начала судебного заседания от Департамента в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо, против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, что ООО "Частоозерское РПХ" зарегистрировано в качестве юридического лица 31.12.2009, о чём Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Курганской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024501765815, поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН 4521002188.
ООО "Частоозерское рыболовное промысловое хозяйство РПХ" обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора пользования водными биологическими ресурсами (артемия на стадии цист), общий допустимый объем которых не устанавливается, на озеро Соленое, д. Карасье Частоозерского района.
Письмом от 17.09.2015 N 04-02/3186 Департамент отказал заявителю в заключении договора на основании подпункта "е" пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биоресурсами, общий, допустимый улов которых не устанавливается", в связи с отсутствием объёма добычи (вылова) артемии (на стадии цист) на указанном водоёме (том 1, л.д. 22-24).
Полагая, что отказ в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, изложенный в указанном письме является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Частоозерское РПХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований ООО "Частоозерское РПХ" и об отсутствии совокупности обстоятельств, являющихся основанием для признания ненормативного правого акта недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на приоритете сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.
Частью 1 статьи 10, статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным названным законом.
Рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 166-ФЗ).
В части 6 статьи 16 Федерального закона N 166-ФЗ предусмотрено, что объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 19 того же закона).
Для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 данного Федерального закона (часть 3.1 статьи 19 Федерального закона N 166-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 33.3, 33.4 Федерального закона N 166-ФЗ договоры о предоставлении рыбопромыслового участка и пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, общий допустимый улов которых не устанавливается, заключается органом государственной власти с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Порядок подготовки и заключения таких договоров, а также его примерная форма устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 Правил N 643 Федеральное агентство по рыболовству в 10-дневный срок после утверждения общих допустимых уловов водных биоресурсов публикует на своем официальном сайте в сети Интернет объявление о подготовке и заключении договоров, а также информирует об этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После публикации объявления подготовку и заключение договора осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации).
Пунктами 1, 3, 4 Приказа Федерального агентства по рыболовству от 18.04.2013 N 287 "Об организации работ по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, а также организации контроля за освоением объемов их добычи (вылова)" (далее - Приказ N 287) предусмотрено, что в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации N643 на управление науки и образования возложена обязанность ежегодно, после утверждения объемов общего допустимого улова водных биоресурсов, не позднее 20 ноября направлять в Управление организации рыболовства подготовленные на основании научных исследований, рассмотренных на ученом совете ФГУП "ВНИРО" и одобренных отраслевым советом по промысловому прогнозированию, рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается; на управление организации рыболовства - ежегодно, в срок не позднее 1 декабря направлять в территориальные управления Росрыболовства рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, на следующий год; на руководителей территориальных управлений Росрыболовства - после получения от Росрыболовства рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в течение 2-х рабочих дней направлять данную информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах зон своей ответственности).
При этом функции проведения исследований водных биоресурсов рек, озер, водохранилищ Российской Федерации, а также осуществление государственного мониторинга водных биоресурсов в зоне ответственности Управления относится к ФГБНУ "Госрыбцентр" в соответствии с пунктом 2.3.1 Устава, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.10.2014 N 101.
Таким образом, функции охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среду их обитания осуществляет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). При этом правоотношения в сфере предоставления водных биологических ресурсов в пользование, а также в сфере определения объемов вылова водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, отнесены к полномочиям Российской Федерации и регламентированы федеральным законодательством.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона N 166-ФЗ промышленные квоты в пресноводных водных объектах распределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, письмом ФГБНУ "Госрыбцентр" от 13.08.2015 N 35 установлены рекомендованные объёмы вылова цист артемии в озёрах Курганской области в промысловый сезон 2015 года - на озере Солёное, д. Карасье Частоозерского района - 18,8 т. 17.08.2015 письмом от 14.08.2015 Нижнеобским территориальным управлением Росрыболовства доведена до Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области информация, касающаяся корректировки рекомендованных объемов добычи (вылова) артемии (на стадии цист) в озёрах Курганской области в 2015 году (т.д. 1, л.д. 94-95).
Распоряжением Департамента от 19.08.2015 N 149 утверждены рекомендованные объёмы добычи (вылова) артемии (на стадии цист), в том числе по озеру Соленое (Карасье, Частоозерское) 18,8 тонн.
Распоряжением от 20.08.2015 N 151 распределены рекомендованные объёмы добычи (вылова) водных биологических ресурсов для целей промышленного рыболовства, на которые общие допустимые уловы не устанавливаются между пользователями на водоёмах Курганской области в 2015 году (т.д. 1, л.д. 44-46).
В Департамент 20.08.2015 были поданы заявления о заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, по озеру Соленое (Карасье, Частоозерское) - ООО НПФ "Сибирская тема", индивидуальным предпринимателем Кудяшевым А.А., ООО "Арго", ГУП "Лен Зауралья", и с указанными лицами 25.08.2015, 26.08.2015 заключены договоры на общий объём добычи 18,8 тонн - то есть весь рекомендованный объём на основании данных научных исследований (т.д. 1, л.д. 47-58).
В связи с тем, что весь рекомендованный объём вылова артемии (на стадии цист) на момент обращения ООО "Частоозерское РПХ" с заявлением (07.09.2015) был распределён, Департамент отказал заявителю в заключении договора пользования водными биоресурсами на основании подпункта "е" пункта 7 Правил N 643.
В соответствии с указанной нормой, в случае отсутствия возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме и районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявлении, на основании данных научных исследований, орган исполнительной власти принимает решение об отказе в заключении договора.
Государственный мониторинг водных биоресурсов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Государственный мониторинг водных биоресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (статья 42 Федерального закона N 166-ФЗ).
Поскольку заявитель обратился позднее подачи заявлений вышеуказанных лиц и заключения с ними договоров, при исчерпании возможного объема добычи артемий, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявителю правомерно отказано в заключении договора.
Кроме того, Департамент не отдавал преимущества при заключении договоров пользования водными биоресурсами первому обратившемуся заявителю и не заключал договор только с одним заявителем, подавшим заявление на вылов водного биоресурса на определенном водном объекте, а в пределах одного и того же водного объекта заключал договоры с несколькими заявителями.
Таким образом, на момент принятия решения об отказе в заключении договора пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, Департамент действовал в соответствии с указанными нормами законодательства.
Довод заявителя об отсутствии оснований для отказа в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами в случае отсутствия договора о предоставлении рыбопромыслового участка, не принимается судом апелляционной инстанции.
В пункте 4 Правил N 643 указаны сведения, которые должно содержать заявление о заключении договора.
Пунктом 5 указанных Правил определен перечень документов, прилагаемых к заявлению, подаваемому юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для заключения договора пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 (1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в отношении заявителя сведения о договоре о предоставлении рыбопромыслового участка - в Федеральном агентстве по рыболовству (в случае если уполномоченным органом является орган исполнительной власти субъекта РФ).
На основании пункта 7 Правил документы, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящих Правил, рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения принимается решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора в случае представление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (подпункт "б"), наличия в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации (подпункт "в").
Таким образом, основанием к отказу в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами будет являться непредоставление (отсутствие) договора о предоставлении рыбопромыслового участка (представление неполной информации, необходимой для заключения договора пользования водными биологическими ресурсами).
В рамках дела N А34-1758/2016 установлено, что озеро Соленое (Карасье, Частоозерское) не включено в перечень рыбопромысловых участков Курганской области, утверждённый Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 16.01.2007 N 19.
При таких обстоятельствах, как верно отмечено арбитражным судом, договор о предоставлении рыбопромыслового участка является необходимым документом для предоставления государственной услуги, то есть, необходимым документом для заключения договора пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается и в случае заключения договора пользования биологическими ресурсами минуя процедуру заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, конкурентные процедуры исключаются полностью и действия Департамента, касающиеся заключения договора на пользование водными биоресурсами при отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка, направлены на обход установленных Федеральным законом N 166-ФЗ и сохранении водных биологических ресурсов процедур.
Судом первой инстанции установлено, что у заявителя и третьих лиц отсутствуют договоры о предоставлении рыбопромыслового участка на озере Соленое (Карасье, Частоозерское), поскольку указанное озеро не включено в перечень рыбопромысловых участков Курганской области, утверждённый Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 16.01.2007 N 19. Следовательно, у заявителя отсутствует право на заключение договора пользования водными биологическим ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного правового акта государственного органа необходима совокупность двух условий: его несоответствия закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В нарушение указанных норм ООО "Частоозерское РПХ" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу решение Департамента об отказе в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределены на подателя апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25 октября 2016 г. по делу N А34-8416/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частоозерское рыболовное промысловое хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8416/2015
Истец: ООО "Частоозерское РПХ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области
Третье лицо: ГУП "Лен Зауралья", ИП Кудяшев А.А., ООО "Арго", ООО НПФ "Сибирская тема", Департамент аргопромышленного комплекса Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15953/16