Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2017 г. N Ф05-5043/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
17 января 2017 г. |
дело N А40-130072/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "18 Центральный автомобильный ремонтный завод" (АО "18 ЦАРЗ")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2016
по делу N А40-130072/16, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению АО "18 ЦАРЗ" (680001, Хабаровский край, Хабаровск, улица Каширская, дом 21, ОГРН 1092723011853)
к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (125993, Москва, улица Садовая Кудринская, дом 11, ОГРН 1047796269663)
третьи лица: 1. Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю"; 2. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
о признании незаконным и отмене решения;
при участии:
от заявителя - Ноговицин И.С. по доверенности т 28.07.2016;
от заинтересованного лица - Мартынюк Е.В. по доверенности от 14.10.2016;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2016 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 09.03.2016 N РГОЗ-014/16 о включении информации об АО "18 Центральный автомобильный ремонтный завод" (АО "18 ЦАРЗ") (ОГРН 1092723011853) в реестр недобросовестных поставщиков, отказано.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" и ЗАО "Сбербанк-АСТ".
АО "18 ЦАРЗ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители антимонопольного органа и ЗАО "Сбербанк-АСТ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18.12.2015 ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления МВД РФ по Хабаровскому краю" объявлен аукцион на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту служебных автомобилей по государственному оборонному заказу (извещение N 0822100000615000478, http://www.sberbank-ast.ru).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта: 1.500.000 руб., начальная (максимальная) цена запасных частей, масел и технических жидкостей: 706.381.252, 90 руб., начальная (максимальная) цена единицы работ по ремонту легковых транспортных средств: 1.200 руб. (нормо-час), начальная (максимальная) цена единицы работ по ремонту грузовых транспортных средств, автобусов: 2.000 руб. (нормо-час).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N 644 от 31.12.2015 победителем электронного аукциона признано АО "18 Центральный автомобильный ремонтный завод" (АО "18 ЦАРЗ").
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе заказчиком 11.01.2016 размещен проект контракта для последующего подписания.
Во исполнение требований ч. 4 Закона о контрактной системе АО "18 ЦАРЗ" 13.01.2016 размещен протокол разногласий в части изменений цены запасных частей и стоимости единицы работ.
14.01.2016 заказчиком повторно размещен проект контракта без подписи заказчика.
19.01.2016 УФАС по Хабаровскому краю в адрес оператора электронной площадки направлено уведомление о приостановлении размещения заказа в части заключения контракта.
28.01.2016 оператором электронной площадки на основании уведомления УФАС по Хабаровскому краю разблокирован аукцион, предоставлен доступ к проведению дальнейшей процедуры размещения заказа - заключения контракта.
Срок подписания проекта контрактом участником установлен оператором электронной площадки до 29.01.2016.
В установленный регламентированный срок АО "18 ЦАРЗ" государственный контракт не подписан.
В этой связи 09.02.2016 заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта от 09.02.2016 N 0822100000615000478-4, в котором АО "18 ЦАРЗ" признано уклонившимся от заключения государственного контракта.
Рассмотрев протокол отказа от заключения контракта от 09.02.2016 N 0822100000615000478-4 Комиссией ФАС России вынесено оспариваемое решение от 09.03.2016 N РГОЗ-014/16 о включении АО "18 ЦАРЗ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Включению в реестр недобросовестных поставщиков в контексте ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"подлежит информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), уклонившихся от заключения контрактов.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд и ведет реестр, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях).
Частью 3 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Соответственно, факт не подписания поставщиком государственного контракта в срок, установленный Законом о контрактной системе, является основанием для признания поставщика уклонившимся от заключения контракта и основанием для включения данного поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает уважительные причины для пропуска срока подписания контракта.
Таким образом, в связи с тем, что АО "18 ЦАРЗ" в установленный срок не размещен в единой информационной системе подписанный проект контракта, информация в отношении АО "18 ЦАРЗ" правомерно внесена антимонопольным органом в реестр в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Учитывая обстоятельства дела, применение к заявителю такой меры воздействия, как включение в реестр недобросовестных поставщиков является соразмерной мерой воздействия. Доказательств обратного, заявителем суду не представлено.
Довод заявителя о том, что до вынесения решения ФАС России от 01.02.2016 N ПГОЗ-014/16 АО "18 ЦАРЗ" вправе не подписывать контракт, необоснован, поскольку жалоба АО "18 ЦАРЗ" на положения аукционной документации антимонопольным органом не рассматривалась, в связи с пропуском заявителем срока на ее подачу, установленного ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе, а проверялась только процедура проведения аукциона.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2016 по делу N А40-27760/2016 решение Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации от 01.02.2016 N ПГОЗ-014/16 признано обоснованным и законным.
Таким образом, проверка антимонопольным органом процедуры проведения аукциона не освобождала заявителя от обязанности подписать контракт до истечения установленного срока.
При этом не подписание проекта контракта заявителем в связи несогласием с установленной заказчиком ценой за единицу услуг и ценой каждой запасной частью к оборудованию не является основанием для не включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Уклонение от заключения контракта может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Таким образом, принимая решение об участии в таком аукционе и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении умышленных действий, так и в совершении таких действий по неосторожности либо в бездействии.
Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку он не был лишен возможности соблюсти установленный порядок.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
В качестве доказательства уплаты государственной пошлины к заявлению, приложена копия чек-ордера от 10.11.2016 на сумму 3.000 руб.
Поскольку в силу п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается оригиналом платежного документа, вопрос о возврате заявителю излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2016 по делу N А40-130072/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130072/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2017 г. N Ф05-5043/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО 18 ЦАРЗ
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: ЗАО "Сбербанк-АСТ", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления МВД РФ по Хабаровскому краю", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю"