г. Саратов |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А57-1466/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Никольского С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Богатырёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области (412950, Саратовская область, г. Шиханы, ул. Менделеева, д. 2, ОГРН 115645101573, ИНН 6441022619)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года по делу N А57-1466/2016 (судья Штремплер М.Г.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" (412950, Саратовская область, г. Шиханы, ул. Полещикова, 16, ОГРН 1146441000661, ИНН 6441026109)
к муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области (412950, Саратовская область, г. Шиханы, ул. Менделеева, д. 2, ОГРН 115645101573, ИНН 6441022619)
об обязании согласовать рабочую документацию узлов учета тепловой энергии на установку общедомовых приборов учета горячей воды в многоквартирных домах и об обязании принять с 01.10.2015 в качестве расчетных приборов учета горячей воды в многоквартирных домах,
при участии:
представителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области Ергунёва И.А., действующего по доверенности N 2 от 09.01.2017,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" Саратовцева Д.В., действующего по доверенности N 1 от 14.07.2015, директора общества с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" Половниковой Т.В., действующей на основании приказа N 2-15 от 06.04.2015
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" (далее - ООО "Коммунэнерго", истец) с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области (далее - МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области, ответчик) об обязании согласовать:
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 002/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 1 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) РД 004/Ш/14-УУТЭ на установку обще домового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 3 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 5/Ш/15 -УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 5 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 009/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 10 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 004/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 15 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 006/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 25 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 011/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 26 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 01/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 32 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской области;
рабочую документацию узла учета тепловой энергии (горячее водоснабжение) РД 007/Ш/15-УУТЭ на установку общедомового прибора учета горячей воды в многоквартирном доме N 23 по ул. Полещикова г. Шиханы Саратовской области;
об обязании принять с 01.10.2015 в качестве расчетных общедомовые приборы учета горячей воды:
ВЗЛЕТ ЭР N 1451319 и ВЗЛЕТ ТПС N1383686 в многоквартирном доме N 1 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ТСРВ N 1312652 и ВЗЛЕТ ТСР-М N 1312652, в многоквартирном доме N 3 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1414999 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383954, в многоквартирном доме N 5 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
РСМ-05.05 N 162051 и ТСПА NА98313, в многоквартирном доме N 10 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1402995 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383534, в многоквартирном доме N 15 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1361785 и ВЗЛЕТ ТПС N 1384726, в многоквартирном доме N 25 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1419813 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383517, в многоквартирном доме N 26 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1451304 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383636, в многоквартирном доме N 32 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской;
ВЗЛЕТ ЭР N 1412911 и ВЗЛЕТ ТПС N 1384655, в многоквартирном доме N 23 по ул. Полещикова г. Шиханы Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года заявленные ООО "Коммунэнерго" исковые требования удовлетворены.
МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование данной позиции податель жалобы, ссылаясь на пп. 6 п. 3 ст. 15 Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) является одним из видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, считает, что для установки предлагаемых истцом коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения, истцу необходимо было предоставить протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по решению установки коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения, однако последний их не представил. Это, по мнению апеллянта, исключает удовлетворение исковых требований.
ООО "Коммунэнерго" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области и ООО "Коммунэнерго" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на неё, дали аналогичные пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области и ООО "Коммунэнерго", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Коммунэнерго" (Исполнитель) и МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области (Ресурсоснабжающая организация) были заключены договоры горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям N 1 от 01.10.2015 (срок действия с 01.10.2015 по 31.12.2015) и N 11-2016 от 01.01.2016 (срок действия с 01.01.2016 по 31.12.2016).
В соответствии с указанными договорами Ресурсоснабжающая организация обязалась на условиях, предусмотренных договорами, осуществлять поставку коммунального ресурса, а Исполнитель - оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
Граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным сетям, определяется в соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Сторон.
ООО "Коммунэнерго" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, с целью предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в этих домах, в том числе, отопление и горячее водоснабжение.
Ответчик поставляет истцу через присоединенную сеть горячую воду для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим, в том числе, в следующих многоквартирных домах в г. Шиханы Саратовской области по ул. Молодежная, дома N 1, 3, 5, 10, 15, 25; по ул. Ленина, дома N 26 и 32; по ул. Полещикова, д. 23, что подтверждается вышеуказанными договорами.
В девяти многоквартирных жилых домах по адресам: ул. Молодежная, дом N 1, 3, 5, 10, 15, 25; ул. Ленина, дом N 26, 32; ул. Полещикова, дом N 23 в дополнение к существующим и функционирующим узлам учета тепловой энергии на системе отопления истцом были выполнены работы по проектированию и установке дополнительных приборов учета на систему горячего водоснабжения. Суть этих работ сводилась к тому, что к существующему тепловычислителю, осуществляющему подсчет тепловой энергии на отопление и имеющему свободные измерительные каналы, были подключены вновь установленные приборы: расходомер и датчик температуры, которые монтировались в ИТП (индивидуальный тепловой пункт) жилых домов на трубопроводе горячего водоснабжения. И таким образом был осуществлен учет тепловой энергии, идущей на горячее водоснабжение.
Горячая вода жителям многоквартирных жилых домов подается по централизованной системе горячего водоснабжения, в которую входит сама котельная, тепловые сети и внутридомовые системы горячего водоснабжения. Подача горячей воды от котельной до жилых домов осуществляется ответчиком по стальному подающему трубопроводу горячего водоснабжения, подземной прокладки. Циркуляционного трубопровода ГВС на участке "котельная - жилые дома" не имеется. Не имеет циркуляционного трубопровода и внутридомовая система ГВС подконтрольная истцу. Ввод горячей воды в жилые дома выполнен из стальных трубопроводов и металлопластиковых.
30 октября 2015 года истец направил в адрес теплоснабжающей организации письмо о намерении установки общедомовых приборов учета горячей воды, в котором просил выдать технические условия на их установку.
Технические условия на установку общедомовых приборов учета горячей воды выданы ответчиком и получены истцом 10 ноября 2015 года (л.д. 110-119 том 2).
МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области не согласовало рабочую документацию узлов учета тепловой энергии на установку общедомовых приборов учета в указанных выше многоквартирных домах по основаниям, изложенным в письме N 389 от 14.01.2016.
После устранения замечаний ООО "Коммунэнерго" повторно 18.01.2016 направило в адрес ответчика на согласование рабочую документацию узлов учета тепловой энергии на установку общедомовых приборов учета горячей воды в выше указанных многоквартирных домах.
Однако, рабочая документация узлов учета тепловой энергии на установку общедомовых приборов учета горячей воды так и не была согласована, что послужило основанием для обращения ООО "Коммунэнерго" в арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанными исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исполнение требований законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Таким образом, в силу указанных норм, точки поставки тепловой энергии, согласованные истцом и ответчиком в договорах, должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в срок до 01 января 2012 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения.
Узлы учета в точках поставки установлены, что не оспаривается сторонами.
Пунктом 9 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034, далее - Правила N 1034) предусмотрено право потребителя на установку на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений. Кроме того, в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору (пункт 12 Правил N 1034).
Пунктом 27 Правил N 1034 предусмотрено право потребителя использовать контрольные (параллельные) приборы учета. Реализация данного права не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия замечаний к работе основных приборов учета. При этом установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета.
Пунктом 39 Правил N 1034 установлено, что проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя (а); требований настоящих Правил (б); технической документации на приборы учета и средства измерений (в).
Как верно указал суд первой инстанции, системный анализ смысла и содержания приведенных положений Правил N 1034 указывает на то, что разрабатываемые Проекты должны соответствовать выданным МКП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области техническим условиям, требованиям к составу документации и приборам учета, установленным в Правилах N 1034 и технической документации на приборы учета и средства измерений. Рассматриваемые проекты, должны обеспечивать работу узлов учета в соответствии с выданными техническими условиями. Проектные решения должны отражать исчерпывающий перечень технических требований к монтируемому оборудованию, средств измерений.
Пунктом 49 указанным Правил N 1034 определено, что проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.
Потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта (пункт 50 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 51 Правил N 1034 теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.
Между сторонами возник спор по вопросу согласования узлов учета на девяти точках поставки тепловой энергии.
Требования к согласованию проектов установлены Правилами N 1034.
Так, в силу пункта 40 Правил N 1034 при согласовании проектов теплоснабжающая организация обязана проверить:
1. Выполнение обязательных требований указанных в технических условиях):
а) наименование и местонахождение потребителя;
б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;
в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;
г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;
е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (при этом теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).
2. Соответствие проекта узла учета тепла требованиям Правил, в том числе соответствие пункту 44 Правил N 1034, наличия в своем составе:
а) копии договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
б) плана подключения потребителя к тепловой сети;
в) принципиальной схемы теплового пункта с узлом учета;
г) плана теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
д) электрических и монтажных схем подключения приборов учета;
е) настроечной базы данных, вводимой в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
ж) схемы пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
з) формул расчета тепловой энергии, теплоносителя;
и) расходов теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;
к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицы суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;
л) форм отчетных ведомостей показаний приборов учета;
м) монтажных схем установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
н) спецификации применяемого оборудования и материалов.
3. Соответствие проектов технической документации на приборы учета и средства измерений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Правилами N 1034 установлены требования к проекту узла учета, которые являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Апеллянт не приводит доказательств несоответствия спорных объектов вышеперечисленным требованиям.
Установленные общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению по адресам: г. Шиханы, ул. Молодежная д. N N 1,3,5,10,15,25, ул. Ленина д. NN26,32 и по ул. Полещикова д. 23 соответствуют техническим условиям, выданными МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы и рабочей документации узлов учета тепловой энергии (горячее водоснабжение), что подтверждается заключением судебной теплотехнической экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела.
При сравнении выданных технических условий на соответствие пункту 40 Правил, экспертами в исследовательской части заключения отражено, что технические условия не в полной мере соответствуют содержанию пункта 40 Правил. Так в технических условиях отсутствуют такие данные, как часовые нагрузки горячего водоснабжения (подпункт "б").
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в случае если технические условия не в полной мере соответствуют содержанию требованиям действующего законодательства, потребитель (ООО "Коммунэнерго") вправе самостоятельно разработать проект узла учета, приняв во внимание недостаточность сведений, содержащихся в технических условиях. Это положение согласуется с пунктами 41 и 42 Правил N 1034:
Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.
В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.
Доводы апеллянта о том, что при даче заключения по теплотехнической экспертизе привлеченные арбитражным судом эксперты вышли за пределы своих полномочий, когда в заключении стали оценивать нормативные положения Правил N 1034, что ни при каких условиях не входит в компетенцию эксперта, более того, общий анализ экспертного заключения приводит к выводу, что оно, по сути, практически не содержит теплотехнических, технологических, физических и иных исследований, а представляет собой толкование нормативных положений тех или иных нормативных правовых актов, подлежат отклонению.
В силу положений статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Как видно из содержания экспертного заключения данное право было использовано экспертами, о чём прямо в нём указано (т.5, л.д. 15).
Исходя из рекомендаций, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", следует, что проверка достоверности заключения эксперта слагается из нескольких аспектов: компетентен ли эксперт в решении вопросов, поставленных перед экспертным исследованием, не подлежит ли эксперт отводу по основаниям, указанным в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, соблюдена ли процедура назначения и проведения экспертизы, соответствует ли заключение эксперта требованиям, предъявляемым законом.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
При этом, само по себе несогласие с экспертным заключением не является основанием для исключения его числа допустимых доказательств. Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о порочности заключения эксперта N 8/08-16 от 24.08.2016 (т. 5 л.д. 7-46), в том числе, недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям, не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Статья 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, будучи не согласным с экспертным заключением апеллянт не воспользовался правом и не заявил в суде первой инстанции ходатайство о назначении повторной экспертизы. Такое ходатайство не заявлено апеллянтом и при рассмотрении апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив, экспертное заключение N 8/08-16 от 24.08.2016 в совокупности и взаимосвязи с иными представленными в материалы дела доказательствами как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу, что проекты узлов учета на девяти точках поставки тепловой энергии в указанных выше многоквартирных домах соответствуют Правилам N 1034, а действия МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области по несогласованию указанных проектов узлов учета являются не соответствуют требованиям пункту 51 Правил N 1034, запрещающему теплоснабжающим (теплосетевым) организациям отказываться от согласования проектов узлов учета в случае их соответствия пункту 44 указанных Правил.
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции не дано надлежащей оценки письму N 105 от 30 октября 2015 года, в котором истец просил выдать технические условия на установку общедомовых приборов учета горячей воды, а не на проектирование узлов учета (л.д. 109,98-100, том 2), несостоятельна, поскольку данное обстоятельство было предметом полного и подробного рассмотрения в суде первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно отметил, что истец, являясь исполнителем по предоставлению коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, руководствуется в своей деятельности по управлению многоквартирными домами Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (в данном случае тепловой энергии на ГВС).
Правилами учета дается определение прибора учета и узла учета - прибор учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. Узел учета - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
По сути, узел учета и общедомовой прибор учета направлены на выполнение основной функции - определение количества (объема) тепловой энергии, теплоносителя, которые необходимы для расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией.
Истец выполнил проект и установил расходомер и датчик температуры на общедомовые приборы учета тепловой энергии на ГВС для того, чтобы исходя из их показаний и параметров, осуществлять оплату за потребленную горячую воду жителями многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ООО "Коммунэнерго" об обязании ответчика согласовать рабочую документацию узлов учета тепловой энергии на установку общедомовых приборов учета горячей воды в многоквартирных домах.
Суд также обоснованно признал подлежащими удовлетворению требования истца об обязании принять с 01.10.2015 в качестве расчетных приборов учета горячей воды в многоквартирных домах:
ВЗЛЕТ ЭР N 1451319 и ВЗЛЕТ ТПС N1383686 в многоквартирном доме N 1 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ТСРВ N 1312652 и ВЗЛЕТ ТСР-М N 1312652, в многоквартирном доме N 3 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1414999 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383954, в многоквартирном доме N 5 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
РСМ-05.05 N 162051 и ТСПА NА98313, в многоквартирном доме N 10 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1402995 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383534, в многоквартирном доме N 15 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1361785 и ВЗЛЕТ ТПС N 1384726, в многоквартирном доме N 25 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1419813 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383517, в многоквартирном доме N 26 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1451304 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383636, в многоквартирном доме N 32 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской;
ВЗЛЕТ ЭР N 1412911 и ВЗЛЕТ ТПС N 1384655, в многоквартирном доме N 23 по ул. Полещикова г. Шиханы Саратовской области.
Согласно статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, законодательство о теплоснабжении признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества энергии, поскольку расчетные способы определения объема энергоресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
Приборы учета тепловой энергии, установленные в вышеуказанных многоквартирных домах, допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию (копии актов прилагаются).
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункт 62 Правил N 1034).
Установлено, что МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области имеет в хозяйственном ведении котельную, тепловые сети и является теплоснабжающей организацией. Истец осуществляет управление многоквартирными домами, и является исполнителем, предоставляющим жителям коммунальные услуги, в том числе по горячему водоснабжению. Для этих целей, в соответствие с договорами заключенными с ответчиком он приобретает коммунальный ресурс горячую воду.
Границей балансовой принадлежности по договору является, при наличии общедомового прибора учета, место его соединения с тепловой сетью ответчика. Приборы учета тепловой энергии, теплоносителя на ГВС располагаются на вводе трубопровода ГВС в подвал жилого дома, в ИТП (индивидуальный тепловой пункт), где осуществлено присоединение системы ГВС потребителя (истца) к тепловым сетям теплоснабжающей организации (ответчика).
Таким образом, ответчик осуществляет эксплуатацию котельной и тепловых сетей до жилых домов, а истец эксплуатирует внутридомовую систему ГВС жилых домов.
Соответственно за исправное состояние оборудования и за качество тепловой энергии, теплоносителя (в том числе и горячей воды) до жилых домов несет ответственность ответчик, а за исправное состояние внутридомовой системы ГВС жилых домов и за качество тепловой энергии, теплоносителя (в том числе и горячей воды) от точки учета (от стены жилых домов) до квартир несет ответственность истец.
Из материалов дела следует, что истцом были установлены общедомовые приборы учета горячей воды:
ВЗЛЕТ ЭР N 1451319 и ВЗЛЕТ ТПС N1383686 в многоквартирном доме N 1 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ТСРВ N 1312652 и ВЗЛЕТ ТСР-М N 1312652, в многоквартирном доме N 3 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1414999 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383954, в многоквартирном доме N 5 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
РСМ-05.05 N 162051 и ТСПА NА98313, в многоквартирном доме N 10 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1402995 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383534, в многоквартирном доме N 15 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1361785 и ВЗЛЕТ ТПС N 1384726, в многоквартирном доме N
25 по ул. Молодежная г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1419813 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383517, в многоквартирном доме N
26 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской области;
ВЗЛЕТ ЭР N 1451304 и ВЗЛЕТ ТПС N 1383636, в многоквартирном доме N 32 по ул. Ленина г. Шиханы Саратовской;
ВЗЛЕТ ЭР N 1412911 и ВЗЛЕТ ТПС N 1384655, в многоквартирном доме N 23 по ул. Полещикова г. Шиханы Саратовской области.
Как следует из экспертного заключения N 8/08-16 от 24.08.2016, в реконструкции, капитальном ремонте существующих внутридомовых инженерных систем, создании новых внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов N 1, 3, 5, 10, 15, 25 по ул. Молодежная, N26, 32 по ул. Ленина и N23 по ул. Полещикова в г. Шиханы Саратовской области в целях установки вышеперечисленных коллективных (общедомовых) прибор учета горячего водоснабжения необходимости нет.
Указанные коллективные (общедомовые) приборы учета горячего водоснабжения будут правильно выполнять функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов при отсутствии циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения в многоквартирных домов N 1,3,5,10,15, 25 по ул. Молодежная, N 26, 32 по ул. Ленина и N 23 по ул. Полещикова в г. Шиханы Саратовской области.
Данные выводы экспертов не опровергнуты, доказательства обратного не представлены.
ООО "Коммунэнерго" неоднократно обращалось в установленном порядке к ответчику с просьбой принять приборы учета в эксплуатацию. Однако, ответчик не принял меры для принятия прибора учета в эксплуатацию.
Податель жалобы, ссылаясь на пп. 6 п. 3 ст. 15 Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) является одним из видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, считает, что для установки предлагаемых истцом коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения, истцу необходимо было предоставить протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по решению установки коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения, однако последний их не представил.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы, при этом исходит из следующего.
Указанный апеллянтом федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а не регулирует правоотношения по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов является обязанностью управляющей организации и именно она должна обеспечить установку и ввод в эксплуатацию указанных приборов учета.
Как видно из материалов дела, до 01.07.2015 управление многоквартирными домами по адресам: г. Шиханы, ул. Молодежная д. N N 1, 3, 5, 10, 15, 25, ул. Ленина д. N N 26, 32 и по ул. Полещикова д. 23, осуществляло ООО "ВольскКоммунЭнерго", в материалы дела представлены акты замены общедомового прибора учета (т. 2, л.д. 83-91).
Таким образом, в управление к ООО "Коммунэнерго" поступили вышеуказанные многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, что также исключало необходимость по предоставлению последним протоколов общих собраний для их установки.
Доводы апеллянта о том, что оборудование общедомовых приборов учета расходомером и датчиком температуры в отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения на участке "котельная - жилые дома" нарушит права ресурсоснабжающей организации, поскольку не исключено, что температура горячей воды на выходе из котельной и входе в жилые дома будет иметь различные параметры, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, а потому не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, установив, что узлы учета и общедомовые приборы соответствует предъявляемым к ним требованиям, прошли поверку, истцом приняты все необходимые меры по вводу их в эксплуатацию, ответчик неправомерно уклоняется от приема приборов учета, суд первой инстанции правильно обязал ответчика согласовать рабочую документацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах и принять с 01.10.2015 общедомовые приборы учета горячей воды в качестве расчетных.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявления по существу. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, сводятся исключительно к несогласию с ними, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года по делу N А57-1466/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1466/2016
Истец: ООО "КОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: МУП "Тепловые сети" ЗАТО Шиханы Саратовской области
Третье лицо: ООО "Центр судебных экспертиз"