Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А56-57490/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Унковский А.А. по доверенности от 07.12.2016, Дубикайтис О.В. по доверенности от 10.01.2017
от ответчика (должника): Котенко Е.Л. по доверенности от 08.09.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30586/2016) ЗАО "Даная" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2016 по делу N А56-57490/2016 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ЗАО "Даная"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 88-90, далее - заявитель, Управление Росздравнадзора, Управление) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "ДАНАЯ" (ОГРН 1027801550160, адрес: 194291, Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 72, к. 1, оф. 27, далее - Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.10.2016 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления административного органа. По мнению апеллянта, в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения; материалами дела не подтверждается причинение тяжкого вреда здоровью Комаровских В.В., либо возможность его причинения в результате осмотра пациентки врачом.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой документарной проверки соблюдения прав граждан в сфере здравоохранения, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдения обязательных требований при обращении лекарственных средств (в рамках целей и задач настоящей проверки) ЗАО "ДАНАЯ" по адресу осуществления деятельности: 194358, Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 154, литера А, 1-Н, по приказу руководителя Управления Росздравнадзора N П78-644/16 от 06.07.2016, 28.07.2016 установлено, что ЗАО "ДАНАЯ", имеющее лицензию на медицинскую деятельность N ЛО-78-01-004822 от 17.06.2014, выданную Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга, осуществляет медицинскую деятельность с нарушением лицензионных требований (лицензия), предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности и установленных п.п. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), предусматривающего соблюдение лицензиатом требований порядков оказания медицинской помощи.
В нарушение п.п. "а" п. 5 Положения о лицензировании, в нарушение п. 4 ст.35 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", приложения N 20 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" нарушена этапность оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями: специалистом ЗАО "ДАНАЯ" не выполнен обязательный минимум обследований гинекологических больных, не проведен полноценный осмотр гр. Комаровских В.В. (не выполнено общее физикальное обследование органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыводящей системы, молочных желез, не выполнено и/или не назначено ультразвуковое исследование гениталий, УЗИ молочных желез, маммография. Не выполнен и/или не назначен комплекс исследований на инфекции, передаваемые половым путем: молекулярно-биологическое исследование отделяемого женских половых органов (ПЦР) (Chlamidia trachomatis, micoplazma genitalis), бактериологическое исследование отделяемого женских половых органов на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы и чувствительность к антибиотикам. Оказание медицинской помощи гр. Комаровских В.В. в ЗАО "ДАНАЯ" проводилось на платной основе (договор N 3084 от 09.06.2016, ксерокопия чека на сумму 3070.00 рублей).
В нарушение ч.1, 7 ст.20 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации", приложения N 2 приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства", специалистами ЗАО "ДАНАЯ" при осмотре гр. Комаровских В.В., проведенном на платной основе (договор N 3084 от 09.06.2016, ксерокопия чека на сумму 3070.00 рублей) не получено ее информированное добровольное согласие.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.07.2016 N 78-644/16.
В отношении Общества 28.07.2016 составлен протокол N 117 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки были направлены в суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия процессуальных нарушений при проведении проверки и вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закон N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдения порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также, соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Приложением N 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" установлена форма письменного информированного согласия.
Пунктом 28 постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Приложением N 20 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" установлена этапность оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями.
Согласно пункту 84 Порядка основной задачей первичной медико-санитарной помощи гинекологическим больным является профилактика, раннее выявление и лечение наиболее распространенных гинекологических заболеваний, в рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляются профилактические медицинские осмотры женщин, направленные на раннее выявление гинекологических заболеваний, патологии молочных желез, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, подбор методов контрацепции, преконцепционную и прегравидарную подготовку. При проведении осмотров женщин осуществляются цитологический скрининг на наличие атипических клеток шейки матки, маммография, УЗИ органов малого таза.
Административным органом и судом первой инстанции установлено, что в нарушение вышеуказанных норм специалистами ЗАО "ДАНАЯ" при осмотре гр. Комаровских В.В., проведенном на платной основе не было получено ее информированное добровольное согласие, кроме того, специалистом ЗАО "ДАНАЯ" не выполнен обязательный минимум обследований гинекологических больных, не проведен полноценный осмотр гр. Комаровских В.В.; не выполнен и/или не назначен комплекс исследований на инфекции, передаваемые половым путем: молекулярно-биологическое исследование отделяемого женских половых органов (ПЦР) (Chlamidia trachomatis, micoplazma genitalis), бактериологическое исследование отделяемого женских половых органов на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы и чувствительность к антибиотикам.
Вопреки доводу апелляционной жалобы материалами дела, в том числе актом проверки от 28.07.2016 N 78-644/16, протоколом об административном правонарушении от 28.07.2016 N 117, подтверждается наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ подтверждает вину Общества.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Наказание назначено судом первой инстанции в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи и, по мнению апелляционного суда, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 13.10.2016 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2016 по делу N А56-57490/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57490/2016
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Ответчик: ЗАО "ДАНАЯ"