г.Москва |
|
17 января 2017 г. |
А40-174139/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Свиридова В.А., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 34
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2016 по делу N А40-174139/16 судьи Ларина М.В. (107-1516)
по заявлению ООО "Зоомагазины" (ОГРН 1047796833028)
к ГУ-МРО ФСС РФ (Филиал N 34)
о признании недействительным уведомления, требования
при участии:
от заявителя: |
Рубашкин В.В. по дов. от 06.04.2015 N б/н; |
от ответчика: |
Кузнецова И.Г. по дов. от 27.09.2016 N б/н; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2016 удовлетворено требование ООО "Зоомагазины" о признании недействительным уведомления от 29.04.2016 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от 26.07.2016 N 9.
Учреждение не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители учреждения и министерства в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что уведомлением от 29.04.2016 Фонд сообщил Обществу об установлении ему с января 2016 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг" в размере 1,2 процента, что соответствует 11-му классу профессионального риска и коду ОКВЭД 01.42.
Страхователь, не согласился с данным уведомлением, исчислял страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы на травматизм) за 1-2 квартал 2016 года в расчете по начисленным и уплаченным страховым взноса по форме 4-ФСС исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности "розничная торговля домашними животными и кормом для домашних животных" (код ОКВЭД 52.48.33) и 1-му классу профессионального риска.
Фонд, посчитав неверным определение страховых взносов на травматизм за 2016 год исходя из тарифа 0,2% вместо указанного в уведомлении от 29.04.2016 тарифа 1,2%, распространившегося на 2016 год, без проведения камеральной проверки в порядке установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и вынесения решения, которым было бы установлено занижение базы для расчета страховых взносов и начислена недоимка, вынес в отношении страхователя требование от 26.07.2016 N 9, включив в него недоимку по страховым взносам на травматизм за 1-2 квартал 2016 года в размере 520 595 руб., составляющую разницу между тарифом 0,2% и 1,2%, а также начисленные на нее пени в сумме 7 493 р.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, такие как организация.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховым взносам признается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст. 17 названного Федерального закона N 125 ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы (п. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила). Основной вид деятельности страхователя -юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок) основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
При этом, поскольку в пункте 5 Порядка указано на то, что при определении класса профессионального риска следует исходить из "осуществляемых видов экономической деятельности", то вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).
Обществом в 2015 году осуществляло единственный вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 52.48.33, соответствующий 1-му классу профессионального риска, а также уплачивало в течение 2015 года страховой тариф согласно подтвержденному Фондом уведомлением в размере 0,2 процентов.
Никаких иных видов экономической деятельности страхователь в 2015 годах не осуществлял и не предполагал осуществлять в 2016 году, что соответствует сданной им отчетности, в том числе бухгалтерского баланса за 2015 год, в котором основной и единственный вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 52.48.33.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Фонд не представил доказательств, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью соответствует ОКВЭД 01.42, что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 11-му классу профессионального риска.
Таким образом, рассчитанные и уплаченные страхователем страховые взносы за 2016 год в расчетных ведомостях по форме 4-ФСС исходя из тарифа 0,2 процентов соответствуют осуществляемому им основному виду экономической деятельности и классу профессионального риска.
В соответствии с положениями статей 17-19 Закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, при этом, обеспечение указанной обязанности, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, согласно положениям ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18 - 23, 25 - 27 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пунктам 1-4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме их уплачивать, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам и начисленных на нее пеней в порядке предусмотренном статьями 19 и 20 Закона путем обращение взыскания на денежные средства в банках и на иное имущество в пределах сумм недоимки и пеней указанных в требовании об уплате на основании статьи 22 Закона без обращения в суд.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает у страхователей в двух случаях:
-в силу статьи 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячно в срок до 25 числа следующего месяца в течение каждого отчетного (расчетного) периода на основании исчисленных самостоятельно страхователем и отраженных в расчете по форме 4-ФСС страховых взносов, исходя из величины выплат и иных вознаграждений всем застрахованным лицам (текущие платежи);
- в силу статьи 39 Закона N 212-ФЗ на основании принятого в отношении страхователя решения по камеральной или выездной проверке, которой установлено занижение базы для расчета страховых взносов за определенный отчетный (расчетный) период и неуплата страховых взносов, по сравнению с базой и суммой исчисленных к уплате страховых взносов в расчете по форме 4-ФСС за проверяемый период (задолженность по проверке).
В соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения, что также соответствует статье 39 Закона.
Следовательно, основанием для вынесения требования в порядке статьи 22 Закона N 212-ФЗ будет являться либо наличие текущей задолженности по уплате страховых взносов за определенный период, исчисленных к уплате в расчете по форме 4-ФСС, либо дополнительно начисленная к уплате по результатам камеральной или выездной проверки задолженность по страховым взносам на основании решения о привлечении к ответственности вынесенного в порядке и с соблюдением процедуры установленной в статьях 38-39 Закона.
Уполномоченный орган не вправе выставить страхователю требование, включающее в себя задолженность по уплате страховых взносов, не являющуюся текущей, а выявленную в результате установленного таким органом занижения базы или иного неправильного исчисления страховых взносов, без проведения в отношении страхователя камеральной или выездной проверки и надлежащего оформления ее результатов (то есть без принятия решения в порядке статьи 39 Закона).
В данном случае Фонд фактически без проведения камеральной проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов за 1-2 квартал 2016 года обнаружил неверное применение страхователем тарифа и как следствие занижение размера страховых взносов, исчисленных к уплате в расчетах по форме 4-ФСС, однако, в нарушении перечисленных выше положений Закона N 212-ФЗ при отсутствии оформления выявленного правонарушения в соответствующем решении принятом в порядке статьи 39 Закона стразу же вынес и направил страхователю требование об уплате фактически начисленной по проверке задолженности.
Указанное нарушение в действительности является грубейшим нарушением прав и законных интересов страхователя, поскольку лишает его возможности участвовать в проведении проверки, представлять свои объяснения и возражения, то есть нарушаются его основополагающие права предоставленные ему статьями 28, 33-39 Закона.
Более того, Фонд без какого-либо решения по проверке направил страхователю оспариваемое требование, включив в него недоимку по страховым взносам, не являющейся текущей, тем самым фактически лишил страхователя возможности оспорить законность начисления данной недоимки, что также является грубейшим нарушением и влечет безусловную незаконность как требования, так и последующих действий по их исполнению, что соответствует положения пунктов 50, 52 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым:
* при рассмотрении споров о признании такого требования недействительным по мотиву не указания в нем каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление,
* из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, поэтому требование об уплате доначисленного налога может быть вынесено только на основании решения по налоговой проверке, принятого в соответствии со статьей 101 НК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что вынесенные фондом уведомление от 29.04.2016 и требование от 26.07.2016 N 9 являются незаконными, в связи с чем доводы апелляционной жалобы отклоняются, как необоснованные.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.11.2016 по делу N А40-174139/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174139/2016
Истец: ООО "Зоомагазины"
Ответчик: ГУ-МРО ФСС РФ, ГУ-МРО ФСС РФ (Филиал N34 Отделения Фонда Социального страхования РФ), МРО ФСС N 34