г. Томск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А45-14300/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Орловой Е.В.
при участии:
от заявителя: Тимашовой Э.А. по доверенности от 25.12.2016 (по 31.05.2017),
от заинтересованного лица: Партолина А.Е. по доверенности от 21.03.2016 (на 1 год),
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Ильинский"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 октября 2016 г. по делу N А45-14300/2016 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Разрез Ильинский" (ОГРН 1084238000142, ИНН 4238021942, 654212, п. Недорезово, Кемеровская область, Новокузнецкий район)
к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (630099, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 35)
третьи лица: 1) Федеральное агентство по недропользованию (125993, Москва, Б. Грузинская, 4/6); 2) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650000, Кемерово, Ноградская, д. 19 а),
о признании незаконным приказа от 06.04.2016 N 163,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Ильинский" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент) от 06.04.2016 N 163.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по недропользованию и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - третьи лица).
Решением от 18.10.2016 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, отставание от установленных сроков завершения геологоразведочных работ обусловлено объективными причинами. Задержка по выполнению лицензионного соглашения в части строительства объектов инфраструктуры и начала промышленной добычи угля обусловлена независимыми от заявителя причинами, а именно изменением в 2015 году процедуры оформления аренды земельных участков под строительство в связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации, и внутренних нормативных документов.
Заявитель обращался с заявлением с соответствующим обоснованием о внесении изменений в условия лицензионного соглашения с указанием причин необходимости переноса сроков выполнения лицензионного соглашения, однако комиссия рекомендовала не вносить изменения в лицензию.
Досрочное прекращение права пользования недрами является чрезмерной мерой воздействия на нарушителя.
Заявителем выполнен значительный объем работы по исполнению условий лицензионного соглашения, произведены денежные вложения, в настоящее время работы выполняются.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу Департамент и третьи лица, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции, просят оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1 и 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей общества и Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 06.11.2008 N 5521/КЕМ 14595 ТЭ обществу предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке "Шахта Тагарышская" Талдинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области. Срок окончания действия лицензии 15.10.2024.
Названная лицензия выдана в порядке переоформления в соответствии со статьей 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензии серии КЕМ N 12779 вид ТЭ, выданной в 2004 году.
Приложением N 1 к лицензии являются условия пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке "Шахта Тагарышская" Талдинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области (приложение N 1).
Согласно разделу 10 условий лицензионного соглашения право пользования лицензионным участком может быть прекращено досрочно в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий пользования участком недр, оговоренных в абзацах "а,в,г,е,ж" подпункта 4.1 соглашения.
Согласно подпунктам "д, е, ж, з" подпункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение N 1 к лицензии) недропользователь обязуется обеспечить начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 15 октября 2008 года; начало промышленной добычи угля не позднее 15 октября 2009 года; выход предприятия на проектную мощность с производительностью первой очереди не менее 1200 тысяч тонн угля в год не позднее 15 октября 2010 года; выход на проектную мощность с годовой производительностью второй очереди не менее 2400 тысяч тонн угля не позднее 15 октября 2013 года.
Установив невыполнение обществом абзацев "д, е, ж, з" пункта 4.1 условий пользования недрами, 09.10.2014 Федеральным агентством по недропользованию выдало обществу уведомление N ВП-04-31/11341 о необходимости устранения в течение 12 месяцев выявленных нарушений, в случае их не устранения возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 14595 ТЭ.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области проведена внеплановая проверка устранения нарушений, указанных в уведомлении от 09.10.2014 N ВП-04-31/11341.
По результатам проверки установлено, что нарушения в части подпунктов "д, е, ж, з" пункта 4.1 лицензионного соглашения обществом не устранены.
08.02.2016 Федеральным агентством по недропользованию письмом N 04-30/1128 переданы в Департамент материалы дела и поручено рассмотреть и принять решение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии КЕМ номер 14595 вид лицензии ТЭ.
06.04.2016 Департамент приказом N 163 досрочно прекратил право пользования недрами по лицензии.
Не согласие с указанным приказом Департамента послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой инстанции исходил из наличия у Департамента правовых оснований для принятия оспариваемого приказа, поскольку обществом допущены нарушения существенных (представители лиц, участвующих в деле, в суде апелляционной инстанции данный факт подтвердили) условий лицензии, которые не были им устранены в установленный законодательством срок.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах определены случаи досрочного прекращения права пользования недрами, в том числе при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2) и, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
Как следует из лицензии на право пользования недрами КЕМ 12779 ТЭ, лицензия выдана 15.10.2004 закрытому акционерному обществу "Разрез "Перспективный" на разведку и добычу каменного угля на участке "Шахта Тагарышская" Талдинского каменноугольного месторождения, расположенного в 33 км северо-восточнее г. Прокопьевска Кемеровской области, участок недр имеет статус горного отвода.
В соответствии с абзацами "д, е, ж, з" пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение к лицензии) недропользователь обязался обеспечить начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 15 октября 2008 года; начало промышленной добычи угля не позднее 15 октября 2009 года; выход предприятия на проектную мощность с производительностью первой очереди не менее 1200 тысяч тонн угля в год не позднее 15 октября 2010 года; выход на проектную мощность с годовой производительностью второй очереди не менее 2400 тысяч тонн угля не позднее 15 октября 2013 года.
Заявкой от 28.04.2008 на переоформление лицензии КЕМ 12779 ТЭ на право пользования недрами общество выразило согласие принять на себя в полном объеме выполнение обязательств и условий пользования недрами, предусмотренных лицензией КЕМ 12779 ТЭ, включая невыполненные прежним пользователем недр.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (пункт 95 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участниками недр (далее - регламент), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315).
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Согласно пункту 112 регламента в приказе Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами, подготовленным в соответствии с пунктом 102 настоящего Административного регламента, указываются:
1) основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона о недрах;
2) сведения о заявлении владельца лицензии о досрочном прекращении права пользования недрами;
3) указание на необходимость проведения недропользователем мероприятий по ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) дата прекращения права пользования недрами;
5) данные об исключении сведений о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц либо данные об исключении сведений об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае досрочного прекращения права пользования недрами в связи с ликвидацией предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности);
6) соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя в части 4 статьи 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как установлено судом первой инстанции, на заседании комиссии Федерального агентства по недропользованию были рассмотрены материалы проверки, поступившие от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области, в отношении заявителя, не выполнившего условия пользования недрами.
Федеральным агентством по недропользованию принято решение о выдаче обществу письменного уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 14595 ТЭ в случае не устранения указанных нарушений в течение 12 месяцев, уведомление от 09.10.2014 N ВП- 04-31/11341 получено заявителем.
Внеплановой документарной проверкой Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области было установлено, что абзац "г" пункта 4.4, абзацы "а, б, в" пункта 7.2 условий лицензионного соглашения КЕМ 14595 ТЭ устранены, абзацы "д, е, ж, з" пункта 4.1 условий лицензионного соглашения не устранены.
Абзацами д, е, ж, з пункта 4.1 лицензионного соглашения закреплены обязательства пользователя недр соответственно:
- начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 15 октября 2008 года;
- начало промышленной добычи угля не позднее 15 октября 2009;
-выход предприятия на проектную мощность с производительностью первой очереди не менее 1200 тыс.т. угля в год не позднее 15 октября 2010 года.
Указанные обстоятельства были установлены еще в 2004 году в лицензии КЕМ 12779 ТЭ, по которой заявитель принял на себя обязательства.
Не выполнение уведомления от 09.10.2014 N 1 N ВП-04-31/11341 в полном объеме обществом не оспаривается.
Невыполнение недропользователем требований лицензионного соглашения, повлекшее существенные нарушения условий выданной ему лицензии на право пользования недрами, является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права.
24.03.2016 на заседании комиссии агентства единогласно было принято решение - рекомендовать заинтересованному лицу досрочно прекратить право пользования недрами общества на участке "Шахта Тагарышская" Талдинского каменноугольного месторождения по лицензии КЕМ 14595 ТЭ на основании пунктов 2, 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Добыча полезных ископаемых является одним из видов предпринимательской деятельности, которая в свою очередь в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.
Переоформляя на себя лицензию на пользование недрами пользователь недр должен был осознавать необходимость выполнения обязательств и возможные последствия от невыполнения указанных обязательств.
Ссылка заявителя на то, что технический проект получил отрицательное заключение ФАУ Главгосэкспертиза России, лишь свидетельствует о недобросовестности выполнения обязанностей пользователя недр и не может являться уважительной причиной.
У пользователя недр до нарушения обязательств была возможность обратиться в лицензирующий орган с вопросом о внесении изменений в лицензию в части корректировки указанных сроков, если по объективным причинам их выполнить было невозможно. Однако заявителем этого сделано не было.
Заявителем приведена исключительно переписка без подтверждающих доказательств невозможности исполнения обязательств.
Общество указывает на то, что в адрес Управления направлялись замечания с указанием на невозможность использования линейных объектов автодорог, ж/д путей.
Однако, предоставление участка недр в пользование не предполагает обязанности предоставить пользователю недр готовую инфраструктуру. Указанную инфраструктуру заявитель должен был начать строить в соответствии с обязанностью, установленной абзацем "д" пункта 4.1 лицензионного соглашения в срок не позднее 15.10.2008.
Заявителем не представлено доказательств наличия препятствий, вызванных строительством горнодобывающего предприятия в верхних горизонтах участка недр, "Отвальный Южный 2".
В качестве объективных причин общество приводит изменение в 2015 году законодательства о процедуре оформления земельных участков. Однако заявителем не были приняты меры по оформлению земельных участков, начиная с 2008 года (при этом оформление необходимо было с 2004 года и при действии лицензии КЕМ 12779 ТЭ, по которой заявитель принял на себя обязательство и несет ответственность).
Доказательств принятия обществом мер по оформлению земельного участка не представлено.
Выполнение определенного объема работ по освоению предоставленного участка недр, внесение платежей за пользование недрами не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа, не устраняют выявленные нарушения, поэтому доводы общества арбитражным судом отклоняются.
Невыполнение недропользователем требований лицензионного соглашения, повлекшее существенные нарушения условий выданной ему лицензии на право пользования недрами, является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права.
Оспариваемый приказ принят уполномоченным лицом в соответствии с регламентом, Положением о департаменте, пунктами 2, 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, право пользования недрами, предоставленное обществу лицензией КЕМ 14595 ТЭ, досрочно прекращено с 15.04.2016, дано поручение отделу геологии и лицензирования по Кемеровской области обеспечить исключение из Государственного реестра лицензий и участков недр лицензии КЕМ 14595 ТЭ, уведомить общество о необходимости проведения мероприятий по ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых, копии приказа направлены в адрес ФГБУ "РОСГЕОЛФОНД", Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, администраций Прокопьевского и Новокузнецкого муниципальных районов и заявителя.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал, что принимая решение от 06.04.2016 года о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на право пользовании недрами КЕМ 14595 ТЭ, Департамент действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Данные выводы согласуются также с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 13.01.2017 по делу N А70-3521/2016.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на иную судебную практику, принятую по другим делам и которая, по его мнению, свидетельствует о нарушении обжалуемым решением суда первой инстанции единообразия судебной практики, не может быть принята во внимание ввиду имеющихся между делами различий в фактических обстоятельствах.
Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Раевским В.В. за ООО "Разрез Ильинский" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 3000 рублей. Между тем, согласно статье 110 АПК РФ, части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1500 рублей. В связи с чем уплаченная по платежному поручению от 16.11.2016 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета лицу, ее уплатившему.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 октября 2016 года по делу N А45-14300/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Ильинский" - без удовлетворения.
Возвратить Раевскому Виталию Валерьевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей по чеку - ордеру от 16.11.2016 N 280.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14300/2016
Истец: ООО "РАЗРЕЗ ИЛЬИНСКИЙ"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу (Сибнедра)
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области, Федеральное агенство по Недропользованию
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11301/16