Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2017 г. N Ф09-4808/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
05 июня 2017 г. |
Дело N А76-25330/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы дачного потребительского кооператива "Парк Лесные озера" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.03.2017 по делу N А76-25330/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители: от Прокурора Челябинской области - Кашапова Р.М. (служебное удостоверение), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - Евсеева Н.А. (доверенность от 15.10.2015), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Жидкова А.Ю. (доверенность от 06.04.2017),
Заместитель Прокурора Челябинской области (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице по Челябинской области (далее - Кадастровая палата, заинтересованное лицо), в котором просил:
-признать незаконными действия Кадастровой палаты, оформленные решением от 22.06.2016, об учете изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174, расположенного примерно в 3100 м от ориентира: д. Григорьевка, Каслинский район, по направлению на запад, - с вида разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства";
-обязать Кадастровую палату изменить в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) запись о разрешенном использовании обозначенного земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174, указав вместо вида разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" (заявление - т. 1, л.д. 3-10).
Арбитражный суд Челябинской области принял заявление Прокурора к производству, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), дачный потребительский кооператив "Парк Лесные Озера" (далее - кооператив "Парк Лесные Озера", Кооператив), Администрацию Григорьевского сельского поселения (далее - Администрация Григорьевского поселения) (определение от 24.10.2016 - т. 1, л.д. 1-2).
Впоследствии суд первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству Прокурора привлек Управление Росреестра в качестве заинтересованного лица, исключив его из состава третьих лиц по делу (определение от 02.02.2017- т. 2, л.д. 2-3).
Решением от 07.03.2017 (резолютивная часть объявлена 28.02.2017) суд первой инстанции заявление Прокурора удовлетворил: признал незаконными оспариваемые действия Кадастровой палаты, оформленные решением от 22.06.2016, об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174, возложил на Управление Росреестра обязанность изменить в Едином государственной реестре недвижимости (ЕГРН) запись о разрешенном использовании обозначенного земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174 с разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" на разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" (т. 2, л.д. 19-23).
С таким решением не согласились заинтересованное лицо - Кадастровая палата и третье лицо - кооператив "Парк Лесные Озера", обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят данное решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы Кадастровой палаты сводятся, по существу, к следующему (т. 2, л.д. 50-53).
Кадастровая палата указывает, что оспариваемые действия по учету изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174 были осуществлены в пределах компетенции Кадастровой палаты как органа государственного кадастрового учета, а именно: при рассмотрении заявления кооператива "Парк Лесные Озера" от 10.06.2016 об осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования и приложенных к данному заявлению документов (декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка и письма Администрации Григорьевского сельского поселения от 09.06.2016 N 89) не было выявлено оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренных в статьях 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017), основания для проведения Кадастровой палатой правовой экспертизы представленных для осуществления государственного кадастрового учета документов, в том числе, на предмет юридической силы документов, законом не предусмотрено.
Кадастровая палата не согласна также с выводом суда первой инстанции о необходимости перевода земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов для последующего изменения его разрешенного использования, поскольку обозначенный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Григорьевского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, утвержденными решением Совета депутатов Григорьевского сельского поселения от 06.09.2013 N 83, относится к зоне сельскохозяйственного использования, в которой возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка на "размещение объектов дачного строительства".
В связи с указанным Кадастровая палата настаивает на отмене решения суда от 07.03.2017 и отказе в удовлетворении требований Прокурора.
Доводы апелляционной жалобы кооператива "Парк Лесные Озера" сводятся, по существу, к следующему (т. 2, л.д. 26-28, 37-41).
Кооператив считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости перевода земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов для последующего изменения его разрешенного использования, поскольку обозначенный земельный участок не относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, напротив, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Григорьевского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, утвержденными решением Совета депутатов Григорьевского сельского поселения от 06.09.2013 N 83, относится к зоне сельскохозяйственного использования, в которой возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка на "размещение объектов дачного строительства". Отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 74:09:0605017:174 принадлежит Кооперативу на праве собственности и Кооператив в качестве собственника выразил волю на изменение вида разрешенного использования этого земельного участка, при этом, принцип целевого использования земельного участка не был нарушен.
В связи с указанным Кооператив настаивает на отмене решения суда от 07.03.2017 и отказе в удовлетворении требований Прокурора.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционные жалобы Кадастровой палаты и кооператива "Парк Лесные Озера" к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 04.05.2017 (17 час. 10 мин.) (определения от 07.04.2017 и от 12.04.2017 - т. 2, л.д. 25, 48-49).
К дате судебного заседания Прокурором представлен отзыв на апелляционные жалобы Кадастровой палаты и кооператива "Парк Лесные Озера", из содержания которого следует, что заявитель считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен. Данный документ приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 76-81).
Определением от 04.05.2017 суд апелляционной инстанции отложил судебное разбирательство на 30.05.2017 (15 час. 30 мин.) применительно к части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с необходимостью дополнительного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и истребования в связи с этим дополнительных доказательств (т. 2, л.д. 131-135).
Определением от 29.05.2017 произведена замена судьи Карпачевой М.И. в составе суда для рассмотрения дела N А76-25330/2016 судьей Пивоваровой Л.В. (т. 3, л.д. 36). В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение дела начато сначала.
Явку представителей в судебное заседание 30.05.2017 обеспечили только заявитель - Прокурор и заинтересованные лица - Кадастровая палата и Управление Росреестра.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Представители Кадастровой палаты и Управления Росреестра в судебном заседании 30.05.2017 поддержали доводы, приведенные в апелляционных жалобах Кадастровой палаты и кооператива "Парк Лесные Озера", в полном объеме, настаивали на отмене решения суда от 07.03.2017.
Прокурор в судебном заседании 30.05.2017 возражала по существу доводов апелляционных жалоб Кадастровой палаты и кооператива "Парк Лесные Озера" по основаниям, приведенным в отзыве, просила решение суда от 07.03.2017 оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Во исполнение определения от 04.05.2017 Прокурором, Кадастровой палатой, кооперативом "Парк Лесные Озера" и Администрацией Григоревского поселения представлены дополнительные доказательства по делу (т. 3, л.д. 16-36, 1-2, 14-15, 4-12 соответственно).
Законность и обоснованность судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Спорный земельный участок площадью 1339 кв. м, расположенный примерно в 3100 м от ориентира: д. Григорьевка, Каслинский район, по направлению на запад, - был образован из состава земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:78 из земель сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет 14.04.2014 с присвоением кадастрового номера 74:09:0605017:174 с разрешенным использованием - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", с 07.05.2014 принадлежал на праве собственности Плешкову С.М. (кадастровый паспорт земельного участка от 02.06.2016 - т. 1, л.д. 18; кадастровый паспорт земельного участка от 21.09.2016 - т. 1, л.д. 81-84; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от 29.08.2016 - т. 1, л.д. 79-80).
Обозначенный земельный участок приобретен у Плешкова С.М. кооперативом "Парк Лесные Озера" по договору купли-продажи от 01.06.2016 в числе земельных участков с кадастровыми номерами 74:09:0605017:180, 74:09:0605017:181, 74:09:0605017:182, 74:09:0605017:195, 74:09:0605017:196, 74:09:0605017:200, 74:09:0605017:227, 74:09:0605017:228, 74:09:0605017:233, 74:09:0605017:234, 74:09:0605017:235, 74:09:0605017:236, 74:09:0605017:241, 74:09:0605017:242, 74:09:0605017:243, 74:09:0605017:244 (договор купли-продажи от 01.06.2016 - т. 1, л.д. 39-45).
Право собственности на земельный участок кадастровым номером 74:09:0605017:174 зарегистрировано за кооперативом "Парк Лесные Озера" 07.06.2016 в установленном порядке (выписка из ЕГРП от 29.08.2016 - т. 1, л.д. 79-80).
10 июня 2016 г. кооператив "Парк Лесные Озера" обратился в Кадастровую палату с заявлением об учете изменений в сведениях ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования, просил изменить вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (т. 1, л.д. 26-27, 28-30), приложив к заявлению, в числе прочего, письмо Администрации Григорьевского поселения от 09.06.2016 N 89 (т. 1, л.д. 31).
Согласно письма Администрации Григорьевского поселения от 09.06.2016 N 89 земельный участок с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Григорьевского сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, утвержденными решением Совета депутатов Григорьевского сельского поселения от 06.09.2013 N 83, относится к зоне сельскохозяйственного использования, в которой возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка на "размещение объектов дачного строительства".
22 июня 2016 г. Кадастровой палатой принято решение об учете изменений в сведениях ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования: вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" изменен на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (протокол проверки документов - т. 1, л.д. 24-25, кадастровый паспорт от 13.07.2016 - т. 1, л.д. 67).
12 июля 2016 г. кооператив "Парк Лесные Озера" обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования, просил изменить вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (т. 1, л.д. 58-59).
14 июля 2014 г. Управлением Росреетра принято решение о внесении изменений в сведения ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования: вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" изменен на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (штамп государственного регистратора о наличии оснований для государственной регистрации - т. 1, л.д. 59; кадастровая выписка о земельном участке от 21.09.2016 - т. 1, л.д. 83-84).
Полагая, что изменения в сведения ГКН и ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 74:09:0605017:174 в части указания разрешенного использования внесены в нарушение требований действующего законодательства о целевом использовании сельскохозяйственных земель, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями земельного и градостроительного законодательства, в силу которых для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены, а изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как указано выше, в рамках настоящего дела Прокурор оспаривает решение Кадастровой палаты от 22.06.2016 об учете изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174, расположенного примерно в 3100 м от ориентира: д. Григорьевка, Каслинский район, по направлению на запад, - с вида разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства".
На основании части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с такими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как указано выше, суд первой инстанции мотивировал невозможность изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, относящимися к сельскохозяйственным угодьям.
Так, исходя из анализа положений пункта 6 статьи 1, пункта 3 части 2 и части 6 статьи 30, частей 1, 6 статьи 36, части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
С учетом положений части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов" с учетом порядка, установленного части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства (с учетом доказательств, представленных на стадии апелляционного производства) в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия не находит для переоценки указанного выше вывода суда первой инстанции о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка как относящегося к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (здесь и далее - Закон о кадастре в редакции, действовавшей на дату оспариваемого решения Кадастровой палаты) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с данным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Кадастровый учет в силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости, к числу которых относится разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно положениям пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), имеющие приоритет в использовании в составе земель сельскохозяйственного назначения и подлежащие особой охране.
Таким образом, понятие сельскохозяйственных угодий не тождественно понятию земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и не всякий участок из состава земель сельскохозяйственного назначения относится к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии с положениями статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (пункт 1); земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства (пункт 4).
Таким образом, виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения определяются, в том числе, в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, кооператив "Парк Лесные Озера" относится к тем организациям, которым в силу статей 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 1, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" могут быть предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства (ведения дачного хозяйства).
Исходя из положений статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для иных, кроме сельскохозяйственных угодий, земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты могут устанавливаться, в случае, если земельный участок кооператива "Парк Лесные Озера" не относится к сельскохозяйственным угодьям, изменение вида его разрешенного использования подлежит оценке на предмет соответствия установленным градостроительным регламентам для данной территории и соблюдения порядка изменения вида разрешенного использования.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае из материалов дела следует, что земельный участок кадастровым номером 74:09:0605017:174 относится именно к сельскохозяйственным угодьям, в подтверждение чего Прокурором на стадии апелляционного производства представлен ответ Администрации Каслинского муниципального района от 29.05.2017 N 1995 и ответ Управления Росреестра (Каслинский отдел) от 29.05.2017 N 09/472.
По сведениям Администрации Каслинского муниципального района, согласно схеме территориального планирования (корректировки) Каслинского муниципального района земельный участок кадастровым номером 74:09:0605017:174 относится к сельскохозяйственным угодьям (т. 3, л.д. 19).
По сведениям Управления Росреестра (Каслинский отдел), земельный участок с кадастровым номером 74:09:0605017:174 с 1992 г. находится в специальном фонде (т. 3, л.д. 31-34).
Указанные сведения Администрации Каслинского муниципального района как органа местного самоуправления, наделенного соответствующими полномочиями в сфере градостроительной деятельности, и Управления Росреестра как уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, обладают свойствами достоверности, обязательности и порождают для субъектов соответствующих правоотношений определенные правовые последствия.
Сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:09:0605017:174 утратил статус сельскохозяйственных угодий и в какой период времени это произошло, суду апелляционной инстанции не представлено.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 74:09:0605017:174 был включен в специальный фонд не означает утрату им статуса сельскохозяйственный угодий.
Утверждение подателей жалобы об ином объективными средствами доказывания не подтверждены.
Так, Кадастровая палата и Администрация Григорьевского поселения представили суду апелляционной инстанции информацию о том, что не обладают сведениями об отнесении/неотнесении земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174 к сельскохозяйственным угодьям (т. 3, л.д. 2, 5).
Сведения Администрации Григорьевского поселения о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:09:0605017:174 относится к зоне сельскохозяйственного использования, в рамах которой возможно изменение вида разрешенного использования на такой вид как "для размещения объектов дачного строительства", приведены без документального обоснования и представления картографического материала (т. 3, л.д. 7).
Поскольку, в материалы дела не представлены доказательства осуществления в установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" порядке перевода спорного земельного участка с кадастровым номером 74:09:0605017:174 из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, вывод суда первой инстанции о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка как относящегося к сельскохозяйственным угодьям является правильным.
При таких обстоятельствах, у Кадастровой палаты не имелось правовых оснований для осуществления кадастрового учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков с кадастровым номером с кадастровым номером 74:09:0605017:174.
По состоянию на настоящее время в силу положений Федерального закона от 13.07.2005 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление кадастрового учета входит в компетенцию Управления Росреестра, в связи с чем суд первой инстанции в порядке части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложил именно на Управление Росреестра обязанность внести соответствующие изменения в ЕГРН в отношении спорного земельного участка.
Доводы подателей жалобы отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств, при том, что оснований для такой переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
За рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции кооператив "Парк Лесные Озера" уплатил государственную пошлину в сумме 3 000 руб. (т. 2, л.д. 46).
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобам, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционных жалоб без удовлетворения относятся на их подателей.
Взыскание с Кадастровой палаты государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета не производится, поскольку указанное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная кооперативом "Парк Лесные Озера" государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возвращению указанному лицу из федерального бюджета на основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.03.2017 по делу N А76-25330/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы дачного потребительского кооператива "Парк Лесные озера" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Возвратить дачному потребительскому кооперативу "Парк Лесные озера" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной чеком-ордером Сбербанка России от 20.03.2017.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25330/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2017 г. N Ф09-4808/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Прокуратура Челябинской области
Ответчик: Управление Росреестра по Челябинской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Администрация Григорьевского сельского поселения, Потребительский кооператив Дачный "Парк Лесные Озера", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА"