Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия по договору аренды в отношении земельного участка, в отношении нефтепродуктов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А57-15390/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Степанова А.А., действующего на основании доверенности от 15.11.2016 N 01-04/117, представителя публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" Гетманцевой С.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2017 N 77,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 ноября 2016 года по делу N А57-15390/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" (410076, г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 42, ОГРН 1026402654585, ИНН 6452034165)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - ПАО "Саратовнефтепродукт", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии в срок решения о предоставлении земельного участка площадью 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15, расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Барнаульской и Ново-Астраханского шоссе, в аренду, обязании администрации в течение 20 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о заключении с ПАО "Саратовнефтепродукт" договора аренды земельного участка площадью 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15, расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Барнаульской и Ново-Астраханского шоссе, занимаемого автозаправочной станцией, сроком на сорок девять лет, а также подготовить и направить в адрес ПАО "Саратовнефтепродукт" проект договора аренды земельного участка, подписанного со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением суда первой инстанции от 17 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии в срок решения о предоставлении в аренду ПАО "Саратовнефтепродукт" земельного участка площадью 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15, расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Барнаульской и Ново-Астраханского шоссе, государственная собственность на который не разграничена, с разрешенным использованием "под автозаправочную станцию", занимаемого автозаправочной станцией, обязал администрацию в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ПАО "Саратовнефтепродукт" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15, расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Барнаульской и Ново-Астраханского шоссе, для эксплуатации автозаправочной станции и принять соответствующее решение.
Кроме того, с администрации в пользу ПАО "Саратовнефтепродукт" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ПАО "Саратовнефтепродукт" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Саратовнефтепродукт" на праве собственности принадлежит нежилое здание АЗС общей площадью 148,4 кв.м, литер А, с навесом площадью 181,9 кв.м, литер Н, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская и Ново-Астраханское шоссе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2008 серия 64-АВ N 176341 (т. 1, л.д. 28).
Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15.
Земельный участок площадью 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15 ОАО "Саратовнефтепродукт" в аренду на 10 лет на основании договора аренды от 11.04.2002 N 784 (т. 1, л.д. 23-27).
17.02.2016 ПАО "Саратовнефтепродукт" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду на 49 лет земельного участка 1 988 кв.м с кадастровым номером 64:48:020319:15, расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Барнаульская и Ново-Астраханского шоссе, для эксплуатации автозаправочной станции.
Письмом от 16.03.2015 N 14-03/6555 комитет по управлению имуществом города Саратова сообщил обществу о том, что ввиду непредставления заявителем документов, подтверждающих права общества на расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты недвижимости с кадастровыми номерами 64:48:0250319:145, 64:48:0250319:147, 64:48:0250319:144, 64:48:0250319:146, 64:48:0250319:148, права на которые в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) не зарегистрированы, вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен после предоставления всех необходимых документов.
Полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок заявления общества о предоставлении земельного участка и непринятии решения по данному заявлению, нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя, ПАО "Саратовнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об уклонении органа местного самоуправления от рассмотрения по существу заявления ПАО "Саратовнефтепродукт" от 17.02.2016 и необоснованном истребовании у заявителя дополнительных документов, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (пункт 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В силу пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из изложенного следует, что закон не предусматривает возможность уполномоченного органа истребовать у заявителя какие-либо дополнительные документы с целью принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что письмо комитета по управлению имуществом города Саратова от 16.03.2016 N 14-03/6555, в котором заявителю предложено представить документы, подтверждающие права на объекты с кадастровыми номерами 64:48:0250319:145, 64:48:0250319:147, 64:48:0250319:144, 64:48:0250319:146, 64:48:0250319:148, свидетельствует об уклонении органа местного самоуправления от рассмотрения заявления ПАО "Саратовнефтепродукт" по существу и принятия решения в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ПАО "Саратовнефтепродукт".
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация указывает, что при рассмотрении заявления ПАО "Саратовнефтепродукт" уполномоченный орган руководствовался требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.05.2015 N 1367.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку указанным административным регламентом возможность истребования дополнительных документов не предусмотрена.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 ноября 2016 года по делу N А57-15390/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15390/2016
Истец: ПАО "Саратовнефтепродукт"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО "Город Саратов", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Саратовской области