Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2017 г. N Ф09-1517/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А07-10307/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романовской А.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Елисеева Сергея Степановича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2016 по делу N А07-10307/2016 (судья Перемышлева И.В.).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (ОГРН 1020202556835) (далее - ситец, Министерство, Министерство сельского хозяйства, истец) обратилось в арбитражный суд первой инстанции с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Елисееву Сергею Степановичу (ОГРНИП 312025532100014) (далее - ИП Глава ГФХ Елисеев С.С., ответчик) о взыскании суммы гранта в размере 1 188 804 руб., расторжении договора на оказание государственной поддержки в виде гранта N СЖФ-27 от 24.10.2012 г.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2016 (резолютивная часть от 28.07.2016) с ответчика в пользу истца взысканы 1 188 804 руб., полученные в виде гранта, производство по делу в части расторжении договора прекращено (л.д. 75-82).
В апелляционной жалобе ИП Глава ГФХ Елисеев С.С. просил решение суда первой инстанции отменить полностью (л.д. 80).
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ИП Глава ГФХ Елисеев С.С. ссылался на то, что для оснащения животноводческой фермы им приобретены оборудование и техника на сумму 1 600 000 руб., в том числе на грант в сумме 646 800 руб. Причиной приостановки развития животноводческой фермы явилась длительная нетрудоспособность ответчика ввиду его болезни и кризисной ситуации в стране. В связи с намерением продолжить мероприятия по строительству фермы и ее укомплектованием оборудованием, по мнению ответчика, взыскание с него суммы гранта в размере 1 502 004 руб. и расторжение договора на оказание государственной поддержки в виде гранта N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. является нецелесообразным.
Министерство сельского хозяйства представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором по доводам апелляционной жалобы возразило, просило в ее удовлетворении отказать. Также истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что ответчиком взятые на себя обязательства нарушены.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу ответчик пояснил, что республиканской комиссией по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 гг." и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 гг" в удовлетворении заявления ответчика о продлении срока освоения гранта отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ведомственными целевыми программами "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012 - 2014 годы" ИП Глава К(Ф)Х Елисеев С. С. (ответчик) стал участником ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянско- фермерских хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 годы".
В соответствии с п.7 п.п. "в" постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 г. N 210 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм" Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан с ответчиком был заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта N СЖФ-27 от 24.10.2012 г.
Согласно п.1.1 договора N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. предметом договора является предоставление Министерством в 2012 году получателю гранта Елисееву Сергею Степановичу в соответствии с утвержденным Комиссией планом расходов по реализации бизнес-проекта, гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 2 148 804 рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 1 074 402 руб., за счет федерального бюджета 1 074 402 руб., на цели расходования, указанные в приложении к договору N СЖФ-27 от 24.10.2012 г.
В соответствии с абз. 4 п. 2.2 договора N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. получатель гранта обязуется использовать грант на развитие семейной животноводческой фермы в течение 18 месяцев со дня поступления средств на банковский счет и использовать приобретаемые товары, работы, услуги за счет гранта и на развитие семейной животноводческой фермы исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
Согласно приложению к договору N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. "План расходов" за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ответчик предусматривал строительство фермы для содержания КРС и ее комплектацию оборудованием и техникой.
Перечень документов, подтверждающих фактические затраты на развитие семейных животноводческих ферм указан в приложении N 14 к приказу Минсельхоза РБ от 23 октября 2012 г. N 273 "О реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 г. N 166, N 165 и Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 г. N 210".
Истец указал, что ответчик предоставил в Минсельхоз РБ документы, подтверждающие приобретение оборудования и техники для оснащения животноводческой фермы в полном объеме, предусмотренную планом расходов на сумму 646 800 рублей.
Однако документы, подтверждающие строительство животноводческой фермы, ответчиком предоставлены не были.
Таким образом, Ответчик нарушил обязательства, взятые им как участником "Программы СЖФ".
Истец направил ответчику претензию от 22.09.2015 г. N НК- 22-4646 о возврате гранта в бюджет Республики Башкортостан и расторжении Договора от 24.10.2012 г. NСЖФ-27.
Ответчиком претензия оставлена без внимания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, руководствуясь ст. 309, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 19 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 г. N 210 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм", Министерство сельского хозяйства обратилось с исковым заявлением о взыскании суммы гранта в размере 1 502 004 руб. и расторжении договора на оказание государственной поддержки в виде гранта N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. в суд.
Прекращая производству по делу в части расторжения договора на оказание государственной поддержки в виде гранта N СЖФ-27 от 24.10.2012 г., суд первой инстанции исходил из того, что в указанной части Министерством заявлен отказ от иска. Взыскивая с ответчика в пользу истца 1 188 804 руб., полученных в виде гранта, суд первой инстанции исходил из подтвержденности материалами дела нарушения ответчиком договорных обязательств.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что факт предоставления ответчику Министерством на основании заключенного между ними договора N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. субсидии в виде гранта в размере 2 148 804 руб. подтверждается платежными поручениями N 3728263 от 20.12.2012 г., N 399208 от 21.12.2012 г. и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Согласно Плану расходов за счет гранта, являющемуся приложением к договору N СЖФ-27 от 24.10.2012 г., ответчик предполагал понести расходы на строительство фермы для содержания КРС и ее комплектацию оборудованием и техникой.
При этом, в соответствии с абз. 4 п. 2.2 договора N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. ответчик обязался использовать грант на развитие семейной животноводческой фермы в течение 18 месяцев со дня поступления средств на банковский счет и использовать приобретаемые товары, работы, услуги за счет гранта и на развитие семейной животноводческой фермы исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
Между тем, ответчиком данные обязательства не выполнены, документы, подтверждающие строительство животноводческой фермы и введение в эксплуатацию семейной животноводческой фермы, - не предоставлены.
Так, к документам, подтверждающим строительство, относятся, в частности, при проведении работ подрядным способом:
- договоры на выполнение подрядных работ, график выполнения строительно-монтажных работ, платежные поручения, подтверждающие оплату проектно-изыскательных работ, экспертизу, технический надзор и перечисление средств подрядчикам на выполнение работ, в том числе по авансовым платежам, выписки по расчетному счету, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры на получение технологического оборудования, актов о приемке-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 года N 7), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100 (далее - форма N КС-2)), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100 (далее - форма N КС-3));
- при оплате строительных материалов К(Ф)Х: платежные поручения, подтверждающие оплату, договоры на поставку строительных материалов, товарно-транспортные накладные на получение КФХ строительных материалов, документы на передачу подрядчикам строительных материалов для включения их стоимости в форму N КС-3, акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3); -при проведении работ хозяйственным способом: договоры на поставку технологического оборудования, на выполнение отдельных работ подрядным способом (включая проектные работы, экспертизу, технический надзор, платежные поручения, подтверждающие оплату технологического оборудования и перечисление средств подрядчикам, строительные материалы, работы и услуги юридических и физических лиц, заверенные кредитной организацией, выписки по расчетному счету, приказы о назначении ответственных лиц, сметы затрат (выписки из проектно-сметной документации, ведомости объемов работ, ведомости потребности в строительных материалах, перечни оборудования), распорядительные документы КФХ об организации, проведении работ хозяйственным способом и создании подразделения по выполнению работ хозяйственным способом, выписки из ведомостей на выдачу зарплаты работникам соответствующего подразделения, акты выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке- передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 года N 7).
Возражая относительно заявленных истцом требований, ответчик указал, что им приобретен ангар для строительства фермы на сумму 1 600 00 руб. 00 коп., что подтверждается договором N 0012 от 22.01.2013 и платежным поручением N 3 от 29.01.2013 г.
Поскольку планом расходов (Приложение к договору) предусмотрено приобретение многоцелевого ангара на сумму 1 600 000 руб., в том числе 960 000 руб. за счет средств гранта, истец уменьшил исковые требования до 1 188 804 руб. (2 148 804 - 960 000).
Иные документы в нарушение п. 18 раздела "Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм" постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 г. N 210, п. 2.4 Договора от 24.10.2012 г. N СЖФ- 27 ответчик в Министерство не представил.
С учетом указанного, поскольку условия предоставления гранта по договору N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. ответчиком не выполнены, исковые требования Министерства сельского хозяйства о взыскании с ИП Глава ГФХ Елисеев С.С. суммы гранта в размере 1 188 804 руб. судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
В связи с отказом Министерства от исковых требований в части расторжения договора на оказание государственной поддержки в виде гранта N СЖФ-27 от 24.10.2012 г., производство по делу в указанной части судом применительно к ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено также верно.
На основании изложенного ссылка апеллянта на то, что для оснащения животноводческой фермы им приобретены оборудование и техника на сумму 1 600 000 руб., в том числе на грант в сумме 646 800 руб., судом во внимание не принимается.
Перечень документов, подтверждающих фактические затраты на развитие семейных животноводческих ферм указан в приложении N 14 к приказу Минсельхоза РБ от 23 октября 2012 г. N 273 "О реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 г. N 166, N 165 и Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 г. N 210".
Как было указано ранее, в нарушение данного приложения документы, подтверждающие строительство животноводческой фермы, ответчиком предоставлены не были.
Само по себе, предоставление ответчиком в Минсельхоз РБ документов, подтверждающих приобретение оборудования и техники для оснащения животноводческой фермы в полном объеме, на сумму 646 800 руб., основанием для отказа в удовлетворении требований не является.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что причиной приостановки развития животноводческой фермы явилась длительная нетрудоспособность ответчика ввиду его болезни и кризисной ситуации в стране.
Указанные обстоятельства основаниями, освобождающими ответчика от исполнения принятых на себя по договору N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. обязательств, не являются.
Документов, свидетельствующих об уведомлении ответчиком Министерство до обращения последнего в суд с рассматриваемым иском о причинах неисполнения принятых на себя по договору N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. обязательств, об отсрочке исполнения данных обязательств в связи с наличием заболевания, о внесении в п. 2.2 договора N СЖФ-27 от 24.10.2012 г. изменений относительно сроков использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы, в деле не имеется.
Как следует из пояснений истца, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, республиканской комиссией по отбору участников отраслевых целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2012-2014 гг." и "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012-2014 гг" в удовлетворении заявления ответчика о продлении срока освоения гранта отказано.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2016 по делу N А07-10307/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Елисеева Сергея Степановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10307/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2017 г. N Ф09-1517/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства РБ, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Елисеев С С, ИП Глава КФХ Елисеев Сергей Степанович