Требование: о взыскании долга, о возмещении вреда
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А68-3707/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.01.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., судей Волковой Ю.А. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии в судебном заседание от истца - Буркова Павла Николаевича (паспорт), в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буркова Павла Николаевича на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2016 по делу N А68-3707/2016 (судья Фрик Е.В.), установил следующее.
Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (далее - истец, КУ УР "БДД УР") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Буркову Павлу Николаевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, в размере 412 274 рублей.
Решением суда от 08.09.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.
В жалобе предприниматель просит решение суда от 08.09.2016 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своей позиции ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя жалобы, перегрузка по осям отсутствует. Считает, что нормой осевой нагрузки для его автомобиля для первого колеса будет считаться 10 тонн, для второго - 7 тонн, для третьего - 10 тонн, для четвертого - 8 тонн, для пятого и шестого колеса, соответственно, по 8 тонн на каждое колесо. Отмечает, что в расчете истца имеется указание на иные, нежели установленные Правилами перевозки грузов нормы, которые значительно ниже нормируемых.
В судебном заседание апелляционной инстанции Бурков П.Н. доводы жалобы поддержал.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав Буркова П.Н., Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.04.2013 в 15 часов 20 минут на пункте весового контроля Казенного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики", расположенном на автомобильной дороге Воткинск-Чайковский 33 км, проведен весовой контроль транспортного средства- INTERNATIONAL TRUCK 98006X4, государственный регистрационный номер - М608УО/71, под управлением водителя Суркова И.В. Указанное транспортное средство принадлежит Буркову Павлу Николаевичу, что подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 71 04 N 595132, 71 ХК 667831.
По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения общей и осевой массы, о чем составлен акт N 208 от 23.04.2013 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Согласно акту N 208 от 23.04.2013 осевая нагрузка на вторую ось составила 6.79 тонн с учетом погрешности 6.75 тонн при допустимой нагрузке 6.00 тонн, на третью ось - 6.49 тонн с учетом погрешности 6.45 тонн при допустимой нагрузке 6.00 тонн, на четвертую ось - 8.43 тонн с учетом погрешности 8.39 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн, на пятую ось -8.91 тонн с учетом погрешности 8.87 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн, на шестую ось - 8.60 тонн с учетом погрешности 8.56 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн. С результатом измерений водитель транспортного средства Сурков И.В. ознакомлен, в объяснениях последним указано "не согласен".
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке, водителем транспортного средства Сурковым И.В. сотрудникам весового контроля не представлено.
В связи с превышением установленных ограничений весовых параметров по акту N 208 от 23.04.2013 истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения" произведен расчет суммы ущерба, причиненного транспортным средством ответчика автомобильной дороге Воткинск-Чайковский 33 км, который составил 412 274 рубля.
Ссылаясь на невозмещение ответчиком вреда, причиненного автомобильной дороге, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу пунктов 11, 13, 14 статьи 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно пунктам 1, 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, по автомобильным дорогам могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1, частью 3, пункта 1 части 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для получения такого специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Поскольку перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза, расходы, связанные с необходимостью восстановления дорог, должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - постановление N 934), принятым в пределах компетенции, предоставленной частями 8, 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов.
Исходя из системного анализа положений пунктов 2, 3, 5 постановления N 934, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В Удмуртской Республике размер вреда установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения".
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.03.2012 N 90 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 12.03.2013 N 85/01-05 "О временном ограничении движения транспортных средств на региональных и межмуниципальных автомобильных дорогах Удмуртской Республики в 2013 году" на автомобильных дорогах Удмуртской Республики регионального и межмуниципального значения с 15.04.2013 по 14.05.2013 было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики.
Пунктом 2 указанного приказа на весенний период установлены следующие допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства.
Для автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием: одиночной оси - 7,0 тонны, двухосной тележке - 6,0 тонны на каждую ось, трехосной тележке - 5,0 тонны на каждую ось.
Для автомобильных дорог с переходным типом покрытия: одиночной оси - 5,0 тонны, двухосной тележке - 4,0 тонны на каждую ось, трехосной тележке - 3,0 тонны на каждую ось.
Как видно, документов, подтверждающих, что ответчиком в установленном законом порядке был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось, и получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, представлено не было.
Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось подтверждается актом N 208 от 23.04.2013. В частности, осевая нагрузка на вторую ось составила 6.79 тонн с учетом погрешности 6.75 тонн при допустимой нагрузке 6.00 тонн, на третью ось - 6.49 тонн с учетом погрешности 6.45 тонн при допустимой нагрузке 6.00 тонн, на четвертую ось - 8.43 тонн с учетом погрешности 8.39 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн, на пятую ось -8.91 тонн с учетом погрешности 8.87 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн, на шестую ось - 8.60 тонн с учетом погрешности 8.56 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн, что отражено в акте от 23.04.2013 N 208.
Учитывая вышеизложенное и то, что расчет размера вреда произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы о том, что перегрузка по осям отсутствует, не заслуживают внимания, поскольку являются лишь субъективным мнением самого заявителя и опровергаются материалами дела.
Иные доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Буркова Павла Николаевича и отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2016 по делу N А68-3707/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Афанасьева |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3707/2016
Истец: Казенное Учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмурской республики", Казенное учреждение Удмуртской республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
Ответчик: Бурков Павел Николаевич, ИП Бурков П.Н.