г. Владимир |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А79-7029/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Захаровой Т.А., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича" (Чувашская Республика, Моргаушский район, д.Хорной, ул.Новая, д.14, ОГРН 1102136000262, ИНН 2112390881) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.11.2016 по делу N А79-7029/2016, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии в заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича" - Тарасов А.М. по доверенности от 31.12.2016 N 1/юр2017 сроком действия до 31.12.2017; Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области - Игнатьев А.Ф. по доверенности от 10.01.2017 N 2 сроком действия до 31.12.2017, Кузьмичева Е.Б. по доверенности от 11.01.2017 N 24 сроком действия два месяца.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича" (далее - ООО "Агрофирма "Путь Ильича", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своего заявления Управление указало на нарушение обществом требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.11.2016 заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения последним норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, административным органом допущено нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, выразившееся в ненадлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При этом общество указало, что уведомление от 08.07.2016 на составление протокола об административном правонарушении получено неуполномоченным лицом.
Также общество сослалось на нарушение Управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившееся в проведении внеплановой проверки в отсутствии требования прокурора.
Более того, по мнению общества, в рассматриваемом случае возможно признание правонарушения малозначительным с учетом отсутствия негативных последствий его совершения.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления от 02.06.2016 N 03/21-ЧР в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вега", зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Большой Сундырь, ул.Ленина, д.70, в период с 14.06.2016 по 16.06.2016 административным органом проведены внеплановые контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых выявлен факт реализации (выпуска в обращение) молока коровьего сырого ООО "Агрофирма "Путь Ильича" в отсутствие ветеринарных сопроводительных документов, свидетельствующих о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы молока коровьего сырого и подтверждающих его безопасность в ветеринарно-санитарном отношении. Реализация молока коровьего сырого осуществлялась на основании договора купли-продажи молока натурального от 02.08.2015 N11 и в соответствии с актами сверки по сдаче молока с ООО "Вега" в период с 01.01.2016 по 31.05.2016.
ООО "Агрофирма "Путь Ильича" Моргаушского района Чувашской Республики в период с 29.04.2016 по 05.05.2016 включительно реализовало ООО "Вега" молоко сырое коровье в общем количестве 3958 кг без ветеринарных сопроводительных документов, свидетельствующих о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы молока коровьего сырого, подтверждающих его безопасность в ветеринарно-санитарном отношении.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 16.06.2016 N 03/21-ЧР.
Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 20.07.2017 уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 03/49-ЧР, а и.о. руководителя Управления обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Агрофирма "Путь Ильича" состава вменяемого ему административного правонарушения и привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие требования технических регламентов, обязательные требования государственных стандартов.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения (пункт 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013).
Молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (пункт 30 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013).
Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Согласно пункту 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 данный технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Настоящий технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая: сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье (пункт 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013).
Молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013).
При поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (пункт 11 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013).
Согласно пункту 12 указанного Технического регламента перевозка на таможенной территории Таможенного союза сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок сопровождается ветеринарным сопроводительным документом, выдаваемым уполномоченным органом государства-члена, содержащим сведения о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающих их безопасность.
Срок действия ветеринарного сопроводительного документа устанавливается в зависимости от результатов проведения ветеринарно-профилактических мероприятий в отношении продуктивных сельскохозяйственных животных по месту производства сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, но не более 1 месяца с даты выдачи такого документа.
Согласно подпункту "г" пункта 99 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, поставляемых на предприятие для дальнейшей переработки.
Из статьи 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" следует, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011.
Согласно пункту 6 статьи 19 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 иное непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, предназначенное для производства (изготовления) пищевой продукции, за исключением улова водных биологических ресурсов, должно быть получено от здоровых продуктивных животных из эпизоотически благополучных хозяйств (производственных объектов).
Непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность (пункт 1 статьи 30 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Технического регламента ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается актом проверки от 16.06.2016 N 03/21-ЧР, протоколом об административном правонарушении от 20.07.2016 N 03/49-ЧР, товарно-транспортными накладными на поставку молока (л.д.71-77), то есть предусмотренными законом средствами доказывания, которым Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
При таких данных Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение требований технического регламента при реализации молочной продукции, что свидетельствует о его вине.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого судебного акта Управлением и судом первой инстанции при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Согласно распечатке с официального сайта ФГУП "Почта России" https://www.pochta.ru/tracking#42801499015942, почтовое уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленное юридическому лицу ООО "Агрофирма "Путь Ильича", получено им 12.07.2016. На почтовом уведомлении (л.д.13) имеется подпись сотрудника ООО "Агрофирма "Путь Ильича" Архиповой.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что доказательств нарушения органом почтовой связи Правил оказания услуг почтовой связи обществом не представлено.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Распоряжение о внеплановой проверке ООО "Вега" от 02.06.2016 N 03/21-ЧР, подписанное и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, составлено в рамках исполнения приказа Россельхознадзора от 06.04.2016 N 200 "О проведении проверок", изданного и.о. руководителя Россельхознадзора Власовым Н.А. в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. в отношении ООО "Вега", зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Большой Сундырь, ул.Ленина, 70. Требование прокурора о проведении внеплановой проверки в данном случае не выносится.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным, поскольку оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области технического регулирования, представляет опасность для жизни и здоровья людей.
Правовых оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд не усматривает.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, подробно исследованы в суде первой инстанции и правомерно отвергнуты им по приведенным в оспариваемом решении мотивам, основанным на правильном толковании и применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
В данном случае поводом к возбуждению в отношении ООО "Агрофирма "Путь Ильича" дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами в ходе внеплановой проверки ООО "Вега" достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба общества подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.11.2016 по делу N А79-7029/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7029/2016
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике
Ответчик: ООО "Агрофирма "Путь Ильича", ООО "Вега"
Третье лицо: Архипова Светлана Ивановна