г. Красноярск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А33-12030/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.
судей: Белан Н.Н., Хабибулиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.
при участии:
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Красноярскому краю: Зоркиной И.В. - представителя по доверенности от 16.12.2016 N 70-55/110, удостоверение ТО N 041981 от 28.03.2011
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" октября 2016 года по делу N А33-12030/2016, принятое судьёй Шишкиной И.В.
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление, ответчик) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) о признании незаконным отказа от 09.03.2016 в государственной регистрации права собственности на сооружение - пассажирская платформа, общей площадью 648 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, станция Красноярск-Северный, выраженного в сообщении от 10.03.2016 исх. N 001/004/2015-8956, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем осуществления государственной регистрации права собственности на сооружение - пассажирская платформа, общей площадью 648 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, станция Красноярск-Северный.
Решением от 03.10.2016 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование изложенных доводов указал, что им были представлены все необходимые документы для государственной регистрации в отношении объекта вспомогательного назначения; сам по себе факт нахождения объекта в зоне повышенной опасности не означает невыполнение им вспомогательной функции; вспомогательное назначение пассажирской платформы и невозможность ее использования без основного сооружения прямо следует из законодательства Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 16.01.2017.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на пассажирскую железнодорожную платформу по адресу г. Красноярск, станция Красноярск-Северный как объект вспомогательного назначения, представив декларацию объекта недвижимого имущества от 10.10.2015.
Согласно декларации год создания ж.д. платформы - 2004, площадь 648 кв.м., материал платформы - бетон, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:0017.
Уведомлением от 23.10.2015 Управление приостановило государственную регистрацию права собственности на данный объект до 23.11.2015, в том числе в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в том, что платформа относится по своим характеристикам к объекту вспомогательного назначения, на создание которого не требуется разрешения на строительство, а также в связи с направлением запроса в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска о необходимости получения разрешения на строительство данного объекта.
По запросу Управления из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступил ответ от 18.01 2016 N 776-АБ/08 о том, что в формулировке статьи 1 пункта 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей понятие объекта капитального строительства, понятие "Пассажирская платформа" отсутствует; пассажирскую платформу площадью 648 кв.м можно отнести к объектам капитального строительство, права на которые подлежат регистрации; в случае невозможности отнесения платформы к объектам вспомогательного назначения для ее строительства требуется разрешение, такое разрешение Министерством не выдавалось.
Согласно ответу Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 03.11.2016 N 01/5252-дг на запрос Управления, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объекты инфраструктуры ж.д. транспорта общего пользования относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, согласно пункту 4 статьи 51 данного кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами; в соответствии с частью 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство объектов капитального строительства в случае строительства объектов инфраструктуры ж.д. транспорта общего пользования выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; Департамент градостроительства не выдавал разрешения ОАО "РЖД" на строительство пассажирской платформы.
Сообщением об отказе от 10.03.2016 N 001/004/2015-8956 (решение об отказе принято 09.03.2016) Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало ОАО "РЖД" в регистрации права собственности на пассажирскую железнодорожную платформу как вспомогательный объект по следующим основаниям:
- из полученных в ходе межведомственного взаимодействия ответа Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации ответа не следует, что заявленный на государственную регистрацию объект является объектом вспомогательного использования, для строительство которого не требуется разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (абзац 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации);
- представленная декларация от 10.10.2015 не может быть рассмотрена в качестве правоустанавливающего документа и свидетельствует об отсутствии у ОАО "РЖД" прав на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимого имущества (абзац 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Ссылаясь на то, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, заявитель просит признать незаконным решение от 09.03.2016, оформленное сообщением об отказе от 10.03.2016 N 001/004/2015-8956 об отказе в государственной регистрации права собственности на пассажирскую железнодорожную платформу площадью 648 кв.м. расположенную по адресу г. Красноярск, ст. Красноярск-Северный и обязать зарегистрировать право собственности общества на указанный объект.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о признании недействительным ненормативного - правого акта (решения об отказе в государственной регистрации спорного объекта недвижимости).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказ датирован 10.03.2016, заявление об оспаривании отказа поступило в арбитражный суд 24.05.2015 без пропуска установленного трехмесячного срока на обращение, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого отказа, Управление отказало в регистрации на основании абзацев 8, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав, что создание объекта - вспомогательной пассажирской платформы требует разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, представленные доказательства не свидетельствуют об отнесении объекта к вспомогательному, в связи с чем, представленная декларация не может быть рассмотрена в качестве правоустанавливающего документа и свидетельствует об отсутствии у общества прав на заявленный на государственную регистрацию объект недвижимого имущества; из ответа на межведомственный запрос в Министерство строительство и ЖКХ Российской Федерации получен ответ о необходимости разрешения на строительство объекта.
Таким образом, в ходе правовой экспертизы представленных документов Управление не установило оснований расценивать спорное строение в качестве объекта вспомогательного назначения.
Согласно абзацам 8,13 пункта статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, согласился с доводом ответчика о том, что создание объекта - вспомогательной пассажирской платформы требует разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, представленные доказательства не свидетельствуют об отнесении объекта к вспомогательному. Оспариваемый отказ является законным и обоснованным. Оснований для признания его недействительным, не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Из материалов дела следует, что заявитель представил на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа декларацию объекта недвижимого имущества. Согласно декларации, год создания ж.д. платформы - 2004, площадь 648 кв.м., материал платформы - бетон., объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:0017.
Как указывает ОАО "РЖД", основным объектом по отношению к железнодорожной пассажирской платформе являются железнодорожные пути общего пользования N 6 по станции Красноярск-Северный, которые предназначены для приема и отправления поездов, приему и выдаче грузов, обслуживанию пассажиров, выполнению сортировочных и маневровых работ, и соединяющие железнодорожные станции.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации).
Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и строительных правил.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Согласно Письму Минрегиона Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному законом, здание или сооружение может быть отнесено, в том числе, к пониженному уровню ответственности, к которым относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Возможность осуществлять строительство и реконструкцию объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство, законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным), либо с пониженным уровнем ответственности.
В настоящем случае то обстоятельство, что спорный объект является объектом недвижимого имущества, не оспаривается Управлением.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного объекта, по отношению с которым спорное строение имеет непосредственную связь (технологическую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную, либо обслуживающую функцию.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, а также актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции (пункт 1 статьи 3 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации).
Согласно статье 10 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Согласно пункту 1 статьи Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта, осуществляется на основании Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 19 названного Закона).
Согласно статье 21 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Факт того, что пассажирские железнодорожные платформы являются объектами повышенной опасности, подтверждается также и принятием ОАО "РЖД" распоряжения от 24.12.2010 N 2705р "О вводе в действие "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", а также Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" от 15.07.2011 N 710.
По смыслу пунктов 2, 3 статьи 20 Закона железнодорожном транспорте Российской Федерации, пункта 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 703 от 20 ноября 2003 года, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Статьей 10 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации предусмотрено, что для строительства железнодорожных платформ необходимо проектирование.
Положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен разрешительный порядок осуществления как строительства зданий и сооружений и их капитального ремонта, так и реконструкции названных объектов. Все указанные виды работ выполняются лишь при наличии одного документа - разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом вышеизложенных разъяснений законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исходя из законодательного определения понятия пассажирская железнодорожная платформа и требований к ее строительству и конструктивным элементам, направленным на обеспечение безопасности пассажиров, данный объект нельзя отнести к объекту пониженного уровня ответственности, на строительство которого не требуется разрешения. Данный объект относится к объекту инфраструктуры железнодорожного транспорта, является объектом капитального строительства и не относится к временным сооружениям. Железнодорожные пассажирские платформы, исходя из вышеуказанных нормативных актов, входят в перечень объектов, для создания которых требуется проектирование и ввод в эксплуатацию в установленном порядке.
При данных обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика оснований для отнесения пассажирской железнодорожной платформы к объектам вспомогательного назначения, для строительства которого не требуется разрешения на строительство.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что им были представлены все необходимые документы для государственной регистрации в отношении объекта вспомогательного назначения; сам по себе факт нахождения объекта в зоне повышенной опасности не означает невыполнение им вспомогательной функции; вспомогательное назначение пассажирской платформы и невозможность ее использования без основного сооружения прямо следует из законодательства Российской Федерации.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования. Вместе с тем, исходя из анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, основными критериями определения таких объектов, как объектов вспомогательного использования, могут являться: принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности; отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство; наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объекты являются вспомогательными.
Суд первой инстанции, со ссылкой на статью 10, 21 Закона о железнодорожном транспорте пришел к обоснованному выводу о том, что пассажирские платформы являются зонами повышенной опасности, что также следует из нормативных документов ОАО "РЖД" (распоряжения от 24.12.2010 N 2705р о вводе в действие "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", а также технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" от 15.07.2011 N 710) и для их строительства необходимо разрешение на строительство.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что вспомогательное назначение пассажирской платформы и невозможность ее использования без основного сооружения прямо следует из законодательства Российской Федерации является несостоятельным.
Действительно, из наименования объекта "железнодорожная пассажирская платформа" следует связь с транспортной деятельностью ОАО "РЖД", однако это обстоятельство не равнозначно вспомогательному характеру по отношению к железнодорожным путям, так как упрощенный порядок возведения вспомогательных объектов (без разрешения на строительство) не обусловлен производственной необходимостью (в данном случае обеспечением безопасных условий посадки и высадки пассажиров на станции при оказании услуг перевозки).
Таким образом, критерии отнесения пассажирской платформы к объектам вспомогательного использования в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для отнесения пассажирской железнодорожной платформы к объектам вспомогательного назначения, для строительства которых не требуется разрешения на строительство.
Доводы заявителя жалобы о том, что на него была возложена обязанность по представлению дополнительных документов, является несостоятельным.
Напротив, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, государственный регистратор предпринял необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и устранению сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, путём направления запросов в компетентные органы.
Поскольку создание объекта - вспомогательной пассажирской платформы требует разрешения на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, представленные доказательства не свидетельствуют об отнесении объекта к вспомогательному, у ответчика правомерно отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости в отсутствии необходимых документов.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" октября 2016 года по делу N А33-12030/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12030/2016
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО РЖД
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: ФГБУ ФКП Росреестра по КК