Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А29-4767/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Лавреновой М.Г., действующей на основании доверенности от 07.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.10.2016 по делу N А29-4767/2016, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН:1101481670, ОГРН: 1021100524345)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
третье лицо: Государственное учреждение Республики Коми "Сосногорское лесничество",
о взыскании ущерба в размере 7 714 руб. 00 коп.,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" (далее - ответчик, ООО "Газпром Трансгаз Ухта", общество) о взыскании 7 714 руб. ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела судом исследованы не полностью, а также судом не правильно применены нормы материального права. Обращает внимание, что материалами дела подтверждается производство работ ответчиком на спорном земельном участке для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов. Данная обязанность возложена на ООО "Газпром Трансгаз Ухта" в соответствии с требованиями пунктов 6.8.2, 6.8.3 Правил эксплуатации магистральных газопроводов СТО Газпром 2-3.5-454-2010. ООО "Газпром Трансгаз Ухта" было проведено внутритрубное техническое диагностирование и выявлены критические дефекты в виде трещин и коррозии, а в случае выявления указанных дефектов трубопроводов работы по устранению выполняются незамедлительно. Общество, осуществляя эксплуатацию трубопровода, реализует одно из правомочий пользователя участка лесного фонда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ. В свою очередь, эксплуатация включает проведение ремонта. Считает, что к спорным правоотношениям должен применяться подпункт 2 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". ООО "Газпром Трансгаз Ухта" обращалось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми за выдачей разрешения на ремонтные работы. Отказывая в выдаче указанного разрешения, Министерство препятствовало правомерным действиям ответчика в осуществлении законных прав. ООО "Газпром Трансгаз Ухта" считает, что в материалах истца отсутствуют фактические сведения о месте совершения вменяемого нарушения, не указан способ произведенных замеров для установления и обозначения на местности границ земельных участков, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства должны производиться, а также отсутствует привязка участков лесного фонда к твердым ориентирам на местности. Отмечает, что извещение N 95 от 02.02.2016, направленное в адрес ООО "Газпром Трансгаз Ухта", не содержит сведения о том, что будет составляться акт о нарушении лесного законодательства на участок, расположенный в квартале 249 выдел 18 Нижнеодесского участкового лесничества. В связи с чем полагает, что данный акт не может являться надлежащим доказательством по делу.
Более подробно доводы заявителя указаны в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело без участия его представителя.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.01.2016 при осуществлении планового патрулирования лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса - руководителем Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" Смоленцевым В.А.) и лесником Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество" Кузнецовым А.В., в ходе которого в квартале N 248 выдел N 32 и в квартале N 268 выдел N 26 Нижнеодесского участкового лесничества зафиксирован факт самовольного занятия лесного участка ООО "ГПТГУ" для реконструкции трубопровода при проведении ремонтных работ на газопроводе без специального разрешения. Составлен акт патрулирования от 26.01.2016, с приложением абрис и фотоматериалов (т. 1, л.д. 53-63).
Согласно указанному акту в квартале N 248 выдел N 32 и в квартале N 268, выдел N 26 Нижнеодесского участкового лесничества обнаружено проведение работ по замене дефектных труб. Вырыта из грунта, но не извлечена газовая труба на участке размером 5x81 м и 6x28 м. Выемка грунта производилась предположительно экскаватором. На удалении 100-500 м от участков с вырытой трубой находилась следующая заглушенная техника: автомобиль "Камаз", государственный номер В546МО, автомобиль УАЗ "HUNTER", государственный номер В206ОА, экскаватор с государственным номером 2091, который находился в непосредственной близости от места проведения работ. Также на газопроводе находился трубоукладчик, рядом находился запас из новых труб в количестве 10 штук, а также экскаватор "HITFCII", государственный номер 3712, на котором проводились работы по обустройству дороги, мощением ее из сортиментов.
02.02.2016 ГУ РК "Сосногорское лесничество" направило извещение N 95 в адрес ООО "Газпром Трансгаз Ухта" о явке для участия в определении факта и объема лесонарушения.
16.02.2016 состоялся совместный выезд с представителем общества и составлен акт о лесонарушении от 16.02.2016 N 2, согласно которому в квартале N 248 выдела N 32, в квартале N 249 выдела N 18 и в квартале N 268 выдела N 26 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество", в эксплуатационных лесах на площади - 1,99 га ведутся ремонтные работы в охранной зоне газопровода, связанные с заменой дефектных труб, работает техника (экскаваторы HITACHI государственный регистрационный номер 3712 КХ, CAT 3200 государственный регистрационный номер N 7366 KB), стоят 4 трубоукладчика. Кроме того, на указанном участке расположены демонтированные и новые трубы, насыпан грунт, с приложением фотоматериалов, расчета размера ущерба и схемой участка (т. 1, л.д. 30-45).
В соответствии с пунктом 9 акта о лесонарушении от 16.02.2016 N 2 ущерб составил 7 714 рублей. Расчет ущерба произведен на основании постановлении Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление Правительства РФ N 273).
25.02.2016 ГУ РК "Сосногорское лесничество" направило ООО "Газпром Трансгаз Ухта" извещение N 196 с требованием об уплате в добровольном порядке суммы ущерба в размере 7 714 рублей в месячный срок с момента получения данного извещения.
Ущерб ООО "Газпром Трансгаз Ухта" в добровольном порядке не возмещен.
Неисполнение обязательств общества по возмещению ущерба, причиненного лесному фонду, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании 7 714 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом частью 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу положений пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
При этом согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
В силу положений статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Согласно положениям статей 71 - 74 Лесного кодекса Российской Федерации юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса.
Статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
На основании вышеуказанного, реконструкция (ремонт) трубопровода, как линейного объекта, расположенного в зоне лесонасаждений, как самостоятельный вид использования лесов, может осуществляться только при условии обязательного оформления договора аренды и проекта освоения лесов с последующим оформлением лесной декларации.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации разработаны Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Для целей правил под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Правил N 223.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Таким образом, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов допускается только вырубка деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Спорные лесные участки использовались ООО "Газпром Трансгаз Ухта" не для расчистки охранной зоны трубопровода, а для осуществления ремонтных работ, а также снятия почвенного покрова при производстве ремонтных работ, следовательно, общество обязано было оформить все разрешительные документы в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Размер вреда, причиненного лесам, исчисляется на основании постановления Постановление Правительства РФ N 273, в котором предусмотрены методика и таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Факт производства ответчиком работ на спорном участке лесного фонда им не оспаривается.
Факт причинения лесному фонду материального вреда в виде реального ущерба в результате осуществления ООО "Газпром Трансгаз Ухта" ремонтных работ с нарушением соблюдения установленных законом требований подтвержден материалами дела.
Произведенный истцом расчет ущерба составлен в соответствии с Постановлением от 08.05.2007 N 273.
Оснований считать, что данный размер определен неверно, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Размер предъявленной к взысканию суммы ущерба ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Как отмечено выше, в качестве подтверждения факта нарушения ответчиком лесного законодательства Министерством представлен акт от 16.02.2016 N 2.
По мнению ответчика, данный акт не может являться доказательством, поскольку общество не было извещено надлежащим образом; в извещении N 95 от 02.02.2016 сведения о том, что будет составляться акт о нарушении лесного законодательства на участок, расположенный в квартале 249 выдел 18 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК "Сосногорское лесничество", в данном извещении не указаны.
Данный довод ответчика отклоняется, так как нарушения в квартале 249 были выявлены при совместном выезде с представителем ООО "Газпром Трансгаз Ухта" 16.02.2016. Данный акт подписан представителем ООО "Газпром Трансгаз Ухта".
Довод общества об отсутствии в материалах истца фактических сведений о месте совершения вменяемого нарушения и указаний способа произведенных замеров отклоняется, поскольку расчет площади производился на основании GPS навигатора по точкам, указанным в схеме лесонарушения (т. 1, л.д. 33-34).
Иные доводы заявителя также не опровергают выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.10.2016 по делу N А29-4767/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4767/2016
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО Сосногорское ЛПМУПГ филиал "Газпром трансгаз Ухта", ООО филиал "Газпром трансгаз Ухта" Сосногорское ЛПУМГ, Сосногорское ЛПМУПГ
Третье лицо: ГУ Республики Коми Сосногорское лесничество