г. Пермь |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А50-19894/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Муравьёвой Е.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" (ООО "АПК "Красава"): Касаева Н.М. (паспорт), Вижовитова А.Н. (удостоверение, доверенность от 09.01.2017),
от заинтересованного лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Егошина С.Н. (паспорт, доверенность от 09.01.2017), Максимова Г.Г. (паспорт, доверенность от 09.01.2017)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 октября 2016 года, принятое судьёй Ю.В. Батраковой,
по делу N А50-19894/2016
по заявлению ООО "АПК "Красава" (ОГРН 1085905005295, ИНН 5905262890)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании незаконными бездействий
установил:
ООО "Агропромышленный комплекс "Красава" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд Пермского края к Федеральному агентству по
управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ответчик) с требованиями: 1) признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и Федерального Агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "АПК" Красава" от 12.04.2016 N 96 (вх.N 01-16-5702 от 13.04.2016) о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с образованием земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10:ЗУ1 площадью 34902 кв.м; 2) обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае принять решение по заявлению ООО "АПК" Красава" от 12.04.2016 N96 (вх.N 01- 16-5702 от 13.04.2016) о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с образованием земельного участка 59:01:4613916:10:ЗУ1 площадью 34902 кв.м.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "АПК "Красава" от 12.04.2016 г. N 96 (вх. N 01-16-5702 от 13.04.2016) о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с образованием земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10:ЗУ1 площадью 34 902 кв.м. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае возложена обязанность принять решение по заявлению ООО "АПК "Красава" от 12.04.2016 N96 (вх. N 01-16-5702 от 13.04.2016) о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с образованием земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10:ЗУ1 площадью 34 902 кв.м. в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано.
Не согласившись, заинтересованное лицо обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что заявителем был пропущен срок для обжалования бездействия, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ. Считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Полагает, что требования заявителя направлены на обход закона и являются злоупотреблением права.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2006 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Пермской области о предоставлении земельного участка в аренду от 31.07.2006 N 618-р между ТУ Росимущество по Пермской области (арендодатель) и ФГУП племзавод "Верхнемуллинский" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 132, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 59:01:4613916:0010, находящийся по адресу: г. Пермь, жилой район Верхние Муллы, для сельскохозяйственного использования (пашня) в границах, указанных на плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 1 005 982 кв.м. на срок с 31.07.2006 г. по 30.06.2011 г. (п.п. 1.1., 2.1. договора), (л.д. 21-28), (далее - Договор аренды).
Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке 26.09.2006, что подтверждается записью регистрации N 59-59-23/033/2006-028.
12.02.2007 на основании соглашения об уступке (перенайме) прав и обязанностей по договору аренды от 12.02.2007 права и обязанности арендатора по договору аренды N 132 от 01.08.2008 перешли к ООО "Компания Корт".
02.04.2008 между арендодателем и арендатором земельного участка было подписано Соглашение N 1147 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 01.08.2006 г. N 132, в котором стороны указали на смену арендатора договора и продлили срок аренды земельного участка на 49 лет (л.д. 32-33).
Соглашение также было зарегистрировано в установленном законом порядке 04.05.2008 N 59-59-23/040/2008-151 (л.д. 33).
14.07.2008 на основании соглашения об уступке (перенайме) прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между ООО "Компания "Корт" и ООО "Капитал Девелопмент" права и обязанности по договору аренды земельного участка от 01.08.2006 N 132, перешли к ООО "Капитал Девелопмент".
26.05.2009 заключено соглашение N 1457 о внесении изменений в договор аренды N 132 от 01.08.2006, касающихся смены арендатора (дата регистрации 11.06.2009, запись регистрации N 59-59-23/034/2009-120). Соглашением от 19.06.2013 к договору аренды земельного участка от 01.08.2006 N 132 стороны изменили площадь земельного участка на 987 870
кв.м. (л.д. 37). Соглашение зарегистрировано 23.12.2013, запись регистрации 59-59-23/127/2013-978.
Решением единственного участника ООО "Капитал-Девелопмент" N 2 от 23.03.2016 принято решение об изменении фирменного наименования ООО "Капитал-Девелопмент" на ООО "Агропромышленный комплекс "Красава". Изменение наименования арендатора зарегистрированы в ЕГРЮЛ 31.03.2016 за государственным регистрационным номером 2165958376120.
26.01.2015 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером
59:01:4613916:10 общей площадью 987 870 кв.м. для сельскохозяйственного
использования на основании ст. 39.3 Земельного кодекса РФ (л.д. 39-40).
В ответ на вышеуказанное заявление ответчик сообщил заявителю о том, что согласно экспертизе картографического материала часть испрашиваемого на праве собственности земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта. Учитывая, что на основании ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка на праве собственности (л.д. 41-42).
Невозможность использования земельного участка с условным номером 59:01:4613916:10:ЗУ1 в соответствии с разрешенным использованием в связи с ограничениями, установленными Водным кодексом РФ, явилось для заявителя объективным основанием для раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 и образования земельного участка 59:01:4613916:10 :ЗУ1, предназначенного для общего пользования.
В рамках проведения кадастровых работ заявителем были проведены геодезические работы по определению фактического местоположения водного объекта - река Пыж на местности (результаты отображены на схеме), от ближайшей границы водного объекта отложено 20 м (береговая полоса), в результате чего образован земельный участок 59:01:4613916:10 :ЗУ1 площадью 34 902 кв.м., при этом земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613916:10 остался в измененных границах с площадью 952 968 кв.м.
12.04.2016 с целью реализации права на приобретение в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 заявитель обратился в ТУ Росимущества в Пермском крае с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вх. N 01-16-5702 от 13.04.2016) (л.д. 15-17).
В ответ на заявление ООО "АК "Красава" от 12.04.2016 ТУ Росимущества в Пермском крае письмом от 29.06.2016 N 08-16-5518 сообщило заявителю о том, что запрашиваемые Росимуществом документы Территориальным управлением направлены на рассмотрение в адрес Центрального аппарата Росимущества письмом от 17.06.2016 N 08-14-5137 (л.д. 20).
Полагая, что действиями ответчиков допущено бездействие, выраженное в непринятии решения по заявлению ООО "АК "Красава" от 12.04.2016, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "АПК "Красава" от 12.04.2016 N 96 (вх. N 01-16-5702 от 13.04.2016) о согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с образованием земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10:ЗУ1 площадью 34 902 кв.м.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно представленной в материалы дела Выписке из ЕГРП от 28.10.2015 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613916:10 общей площадью 987 870 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние Муллы (участок N 3) является Российская Федерация (л.д. 48).
В силу п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Согласно п. 5.53. Положения о Федеральном агентстве по управлению
государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а
также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько
земельных участков (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков осуществляется на основании решений уполномоченных органов, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом /осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган
Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о разделе спорного земельного участка (кадастровый номер 59:01:4613916:10), является ТУ Росимущества в Пермском крае, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является ТУ Росимущества в Пермском крае.
Вместе с тем судом установлено, что заинтересованное лицо уклонилось от ответа на заявление ООО "АК "Красава" от 12.04.2016.
Доказательств рассмотрения заявления и принятии решения в соответствии с законом, заинтересованным лицом не представлено (ст. 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявление общества заинтересованным лицом фактически не рассмотрено, в связи с чем, счел доказанным факт нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия.
Органом, уполномоченным на принятие решения о разделе спорного земельного участка (кадастровый номер 59:01:4613916:10), является ТУ Росимущества в Пермском крае.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "АК "Красава" от 12.04.2016, обязав управление Росимущества рассмотреть заявление общества от 12.04.2016 и принять по нему решение в соответствии с законом.
Ссылка заинтересованного лица на пропуск заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что бездействие носит длящийся характер, то есть установленные законодательством действия не совершены в установленные сроки и на дату рассмотрения настоящего дела, ограничение срока на обращение заявителя в суд повлечет невозможность восстановления прав и интересов заявителя.
Доводы, изложенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, по существу сводятся к обоснованию невозможности совершения действий по принятию в будущем положительного решения по заявлению общества. Таким образом, данные доводы не влияют на правомерность оценки судами обстоятельств настоящего дела, поскольку с учетом допущенного заинтересованным лицом бездействия, выраженного в непринятии решения по заявлению ООО "АПК "Красава" от 12.04.2016 N 96 (вх. N 01-16-5702 от 13.04.2016), требования заявителя удовлетворены и на заинтересованное лицо возложена обязанность в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенных прав устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения по заявлению ООО "АПК "Красава" от 12.04.2016 N96 (вх. N 01-16-5702 от 13.04.2016) в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда. При этом указанный судом первой инстанции способ, вопреки мнению заинтересованного лица, не предполагает безусловную обязанность заинтересованного лица принять положительное решение по заявлению, что соответствует требованиям арбитражного процессуального законодательства.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям ст.71 АПК РФ.
Оснований для изменения или отмены решения, установленных ст.270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии пп.1.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2016 года по делу N А50-19894/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19894/2016
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС "КРАСАВА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом