Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А32-27377/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.10.2016 по делу N А32-27377/2016,
принятое судьей Купреевым Д.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югводоканал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) N 42 от 29.07.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично, без вызова сторон, в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно доказанностью состава административного правонарушения, соблюдением порядка привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Югводоканал" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ. Общество не осуществляло самовольного занятия земельного участка, поскольку концессионное соглашение от 24.03.2010 подтверждает права общества на объекты, расположенные на земельном участке. Общество неоднократно предпринимало меры по оформлению договоров аренды земельных участков, расположенных под объектами концессии. Со стороны общества были приняты все возможные меры по оформлению договоров аренды. Следовательно, отсутствует вина общества в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения директора ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 21.06.2016 N 842 проведено обследование земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:15:0504001:1196 площадью 5662 м2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, Троицкое сельское поселение, в границах бывшего колхоза "Память Ильича".
В результате проведенного осмотра (акт обследования земельного участка от 23.06.2016) установлено, что по указанному адресу расположено блочное одноэтажное здание - павильон артскважин с благоустройством территории литер А2 - 18,5 м2, блочное одноэтажное здание - павильон артскважин с благоустройством территории литер Б2 - 16,9 м2, технологический и сбросной трубопроводы - 260,25 п.м., артезианская скважина N 26613/2 глубиной 120 м, артезианская скважина N 65700/2 глубиной 120 м, артезианская скважина N 58485/2а глубиной 351 м, принадлежащие на праве владения и пользования ООО "Югводоканал".
Правоустанавливающие документы на указанный выше земельный участок у ООО "Югводоканал" отсутствуют.
По окончании осмотра материалы переданы на рассмотрение в Межмуниципальный отдел по Абинскому и Крымскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
По итогам проверки, уполномоченным должностным лицом управления 26.07.2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал" составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Крымском районе от 29.07.2016 N 42 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о самовольном занятии обществом земельного участка с кадастровым номером 23:15:0504001:1196 площадью 5662 м2, без правоустанавливающих документов на него. Доказательства, представленные обществом в обоснование принятия исчерпывающих мер по надлежащему оформлению прав на земельный участок, суд оценил критически.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в действующей с 20.03.2015 редакции) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа, в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Привлекая общество к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, суд первой инстанции применил редакцию указанной статьи, действующей до 20.03.2015, тогда как с 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ более не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
То есть административная ответственность по ст. 7.1. КоАП РФ наступает за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка при отсутствии воли собственника этого земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного суда РФ от 3 октября 2016 г. N 308-АД16-5136 и постановлении Верховного суда РФ от 29 августа 2016 г. N 308-АД15-19368.
Таким образом, административному органу надлежало доказать, что самовольное занятие обществом земельного участка с кадастровым номером 23:15:0504001:1196 площадью 5662 м2 сопряжено с отсутствием волеизъявления собственника указанного земельного участка на его использование.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0504001:1196 площадью 5662 м2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, Троицкое сельское поселение, в границах бывшего колхоза "Память Ильича", находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 N 345, Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
24.03.2010 между субъектом Российской федерации - Краснодарским краем в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (концедент) и ООО "Югводоканал (концессионер) было заключено концессионное соглашение, согласно которому концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления концессионером обязанности по реконструкции принадлежащего на праве собственности концеденту объекта концессионного соглашения, модернизации и иному улучшению его характеристик для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения потребителям.
Согласно разделу 4 соглашения объектом соглашения являются объекты недвижимого имущества: сооружения систем водоснабжения, предназначенные для забора, подъема, водоподготовки, транспортировки и обеспечения подачи потребителям на территории обслуживания питьевой и технической воды. Все объекты недвижимости, входящие в объект соглашения являются государственной собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Согласно приложению N 24 к концессионному соглашению к объекту соглашения относится, в том числе павильон арт. скважин лит. А2, Б2 (далее - объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1196.
Разделом 6 концессионного соглашения установлен порядок предоставления концессионеру земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края. Из пункта 6.2.1. соглашения следует, что они предоставляются концедентом концессионеру в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ и договором аренды земельного участка. В силу пункта 6.5.1. соглашения передаваемые концессионеру земельные участки принадлежат концеденту на праве собственности.
В соответствии с пунктом 6.3.3. концессионного соглашения подача необходимых документов в соответствии с действующим законодательством для осуществления государственной регистрации договора аренды земельных участков осуществляется концедентом за его счет в соответствии с условиями соглашения.
На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10, 11 ЗК РФ.
В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Югводоканал" по воле краевого собственника пользуется имуществом, указанным в концессионном соглашении, которым также определен порядок оформления в аренду земельных участков, на которых располагается данное имущество.
Таким образом, общество не совершало действий, свидетельствующих о самовольном занятии земельных участков, находящихся в краевой собственности, не уклонялось от оформления прав на земельные участки, им предпринимались реальные меры по оформлению договоров аренды.
В данном случае получение соответствующего права аренды на земельный участок не зависит лишь от воли самого общества, поскольку процедура оформления такого права зависит, в том числе, от действий распорядителя краевой собственности - Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Субъект Российской Федерации - Краснодарский край, дав согласие на владение и пользование ООО "Югводоканал" объектами концессионного соглашения, параллельно выразил свою волю на предоставление в аренду земельных участков, находящихся под объектами концессии, что следует из пунктов самого соглашения от 24.03.2010.
Таким образом, то обстоятельство, что право на использование спорного земельного участка общество не зарегистрировало в установленном порядке, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю N 42 от 29.07.2016 о привлечении ООО "Югводоканал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ является незаконным, поскольку установлен факт использования заявителем земельного участка для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения потребителям при наличии воли собственника спорного участка.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Следовательно, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "Югводоканал" к административной ответственности и вынесения оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ООО "Югводоканал". Решение суда первой инстанции надлежит отменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2016 по делу N А32-27377/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю N 42 от 29.07.2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал" (ИНН 2320139238, ОГРН 1062320038384) к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27377/2016
Истец: ООО "Югводоканал"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Упрвление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Краснодарскому краю