г. Ростов-на-Дону |
|
17 января 2017 г. |
дело N А32-32694/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.10.2016 по делу N А32-32694/2016,
принятое судьей Колодкиной В.Г.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе Краснодарского края
к заинтересованному лицу - Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе Краснодарского края (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район (далее - УМИЗО) о взыскании пени в сумме 212980,53 руб., в том числе: 147 491,81 руб. - на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 96,41 руб. - на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии; 65 392,31 руб. - на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район обжаловало обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются участниками страховых правоотношений, в особенности структурные подразделения. Следовательно, решение о привлечении к ответственности структурного подразделения может быть признано недействительным, так как вынесено с нарушением требований Закона N 212-ФЗ. Несмотря на то, что заинтересованное лицо имеет статус юридического лица, оно не является самостоятельной организацией, доходов от своей деятельности не имеет, заработную плату своим работникам не выдает.
В отзыве на апелляционную жалобу пенсионный фонд просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район зарегистрировано в органе Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию 01.04.1992 за N 033010000062.
Поскольку управлением по муниципальному имуществу несвоевременно и не в полном объеме исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за период с 17.02.2015 г. по 15.06.2016, Управлением Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края плательщику было направлено требование N 033S01160310412 от 15.06.2016 об уплате недоимки, пеней по страховым взносам в размере 212 980,53 руб.
Требование добровольно исполнено не было, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требования ввиду следующего.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования в силу части 1 статьи 3 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщика страховых взносов - организации признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно статье 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода (календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (части 3 и 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как следует из части 6 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы Пенсионного фонда России имеют право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно частей 1-3, пункта 1 части 4, части 12 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в судебном порядке производится взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет. Данные правила применяются также к пеням.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 2 Закона N 212-ФЗ).
В случае неисполнения в установленный срок требования к плательщику страховых взносов применяются меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, предусмотренные статьями 19, 20, 21 Закона N 212-ФЗ.
Управление по муниципальному имуществу ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не заявляло возражений относительно наличия самого факта задолженности. В апелляционной жалобе плательщик обосновывает невозможность оплаты задолженности ввиду того, что он является не самостоятельной организацией, получающей доход, а структурным подразделением Администрации муниципального образования Славянский район.
Судебная коллегия данные доводы апеллянта отклоняет.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
В силу статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 указанной статьи.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации муниципального образования Славянский район является самостоятельным юридическим лицом (ИНН 2349002300, ОГРН 1022304653260), зарегистрировано в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда России, производит выплату заработной платы.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой регистрационный номер в органах пенсионного фонда у учреждения 033010000062, дата регистрации 01.04.1992.
Кроме того, обязанность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не поставлена в зависимость от платежеспособности страхователя, в том числе, в случае зависимости финансового обеспечения от фактических поступлений средств из соответствующего бюджета.
В материалы дела не представлено доказательств того, что Администрации муниципального образования Славянский район было отказано в выделении денежных средств.
Так, главой 24.1. Бюджетного кодекса РФ определен порядок выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа.
Несвоевременная уплата страховых взносов, ввиду отсутствия бюджетных ассигнований, в силу норм гражданского законодательства РФ не освобождает ни от обязанности уплачивать страховые взносы в установленный законом срок, ни от уплаты пеней в связи с нарушением этих сроков.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требования пенсионного фонда в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 по делу N А32-32694/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32694/2016
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЛАВЯНСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район, Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям МО Славянский район