Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным права собственности, о признании недействительным требования в отношении земельного участка, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А54-6238/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Ижеславль" (г. Рязань, п. Соколовка, ОГРН 1026200698952, ИНН 6215001661) - Гудкова Д.С. (доверенность от 23.08.2016), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409, ИНН 6230012932) - Маненковой М.В. (доверенность от 01.08.2016), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857), - Куколева В.А. (доверенность от 13.04.2016), в отсутствие представителей третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2016 по делу N А54-6238/2015 (судья Стрельникова И.А.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ижеславль" (далее по тексту - ОАО "Ижеславль", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ответчик) от 15.07.2015 N 17191 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по уплате налога в сумме 83 535 рублей, требования инспекции N 2917 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.10.2015 в части взыскания недоимки по уплате налога в сумме 83 535 рублей и о возложении на Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Ижеславль", вызванные принятием решения от 15.07.2015 N 17191 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении, обязанности возвратить ОАО "Ижеславль" из местного бюджета сумму ошибочно уплаченного земельного налога за 2014 год в сумме 83 535 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В процессе рассмотрения заявления обществом заявлен отказ от требования о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области N 2917 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.10.2015 в части взыскания недоимки по уплате налога в сумме 83 535 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2016 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 15.07.2015 N 17191 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по уплате налога в сумме 83 535 рублей.
На инспекцию возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов ОАО "Ижеславль", вызванного принятием решения от 15.07.2015 N 17191 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также обязанность возвратить ОАО "Ижеславль" из местного бюджета сумму 83 535 рублей ошибочно уплаченного земельного налога за 2014 год.
В части требования открытого акционерного общества "Ижеславль" о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области N 2917 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.10.2015 в части взыскания недоимки по земельному налогу в размере 83 535 рублей производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области просит данное решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 7 308 000 рублей, установленная решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012, не может быть применена обществом при определении налоговой базы за 2014 год в связи с вступившими в силу с 01.01.2014 очередными результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными постановлением Минимущества от 14.10.2013 N 10-П.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Брянской области, поддерживая доводы жалобы, просит апелляционную жалобу удовлетворить.
ОАО "Ижеславль" и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 23.01.2015 обществом подана первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 193 155 рублей, которая перечислена налогоплательщиком в бюджет на основании платежного поручения от 22.12.2014 N 398.
Обществом 19.02.2015 подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога к уплате в бюджет составила 109 620 рублей (уменьшена на 83 535 рублей).
При этом расчет земельного налога осуществлен обществом на основании кадастровой стоимости земельного участка 62:29:0110025:184, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012 в сумме 7 308 000 рублей.
На основании указанной декларации инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте от 29.05.2015 N 20576.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 15.07.2015 N 17191 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 16 707 рублей.
Указанным решением налоговый орган доначислил обществу земельный налог за 2014 год в сумме 83 535 рублей, начислены пени в размере 3 675 рублей 54 копеек.
В обоснование данного решения инспекция сослалась на неправомерное применение ОАО "Ижеславль" кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012.
Налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с жалобой на указанное решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области.
Решением управления от 17.09.2015 N 2.15-12/11137 данное решение инспекции отменено в части привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 16 707 рублей, начисления пеней по земельному налогу в сумме 3 675 рублей 54 копеек.
Частично не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 15.07.2015 N 17191, ОАО "Ижеславль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период)).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Согласно пункту 10 указанных Правил по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 настоящего Закона.
Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, по общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценке земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", единый федеральный государственный информационный ресурс.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Ижеславль" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110025:184, общей площадью 21 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, адрес (местоположение) объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский район), что подтверждается государственным актом РЯО N 15001107.
Постановлением Минимущества от 14.10.2013 N 10-П кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 51 408 210 рублей.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.11.2014 по делу N А54-474/2014 результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184, принадлежащего обществу, признан недостоверным. Суд установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равной ее рыночной стоимости в размере 12 877 000 рублей.
Решение суда вступило в законную силу 20.02.2015.
В целях исчисления земельного налога за 2014 год инспекцией применены показатели кадастровой стоимости в сумме 12 877 000 рублей.
Признавая ошибочной позицию налогового органа, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) (в редакции, действующей до 22.07.2014) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ)).
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действующей до 22.07.2014).
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Указанная норма вступила в силу с 22.07.2014.
Как верно отмечено судом первой инстанции, на день вступления в силу указанного Закона судом не было рассмотрено заявление общества (в рамках дела N А54-474/2014) об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела N А54-9230/2012 Арбитражным судом Рязанской области установлено, что постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 62:29:0110025:184 определен в размере 2 827 рублей 39 копеек за один квадратный метр, при этом кадастровая стоимость составила 59 375 190 рублей в соответствии с результатами определения кадастровой стоимости на основании отчета ООО "АварКом" N 2118-1/2008.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012 результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184, принадлежащего обществу, признан недостоверным. Суд установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равной ее рыночной стоимости в размере 7 308 000 рублей. Решение суда подлежало приведению к немедленному исполнению.
Согласно сообщению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области от 26.06.2014 N 01-16/1991, по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 составляла 59 375 190 рублей.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012 исполнено в полном объеме, соответственно, как верно указано судом первой инстанции, в период с 10.12.2013 по 31.12.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 составляет 7 308 000 рублей.
Кроме того, согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 62:29:0110025:184 по состоянию на 15.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка также составляла 7 308 000 рублей.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, в сообщениях филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области, датированных позднее, усматриваются противоречия относительно даты внесения изменений кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.
Таким образом, судом установлено и из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленные постановлением Минимущества от 14.10.2013 N 10-П, по состоянию на 15.01.2014 не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщика (Определение от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанная правовая позиция позднее нашла закрепление в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым-шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15.12.2014, для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2016.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Аналогичная позиция высказана в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, N 2081/11.
Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано правомерным применение ОАО "Ижеславль" при исчислении земельного налога за 2014 год в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012 и, как следствие, удовлетворено требование общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области от 15.07.2015 N 17191 в части доначисления недоимки по земельному налогу в размере 83 535 рублей.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку оспариваемое решение инспекции обоснованно признано судом первой инстанции недействительным в части доначисления недоимки по земельному налогу в сумме 83 535 рублей, которая была фактически уплачена обществом, то судом также справедливо возложена на инспекцию обязанность по возврату ОАО "Ижеславль" денежных средств в сумме 83 535 рублей.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2016 по делу N А54-6238/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6238/2015
Истец: ОАО "Ижеславль"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N3 по Рязанской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала