Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2017 г. N Ф04-1096/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А75-8622/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14221/2016) Муниципального унитарного предприятия "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.09.2016 по делу N А75-8622/2016 (судья Федоров А.Е.),
принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1028601867326, ИНН 8620012191)
к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604)
о признании незаконным предписания,
лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - заявитель, предприятие, МУП "СЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, служба) о признании незаконным предписания от 26.05.2016 N 10-12-124.
Решением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 19.09.2016 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что поскольку материалами дела подтвержден факт поставки собственникам жилых помещений многоквартирных домов холодной воды несоответствующей по химическому составу нормативам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01, то оспариваемое предписание законно возлагает на заявителя обязанность по перерасчету оплаты за данные услуги.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "СЖКХ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано, что оспариваемое предписание, выданное Службой, имеет неясное и неконкретное содержание, поскольку в нем не указан период, за который надлежит произвести перерасчет за некачественное предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению, а также порядок проведения расчета.
Также апеллянт указал на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, выразившиеся в применении принципа преюдиции (использование в качестве доказательства по делу постановления по делу об административном правонарушении от 15.04.2015 о привлечении предприятия к ответственности по статье 6.5 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом Службы), в выходе за пределы заявленных требований (суд указал, что предприятие осуществляет водоснабжение технической водой, не смотря на отсутствие в материалах дела указания на это).
Письменный отзыв в материалы дела не поступил.
МУП "СЖКХ", Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с приказом от 20.05.2016 N 10-02-124 Службой в отношении МУП "СЖКХ" проведена проверка исполнения предписания от 09.03.2016 N 10-12-54 (т. 1 л.д. 114-115).
В ходе проверочных мероприятий установлено следующее.
В соответствии с вышеуказанным предписанием заявителю необходимо было в соответствии с пунктом 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), выполнить перерасчет за некачественное предоставление коммунальной услуги - по холодному водоснабжению по всему сельскому поселению Большетархово за период с 07.05.2013 до момента устранения нарушений качества коммунальной услуги -холодное водоснабжение. Предписание предприятием в установленный срок до 17.05.2016 не было исполнено.
Указанный факт отражен в акте проверки от 20.05.2016 N 10-02-124 (т. 1 л.д. 90-94).
26.05.2016 должностным лицом Службы в отношении МУП "СЖКХ" составлен протокол об административном правонарушении N 27.10-24-Ж-24 (т. 1 л.д. 96-100).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу об административном правонарушении от 15.06.2016 МУП "СЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что вышеуказанное предписание было не исполнено, Служба выдала повторное предписание от 26.05.2016 N 10-12-124 (т. 1 л.д. 88-89).
Заявитель, не согласившись с выданным предписанием, обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
19.09.2016 Арбитражным судом Ханты-мансийского автономного округа- Югры вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность следующих обстоятельств: наличие полномочий у органа, действия которого оспариваются, несоответствие оспариваемых действий закону и иному нормативному правовому акту, нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность предписания, которым на МУП "СЖКХ", как на управляющую организацию в отношении 13 многоквартирных домов в с. Большетархово, Нижневартовского района, возложена обязанность произвести перерасчет за некачественное предоставление коммунальной услуги - по холодному водоснабжению по всему сельскому поселению Большетархово за период с 07.05.2013 до момента устранения нарушений качества коммунальной услуги -холодное водоснабжение.
Как следует из материалов дела, предприятие на основании лицензии N 117 от 30.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет управление в с. Большетархово, Нижневартовского района по 13 многоквартирным жилым домам.
Системное толкование положений статьи 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в соответствующем доме, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пунктов 2, 6 Приложения N 1 к данным Правилам качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09).
Предоставление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению с нарушением состава и свойств горячей и холодной воды нормативным требованиям пунктов 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-10 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", является предоставлением услуги ненадлежащего качества, следовательно, управляющая компания обязана произвести изменение размера платы по горячему и холодному водоснабжению собственниками помещений в многоквартирном доме за период оказания услуги ненадлежащего качества.
При этом, исходя из положений подпункта а пункта 4 Правил N 354 холодное водоснабжение предусматривает лишь водоснабжение питьевой водой.
В соответствии с пунктом 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Таким образом, деятельность по предоставлению коммунальных услуг является неотъемлемой частью предмета договора управления многоквартирным домом, а действующее законодательство устанавливает обязательные требования к указанной деятельности, в том числе устанавливает обязанность уменьшения (осуществления перерасчета) платы за коммунальные услуги в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Административным органом установлен факт подачи МУП "СЖКХ" воды не соответствующей требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям. За выявленные нарушения санитарных требований, в отношении юридического лица МУП "СЖКХ" вынесено постановление от 15.04.2015 по делу об административном правонарушении по статье. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложен административный штраф в размере 20 000 руб.
При этом, вопреки доводам апеллянта, ссылка суда первой инстанции на означенное постановление от 15.04.2015 не свидетельствует о не исследованности судом законности вынесенного предписания в порядке, предусмотренном статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Факт подачи жителям сельского поселения холодной воды ненадлежащего качества и соответственно наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания установлен судом первой инстанции с учетом исследования всех обстоятельств рассматриваемого спора, в числе которых правомерно принят во внимание и факт привлечения заявителя к административной ответственности за невыполнение ранее выданного Службой предписания.
Кроме того, обозначенный выше факт (несоответствие качества холодного водоснабжения установленным требованиям) подтвержден Службой путем проведения мероприятий по отбору проб холодной воды, с предоставлением протоколов лабораторных испытаний в материалы дела, то есть при наличии достаточного количества доказательств, подтверждающих предоставления Обществом коммунальной услуги ненадлежащего качества.
По информации предоставленной МУП "СЖКХ" в письме N 345 от 02.03.2016 жителям поселка выполнен перерасчет за предоставленную некачественную коммунальную услугу по обеспечению холодной воды за период октябрь-декабрь 2015 года. Согласно приказу МУП "СЖКХ" N 25/1 от 29.01.2016 перерасчет по холодной воде выполнен с применяемым коэффициентом 27,3.
В связи с чем заявителю выдано предписание от 09.03.2016 N 10-12-54.
Вместе с тем, в нарушение пункта 101 Правил N 354 МУП "СЖКХ" перерасчет за некачественное предоставление коммунальной услуги - по холодному водоснабжению по всему сельскому поселению Большетархово за период с 07.05.2013 до момента устранения нарушений качества коммунальной услуги - холодное водоснабжение, не произведен.
Факт подачи воды не соответствующей требованиям санитарного законодательства установлен материалами дела и предприятием не оспаривается.
Не имея возможности поставлять потребителям питьевую воду, предприятие фактически осуществляло водоснабжение технической водой. Доказательств согласия потребителей на получение и оплату поставки технической воды предприятием не представлено.
Случаи, когда допускается отклонение качества питьевой воды от установленных требований и пределы несоответствия качества подаваемой воды предусмотрены частью 7 статьи 8 и частью 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Доказательств наличия таких случаев предприятием в материалы дела также не представлено.
Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции, указывая на осуществление предприятием водоснабжения технической водой, вышел за пределы заявленных требований являются несостоятельными.
Так, согласно ГОСТ 17.1.1.04-80. Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1980 N 1452) питьевая вода - вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения.
Техническая вода - это любая вода, кроме питьевой, минеральной и специальной промышленной, пригодная для использования в народном хозяйстве (согласно ГОСТу 17.1.1.04-80) и полученная из практически любого источника (реки, озера, артезианской скважины, колодцев и т.д.).
Из представленных в материалы дела документов следует и Обществом не оспаривается факт подачи МУП "СЖКХ" воды не соответствующей требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, подтвержденным протоколами лабораторных испытаний.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что водоснабжение осуществлялось не питьевой водой, а технической.
Таким образом, с учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания, согласно которому Обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "холодное водоснабжение" по всему сельскому поселению Большетархово за период с 07.05.2013 до момента устранения нарушений качества коммунальной услуги -холодное водоснабжение, и о том, что такое предписание правомерно выдано МУП "СЖКХ".
Доводы апелляционной жалобы МУП "СЖКХ" о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно периода, за который необходимо осуществить перерасчет, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанная в оспариваемом предписании формулировка о необходимости произвести перерасчет до момента нарушений качества холодного водоснабжения является четкой и ясной, предполагающей, что перерасчет будет выполнен до срока, когда вода стала надлежащего качества.
Кроме того, использование такой формулировки, согласно пояснениям Службы, обусловлено отсутствием информации о том, что в период проверочных мероприятий вода в с. Большетархово соответствует требованиям СанПиН.
В отзыве на заявление Служба также указала, что в случае не устранения нарушений качества коммунальной услуги - холодное водоснабжение, перерасчет должен быть выполнен до даты оспариваемого предписания -26.05.2016.
Таким образом, с учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что содержание оспариваемого предписания позволяет определенно установить как выявленное контролирующим органом в действиях Общества правонарушение, так и предъявленные к МУП "СЖКХ" требования, а также порядок и предельные сроки их исполнения.
Исходя из изложенного выше, а также учитывая, что предписание от 26.05.2016, соответствующее, как установлено выше, нормам действующего законодательства, законно возлагает на МУП "СЖКХ" обязанность произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае отсутствуют предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания такого ненормативного правового акта Службы недействительным.
Следовательно, основания для удовлетворения рассматриваемого требования МУП "СЖКХ" отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных МУП "СЖКХ" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в размере, определенном статьей 333.21 Налогового кодекса РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.09.2016 по делу N А75-8622/2016 - без изменения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1028601867326, ИНН 8620012191) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. 00 коп., уплаченных при подаче апелляционной жалобы пл. пор. N 2694 от 29.09.2016 г. в излишнем размере.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8622/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2017 г. N Ф04-1096/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство", МУП "СЖКХ"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Третье лицо: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ