Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
17 января 2017 г. |
А73-9533/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточной железной дороги: Зарубина Н.С. представитель по доверенности от 12.02.2016;
от управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение от 21.11.2016
по делу N А73-9533/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточной железной дороги
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановлений управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 17.06.2016 N ТБ-ЖТ-17/06/2016/145ХБР, от 29.06.2016 N ТБ-ЖТ-29/06/2016/149ХБР о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями об оспаривании постановлений управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 17.06.2016 N ТБ-ЖТ- 17/06/2016/145ХБР, от 29.06.2016 N ТБ-ЖТ-29/06/2016/149ХБР о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявления приняты судом к производству, делам присвоены номера А73-9114/2016, А73-9533/2016.
Определением от 21.10.2016 в соответствии со статьей 130 АПК РФ вышеуказанные дела объединены в одно производство с присвоением общего номера А73-9533/2016.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.11.2016 по делу N А73-9533/2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.11.2016 по делу N А73-9533/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.11.2016 по делу N А73-9533/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа. Апелляционный суд отклоняет рассмотренные доводы жалобы и поддерживает выводы суда первой инстанции исходя из следующего.
Подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В силу части 2 вышеназванной статьи силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования, Приказ N 43).
В силу пункта 5.13 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, которые устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее соответственно - аттестация, аттестуемые лица), а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.11.2015 N 325 утверждены документы, связанные с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных.
В период с 28.04.2016 по 06.05.2016 на основании распоряжений и.о. начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 12.04.2016 N 370-р, от 12.04.2016 N 371-р проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ОАО "РЖД" обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности по месту нахождения филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движения (г.Хабаровск, ул.Калинина, 66) и Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры (г.Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского, 20).
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43, ОАО "РЖД" допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Результаты проверки зафиксированы соответствующими актами от 06.05.2016 N ТБ-ЖТ-06/05/2016/370-в, от 06.05.2016 N ТБ-ЖТ-06/05/2016/371-в.
10.06.2016 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ по ДФО в присутствии представителя общества по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-ЖТ-10/06/2016/145ХБР (по акту проверки от 06.05.2016 N ТБ-ЖТ-06/05/2016/370-в).
17.06.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вышеуказанным должностным лицом, в присутствии представителя общества вынесено постановление N ТБ-ЖТ-17/06/2016/145ХБР, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
15.06.2016 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ по ДФО в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-ЖТ-15/06/2016/149ХБР (по акту проверки от 06.05.2016 N ТБ-ЖТ-06/05/2016/371-в).
29.06.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вышеуказанным должностным лицом, в присутствии представителя общества, вынесено постановление N ТБ-ЖТ-29/06/2016/149ХБР, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ссылаясь на повторность привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение, общество обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленные требования.
При этом суд первой инстанции верно признал ОАО "РЖД" субъектом транспортной инфраструктуры, нарушившим законодательство по обеспечению транспортной безопасности. Общество не организовало исполнение утвержденных требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ. Материалами дела подтверждается состав административного правонарушения общества, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Судом в ходе судебного разбирательства по материалам дела правильно установлено, что в период с 28.04.2016 по 06.05.2016 управлением проверены структурные подразделения общества по адресам: г. Хабаровск ул. Калинина, 66; г.Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 20; г.Хабаровск ул. Ленинградская,58. По каждому составлен акт от 06.05.2016, в которых отражено общее нарушение: допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является нарушением пункта 5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43.
По установленным проверкой фактам государственным инспектором управлением в отношении юридического лица - ОАО "РЖД", по каждому структурному подразделению составлены протоколы об административном правонарушении от 09.06.2016 N ТБ-ЖТ-09/06/2016/143ХБР, от 10.06.2016 N ТБ-ЖТ-10/06/2016/145ХБР, от 15.06.2016 N ТБ-ЖТ-15/06/2016/149ХБР, по результатам рассмотрения которых указанным должностным лицом вынесены постановления от 16.06.2016 N ТБ-ЖТ-16/06/2016/143ХБР, от 17.06.2016 NТБ-ЖТ-17/06/2016/145ХБР и от 29.06.2016 N ТБ-ЖТ-29/06/2016/149ХБР о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
Апелляционным судом установлено, что ОАО "РЖД" оспаривало постановление управления от 16.06.2016 N ТБ-ЖТ-16/06/2016/143ХБР в арбитражном суде (дело N А73-9163/2016). Суд признал постановление законным, отказав обществу в удовлетворении требования. Решение суда от 24.10.2016 вступило в законную силу.
Вывод суда первой инстанции о повторном привлечении общества к ответственности является правильным, поскольку выявленные нарушения не являются самостоятельными, несмотря на разные распоряжения и.о. начальника управления от 12.04.2016 о проведении внеплановой документарной проверки, три акта проверки от 06.05.2016, протоколов и постановлений по трем структурным подразделениям с разным местонахождением.
Однако фактически проверка в отношении одного юридического лица ОАО "РЖД", которым не были приняты меры, направленные на выполнение пункта 5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43. Вмененные обществу правонарушения образованы одним обстоятельством и являются результатом одного бездействия (действия) юридического лица. Нарушение выявлено в одном периоде проверки. Все правонарушения квалифицированы административным органом по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Выводы суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.07.2016 N 304-АД16-6984 по делу N А67-7782/2015, от 09.08.2016 N 29-АД16-9. ВС РФ обратил внимание, что проведение в отношении лица нескольких проверок не исключает вынесение по их результатам одного постановления о привлечении к административной ответственности в случае выявления одного и того же противоправного действия (бездействия).
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
С учетом вступившего в силу постановления от 16.06.2016 N ТБ-ЖТ-16/06/2016/143ХБР суд обосновано пришел к выводу о неоднократности привлечения общества к административной ответственности за одно и то же нарушение, в связи с чем оспариваемые в рамках настоящего дела постановления УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 17.06.2016 N ТБ-ЖТ-17/06/2016/145ХБР и от 29.06.2016 N ТБ-ЖТ-29/06/2016/149ХБР отменил.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.11.2016 по делу N А73-9533/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9533/2016
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Дальневосточная железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7151/16