г. Челябинск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А07-17871/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционные проекты" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2016 (резолютивная часть от 10.10.2016) по делу N А07-17871/2016 (судья Кузнецов Д.П.).
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Акционерное общество "Компания Уфаойл" (далее - АО "Компания Уфаойл", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционные проекты", обществу с ограниченной ответственностью "Транстерминал" (далее - ООО "Инвестиционные проекты", ООО "Транстерминал", ответчики) о взыскании солидарно 272 000 руб. - убытков в размере штрафных санкций за сверхнормативный простой вагонов-цистерн.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2016 (резолютивная часть от 10.10.2016) исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Инвестиционные проекты" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
ООО "Инвестиционные проекты" полагает, что ООО "Магистраль" условия договора хранения нарушены не были и сверхнормативный простой вагонов-цистерн произошел не по его вине, а по вине собственника вагонов, не представившего своевременно заготовки электронных накладных в АС ЭТРАН, что подтверждается памятками приемосдатчика. Податель жалобы также указывает на то, что фактически предъявленная ко взысканию спорная денежная сумма является убытками, следовательно, суду необходимо было руководствоваться нормами ст.15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и отказать в иске, так как собранными по делу доказательствами не подтверждена прямая причинно-следственная связь между действиями ООО "Магистраль" и нарушением срока оборота вагонов. Кроме того, по мнению апеллянта, иск не подлежал удовлетворению также и потому, что в материалы дела не представлены надлежащие доказательства уплаты истцом собственникам вагонов сумм штрафа за сверхнормативный простой.
ЗАО "Уфаойл" в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами жалобы.
В принятии к рассмотрению дополнений к апелляционной жалобе судом отказано, поскольку апеллянтом не представлены доказательства направления дополнений в адрес истца и другого ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.06.2014 между закрытым акционерным обществом "АРДОС" (далее - ЗАО "АРДОС", поставщик), впоследствии переименованным в АО "Компания Уфаойл" (истец), и обществом с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее - ООО "Магистраль", покупатель), являющимся правопредшественником ООО "Транстерминал" (ответчик), заключен договор поставки нефтепродуктов N Ард-ПК-14-0132/КС, по условиям которого поставщик обязался в течение срока действия договора поставить, а покупатель - принять и оплатить продукцию нефтепереработки (т. 1, л.д. 15-20).
В обеспечении исполнения обязательств по данному договору ООО "Магистраль" (покупатель) был заключен договор поручительства N Ард-ПР-14-0073/КС от 20.06.2014 с ООО "Инвестиционные проекты" (поручитель), по условиям которого поручитель несет солидарную с покупателем ответственность и отвечает перед поставщиком в том же объеме, как покупатель, в том числе за исполнение обязательств, уже существующих к моменту заключения настоящего договора, и обязательств, которые возникнут в будущем, включая: сумму оплаты поставленной по договору поставки продукции; оплату транспортных и дополнительных расходов, связанных с доставкой продукции; уплату штрафов и неустойки; возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков поставщика (т. 1, л.д. 106-109).
Решением внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "АРДОС" (протокол от 22.12.2014) изменено наименование общества на акционерное общество "АРДОС" (т. 1, л.д. 111).
Решением внеочередного общего собрания акционеров АО "АРДОС" (протокол от 27.02.2015 N 2) изменено наименование общества на АО "Компания Уфаойл" (т. 1, л.д. 110).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Магистраль" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния, в результате которого было создано ООО "Транстерминал".
Судом первой инстанции правильно установлено, что во исполнение указанного договора поставщик поставил в адрес покупателя в вагонах-цистернах N N 51499325, 57022584, 73568586, 50249689, 54052532, 57233876, 54795968, 75107128, 54694807, 54078720, 56900632, 50583111, 50645381, 51066850, 51503852, 50674126, 73073728, 50693282 товар (АИ-95, АИ-92, ДТ ЕВРО сорт С вид 2, ДТ ЕВРО сорт С вид III, АИ-92-К4) в количестве согласно товарным накладным N N 248 от 05.02.2015, 254 от 05.02.2015, 1898 от 20.07.2014, 2359 от 30.08.2014, 2443 от 04.09.2014, 826 от 10.04.2015. 1299 от 08.05.2015, 1300 от 08.05.2015, 1217 от 05.05.2015, 1035 от 26.04.2015, 1034 от 26.04.2015, 228 от 03.02.2015 (т. 1, л.д. 21-32).
Поставленный товар приобретен истцом у третьих лиц на основании следующих договоров поставки: N 100014/06958Д от 01.07.2014 (далее - договор N 2), заключенного с ОАО "НК "Роснефть", N 0159/14-Р от 18.02.2014 (далее - договор N 3), заключенного с ООО "Лукойл-резервнефтепродукт", N ГПН-14/27160/01393/Д от 02.07.2014 (далее - договор N 4), заключенного с ОАО "Газпром нефть", в соответствии с которыми поставщики обязались поставить в адрес истца, а истец - принять и оплатить товар в количестве, ассортименте, по цене, условиям и срокам поставки, указанным в приложениях к договору (т. 1, л.д. 33-66).
Поставка продукции по договорам с третьими лицами осуществлялась путем отгрузки в адрес ООО "Магистраль" на основании отгрузочных разрядок истца.
В соответствии с п. 3.4.1 заключенного сторонами договора поставки при поставке железнодорожным транспортом поставка товара может производится в вагонах или в/цистернах, принадлежавших грузоотправителю, поставщику, экспедитору и (или) иному третьему лицу, на праве собственности, аренды (в т.ч. арендованные у ОАО "РЖД") или ином вещном праве, предусмотренном в ГК РФ, или в в/цистернах организации, с которой заключен договор на транспортные услуги (далее по тексту - "в/цистерны грузоперевозчика"). Если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении, выбор парка "в/цистерн грузоперевозчика", в которых будет осуществляться поставка товара, производится на усмотрение грузоотправителя.
В соответствии с п.3.4.4 этого же договора, в случае поставки товара в "в/цистернах грузоперевозчика" покупатель обязан за свой счет обеспечить своевременный возврат порожних очищенных внутри и снаружи согласно ст. 44 Устава ЖДТ РФ "в/цистерн грузоперевозчика" по полным перевозочным документам на станцию приписки, указанную в железнодорожной накладной.
В соответствии с п.3.4.5 данного договора, время нахождения у грузополучателя "в/цистерн грузоперевозчика" под выгрузкой, на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения, выставочных путях и/или на подъездных путях грузополучателя) в связи с ожиданием их подачи или приема, слива (разгрузки), под сливом (под разгрузкой), в ожидании отправки, либо в ином случае, (далее по тексту - срок оборота "в/цистерн грузоперевозчика"), устанавливается в размере 24 (Двадцать четыре) часа. Срок оборота "в/цистерн грузоперевозчика" свыше установленного срока исчисляется в сутках, неполные сутки считаются за полные. Дата прибытия определяется по штемпелю в поле "Прибытие на станцию назначения" железнодорожной накладной, дата убытия определяется по дате приема к перевозке, указанной в поле "Штемпель станции отправления" квитанции в приеме груза.
В соответствии с п.3.4.6 договора поставки нефтепродуктов от 20.06.2014 N Ард-ПК-14-0132/КС в случае, если между поставщиком и его контрагентом установлен иной порядок исчисления срока оборота в/цистерн, то покупатель в бесспорном порядке соглашается с данным порядком исчисления срока оборота в/цистерн.
В соответствии с п.5.9 названного договора покупатель возмещает поставщику убытки в виде выставленных покупателю компаниями-автоперевозчиками и/или организациями, осуществляющими железнодорожные перевозки штрафов, возникших по вине покупателя/грузополучателя за простой автотранспорта сверх нормативного времени погрузки, а также штрафы за иные нарушения, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта РФ, договорами покупателя с компаниями-авто перевозчиками, бесспорно в течении 3 дней с момента на основании предъявленной претензии и счета поставщика.
При сверхнормативном простое поставщик направляет покупателю претензию и расчет суммы штрафа, произведенный на основании данных из автоматизированной базы данных ОАО "РЖД". При несогласии с выставленной претензией покупатель обязан обосновать отсутствие вины своей и (или) грузополучателя, с приложением заверенных надлежащим образом копии железнодорожных накладной (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и копии квитанции в приеме груза к перевозке (порожний вагон), иные документы поставщиком не принимаются. При отсутствии письменного ответа на претензию в течении 10 дней, претензия считается принятой покупателем.
В соответствии с п.5.18 договора, заключенного истцом и ответчиком, в случае, если между поставщиком и его контрагентом (грузоотправителем, собственником или грузоперевозчиком) установлены иные санкции, штрафы за те или иные нарушения условий настоящего договора и нормативно-правовых норм, покупатель оплачивает их в полном объеме на основании претензии поставщика.
В соответствии с п.5, 5.13.1 договора N 2, заключенного истцом с поставщиком ОАО "НК "Роснефть", срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток.
В соответствии с п.5.5.13.2. договора N 2 срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке".
В соответствии с п.5.5.13.3. договора N 2 срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данных Главного вычислительного центра (ГВЦ)-филиала ОАО "РЖД", либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
В соответствии с п. 5.5.13.4. договора N 2, отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем при прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления, либо на иную станцию, указанную поставщиком. Не полные сутки считаются полными.
В соответствии с п. 5.5.13.5 договора N 2 покупатель обязуется обеспечить слив товара и отправку порожних цистерн в указанные в подпункте 5.5.13.1 настоящего рамочного договора сроки.
В соответствии с п. 5.5.13.7. договора N 2 в случае превышения покупателем (грузополучателем) срока использования (нахождения) цистерн, в соответствии с п. 5.5.13.1. договора, поставщик, руководствуясь данными из автоматизированной базы данных ОАО "РЖД", производит расчет неустойки и направляет покупателю претензию, которая должна быть удовлетворена покупателем в полном объеме. К претензии поставщик прикладывает документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего претензию, а также расчет суммы неустойки.
В соответствии с п. 5.5.13.7. договора N 2 в случае превышения покупателем (грузополучателем) срока использования (нахождения) цистерн, в соответствии с п. 5.5.13.1. договора, поставщик, руководствуясь данными из автоматизированной базы данных ОАО "РЖД", производит расчет неустойки и направляет покупателю претензию, которая должна быть удовлетворена покупателем в полном объеме. К претензии поставщик прикладывает документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего претензию, а также расчет суммы неустойки.
В соответствии с п. 8.6. договора N 2 в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- на 5 суток и менее - в размере 2 000 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- свыше 5 суток - в размере 5 000 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
В соответствии с п. 5.7.13.1. договора N 3, заключенного истцом с ООО "Лукойл-резервнефтепродукт", срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х суток.
Согласно п.5.7.13.2. названного договора срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке".
В соответствии с п. 5.7.13.4. договора N 3, отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем при прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления, либо на иную станцию, указанную поставщиком. Не полные сутки считаются полными.
В соответствии с п. 5.7.13.5 договора N 3, дата отправки порожней цистерны определяется по календарному штемпелю станции отправления в транспортной железнодорожной накладной. Покупатель обязуется обеспечить слив товара и отправку порожних цистерн в указанные в подпункте 5.7.13.1 настоящего рамочного договора сроки.
Согласно п. 8.6. договора N 3 в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- на 5 суток и менее - в размере 2 000 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- свыше 5 суток - в размере 5 000 руб. за каждые, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- или возмещает расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
Договором N 4, заключенным истцом с ОАО "Газпром нефть", установлен аналогичный договору N 3 порядок оборота вагонов-цистерн.
Истцом получены претензии поставщиков N N 73-8991/пр от 27.07.2015, 73-8992/пр от 27.07.2015, 73-8993/пр от 27.07.2015, 73-8997/пр от 27.07.2015, 73-10300/лр от 01.10.2015, 73-10301/пр от 01.10.2015, 73-10303/пр от 01.10.2015, ТВ-02-961Р от 08.06.2015, ГПН-Л-01/05/4070 от 20.05.2015 об уплате штрафа за сверхнормативное использование вагонов-цистерн N N 51499325, 57022584, 73568586, 50249689, 54052532, 57233876, 75107128, 54694807, 54078720, 56900632, 50583111, 50645381, 51066850, 51503852, 50674126, 73073728, 50693282 на станции назначения на общую сумму 272 000 руб. (т. 1, л.д. 67-87).
Указав на то, что начисление третьими лицами штрафа обусловлено нарушением срока оборота вагонов, допущенным ответчиком, истец направил в адрес ответчика претензии N Ард-ПС-15-000615 от 15.06.2015, Ард-ПС-15-001074 от 24.08.2015, Ард-ПС-15-001075 от 24.08.2015, Ард-ПС-15-001077 от 24.08.2015, Ард-ПС-15-001076 от 24.08.2015, Ард-ПС-15-001073 от 24.08.2015, Ард-ПС-15-001078 от 24.08.2015, Ард-ПС-15-001664 от-14.10.2015, Ард-ПС-15-001666 от 14.10.2015, Ард-ПС-15-001669 от 14.10.2015, Ард-ПС-15-001667 от 14.10.2015, Ард-ПС-15-001668 от 14.10.2015 (т. 1, л.д. 88-105), которые были оставлены ООО "Магистраль" без удовлетворения.
Отказ ответчиков от возмещения истцу убытков, причиненных выплатой штрафа третьим лицам, послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения сроков нахождения вагонов-цистерн на станции выгрузки.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст.15 названного кодекса (п.2 ст.393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3.4.4, 5.9 заключенного сторонами договора поставки от 20.06.2014 N Ард-ПК-14-0132/КС, предусмотрена обязанность покупателя за свой счет обеспечить своевременный возврат порожних очищенных внутри и снаружи согласно ст. 44 Устава ЖДТ РФ "в/цистерн грузоперевозчика" по полным перевозочным документам на станцию приписки, указанную в железнодорожной накладной. Покупатель возмещает поставщику убытки в виде выставленных покупателю компаниями-автоперевозчиками и/или организациями, осуществляющими железнодорожные перевозки штрафов, возникших по вине покупателя/грузополучателя за простой автотранспорта сверх нормативного времени погрузки, а также штрафы за иные нарушения, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта РФ, договорами покупателя с компаниями-авто перевозчиками, бесспорно в течении 3 дней с момента на основании предъявленной претензии и счета поставщика
Как следует из материалов дела, порожние вагоны-цистерны после выгрузки возвращены грузоотправителю на основании железнодорожных накладных. Возврат произведен с нарушением срока, установленного п. 3.4.5 договора поставки, заключенного между истцом и ответчиком.
Истцом получены претензии поставщиков на станции назначения на общую сумму 272 000 руб. (т. 1, л.д. 67-87).
Поскольку факт нарушения ООО "Магистраль" времени оборота вагонов-цистерн на станции выгрузки, определенных условиями договора поставки, подтвержден материалами дела, и вследствие неправомерных действий ответчика истцу предъявлен штраф в размере 272 000 руб., возникших в связи с нарушением срока нахождения спорных вагонов-цистерн на станциях выгрузки, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании неустойки являются обоснованными.
В соответствии со ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства (п. 1, 2 ст. 363 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поручительства ООО "Инвестиционные проекты" по спорным обязательствам подтвержден соответствующим договором поручительства от 20.06.2014 N Ард-ПР-14-0073/КС (т. 1, л.д. 106-109).
Таким образом, судом правомерно взыскал спорную сумму убытков с ответчиков солидарно.
Довод ООО "Инвестиционные проекты" о том, что ООО "Магистраль" условия договора хранения нарушены не были и сверхнормативный простой вагонов-цистерн произошел по вине собственников вагонов, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 3.4.5 договора N 1 срок нахождения вагонов на станции (погрузки и выгрузки) исчисляется с даты прибытия на станцию назначения, до 24 часов 00 минут фактической даты отправления вагонов со станции назначения. Время использования вагонов исчисляется сторонами в сутках.
Период времени, в течение которого производилась разгрузка вагонов-цистерн на путях необщего пользования, который определяется по памяткам приемосдатчика и ведомостям подачи и уборки вагонов, является лишь частью согласованного сторонами в договоре срока оборота в/цистерн, а срок выгрузки вагонов условиями договора поставки не определялся.
Таким образом, памятки приемосдатчика не могут являться надлежащим доказательством соблюдения ООО "Магистраль" установленных договором сроков оборота вагонов-цистерн и без актов общей формы не свидетельствуют об отсутствии вины ответчика или его контрагентов.
Кроме того, в соответствии со ст. 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
В соответствии со ст. 56 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
Таким образом, с момента подачи перевозчиком вагонов на подъездные пути станции грузополучателя дальнейшее передвижение в рамках станции осуществляется локомотивами ОАО "РЖД" на основании договора с ответчиком на подачу и уборку вагонов. Указанным договором должны быть установлены технологические сроки и ограничения станции, с которыми грузополучатель соглашается в момент заключения. При наличии вины ОАО "РЖД" в задержке вагонов, ответчик имеет право обратиться к ОАО "РЖД" с требованием о возмещении убытков, вызванных ненадлежащим исполнением договорных обязательств в части своевременной подачи/уборки вагонов. Истец в данном случае не несет ответственность за неисполнение обязательств контрагентами ответчика, а ответчик отвечает перед истцом независимо от вины, поскольку речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности, а в соответствии с п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств уплаты истцом штрафа третьим лицам, суд во внимание не принимает, так как п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет взыскивать в качестве убытков (реального ущерба) не только расходы, которые уже произведены лицом, чье право нарушено, но и расходы, которые должны быть произведены этим лицом в будущем.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы, исходя из доводов жалобы, не имеется.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе распределяются в соответствии с требованиями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2016 (резолютивная часть от 10.10.2016) по делу N А07-17871/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционные проекты" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Б. Фотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17871/2016
Истец: АО "Компания Уфаойл"
Ответчик: ООО "ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", ООО "ТРАНСТЕРМИНАЛ"