г. Хабаровск |
|
16 января 2017 г. |
А73-10817/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батьковской Д.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Комресурс", ОГРН 1142728000348: Чирикалов А.В., представитель по доверенности от 30.12.2016;
от Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, ОГРН 1022700733439: не яились;
от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын": не явились;
от Хабаровского края в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 28.10.2016
по делу N А73-10817/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Мельниковой Н.Ю.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Комресурс"
к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 8 689 835,47 руб.
третьи лица: Администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", Хабаровский край в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Комресурс" (далее - истец, ООО "Комресурс", общество) с исковым заявлением к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - ответчик, Администрация Верхнебуреинского муниципального района) о взыскании 8 689 835,47 руб. выпадающих доходов, возникших в результате содержания водоочистных сооружений п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края за период с января по июль 2016 года.
Определениями арбитражного суда от 12.09.2016, от 10.10.2016 к участию в деле на стороне ответчика привлечены Администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", Хабаровский край в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.
Решением от 28.10.2016 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация Верхнебуреинского муниципального района просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование указывает, что суд первой инстанции не дал оценку письму Минстроя Хабаровского края от 17.05.2016 N 02.1.18-3863; по мнению ответчика, Администрации Верхнебуреинского муниципального района по соглашению передана часть полномочий, касающаяся финансирования за счет передающей стороны, по смыслу соглашения часть полномочий, не переданных ответчику, осталась в ведении городского поселения; очистными сооружениями администрация района не распоряжалась, истцу этот объект передан Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" по договору оказания услуг, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" в этой связи ответчик считает, что обязательство по возмещению убытков вытекает из договорных отношений между ООО "Комресурс" и Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын".
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании представитель ООО "Комресурс" просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Верхнебуреинского муниципального района, Администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", Хабаровский край в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Заслушав представителя истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 31.12.2015 между Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района заключено соглашение о передаче Администрацией поселка Администрации района полномочий по организации водоотведения и водоснабжения в границах поселения на период с 01.01.2016 по 31.12.2016, с учетом дополнительного соглашения от 14.04.2016, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых в бюджет Верхнебуреинского муниципального района, а также о передаче полномочий по содержанию имущества, необходимого для исполнения переданных полномочий в сумме средств переданных на осуществление полномочий.
Названное условие предусмотрено пунктом 1 соглашения от 31.12.2015.
ООО "Комресурс" является ресурсоснабжающей организацией на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, что не оспаривается.
В целях оказания на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края услуг теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения 19.05.2014 по договору аренды N 125 муниципального имущества коммунальной инфраструктуры Администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" на основании распоряжения от 12.05.2014 N 54-рв по результатам открытого конкурса передала в аренду обществу "Комресурс" объекты муниципального имущества коммунальной инфраструктуры для организации тепло, водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын".
19.05.2016 между ООО "Комресурс" и Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" заключен договор аренды муниципального имущества N 161.
Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается, что 19.11.2013 за Хабаровским краем зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости: станция очистки воды площадки очистных сооружений (1 823,2 кв.м), проходная очистных сооружений (39,7 кв.м), резервуары 2000 м3 площадки очистных сооружений, сеть теплоснабжения площадки очистных сооружений от проходной до станции очистки (160,65 п.м), сеть водоснабжения площадки очистных сооружений от станции очистки до проходной (146,65 п.м), сеть электроснабжения 0,4 кВ площадки очистных сооружений (132 п.м), канализационная сеть площадки очистных сооружений (205,75 п.м), сеть водоснабжения площадки очистных сооружений (162,7 п.м), расположенные по адресу: Верхнебуреинский район, рп. Чегдомын, ул. Парковая, 2а.
Судом первой инстанции установлено, что названные выше объекты недвижимости в составе водоочистных сооружений обществу в аренду не переданы, предоставлены в фактическое пользование без договора.
Тарифы на 2016 год для ООО "Комресурс" установлены Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в постановлении от 09.12.2015 N 37/29 без учета расходов по содержанию водоочистных сооружений п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края.
Вместе с тем ООО "Комресурс" в период с 01.01.2016 по 01.07.2016 понесло расходы на содержание водоочистных сооружений на сумму 8 689 835,47 руб.
Истцом в суд первой инстанции представлено экспертное заключение о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на питьевую воду, водоотведение, подвоз воды для потребителей ООО "Комресурс" в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын" в Верхнебуреинском муниципальном районе на 2014-2015 годы, из которого следует, что так как отсутствует акт ввода в эксплуатацию станции водоочистки, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не включил расходы на содержание водоочистных сооружений в тариф ООО "Комресурс".
ООО "Комресурс" обратилось к Администрации Верхнебуреинского муниципального района с претензией от 11.07.2016 N 2746, которой потребовало компенсировать затраты, понесенные на содержание очистных сооружений.
Претензия ответчиком не удовлетворена, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Так, в илу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности на водоочистные сооружения зарегистрировано за Хабаровским краем.
По соглашению от 31.12.2015 полномочия по содержанию очистных сооружений переданы Администрации Верхнебуреинского муниципального района.
Доводы ответчика о том, что такие полномочия не передавались ему, опровергаются пунктом 1 соглашения от 31.12.2015.
Вместе с тем, фактически расходы на содержание очистных сооружений несет ООО "Комресурс".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены, в частности, полномочия организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Соответствующее соглашение от 31.12.2015 заключено между Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района.
В этой связи суд первой инстанции верно установил, что в спорный период организация водоснабжения и водоотведения в границах рп Чегдомын относилась к полномочиям Администрации района.
Поскольку очистные сооружения используются ООО "Комресурс" для организации в границах гп Чегдомын водоснабжения и водоотведения, а между Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" и Администрацией Верхнебуреинского муниципального района заключено соглашение о передаче от поселения к муниципальному району полномочий по организации водоснабжения и водоотведения и передаче полномочий по содержанию имущества, необходимого для исполнения переданных полномочий, в отсутствие документального оформленного права пользования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик должен нести расходы на содержание водоочистных сооружений.
Письмо Министерства строительства Хабаровского края от 17.05.2016 N 02.1.18-3863, на которое ссылается заявитель жалобы, имеется в материалах дела (т. 2 л.д.118-119), данное письмо не опровергает выводы суда о фактических обстоятельствах спора.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает письмо Администрации Верхнебуреинского муниципального района от 11.05.2016 N 1-11-1587, адресованное председателю правительства Хабаровского края, губернатору Хабаровского края, о предоставлении финансовой помощи в размере 5,0 млн. рублей из краевого бюджета для возмещения затрат от эксплуатации водоочистных сооружений в п.Чегдомын.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.15 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить.
В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Как видно из материалов дела, ООО "Комресурс" в качестве убытков за период с января по июль 2016 года заявлены расходы: на очистку воды (приобретение материалов (химических реагентов) в сумме 40 700 руб., на электроэнергию в сумме 613 900 руб., на оплату труда рабочих, персонал, ИТР (19 человек) в сумме 3593 600 руб., отчисления на социальные нужды 1 081 700 руб., текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств 93 300 руб., цеховые (отопление, канализация) в сумме 2 221 100 руб., эксплуатационные 1 045 300 руб., всего 8 689 835,47 руб.
Указанные расходы подтверждены обществом документально.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца о наличии указанных расходов, не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, как противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Дав повторную оценку материалам дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для ее удовлетворения. Нарушение судом норм материального или процессуального права не установлено.
Сама по себе иная оценка ответчиком соглашения от 31.12.2015 и писем, приобщенных в дело, основанием для отмены решения не является по смыслу статьи 270 АПК РФ.
Решение суда является правомерным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.10.2016 по делу N А73-10817/2016 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10817/2016
Истец: ООО "Комресурс"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", Министерство инвистиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края