Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф06-19070/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А12-37442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2016 года по делу N А12-37442/2016 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (400007, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 110, ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 16А, ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557), департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (далее - АО "ВМК "Красный Октябрь", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в неисполнении обязанности по организации водоотведения поверхностных сточных вод в водовыпуск "Банный" путем неопределения эксплуатирующей организации водовыпуска "Банный", обязании комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды в течение десяти рабочих дней с момента принятия судебного акта по настоящему делу провести обследование технического состояния водовыпуска "Банный", расположенного в Краснооктябрьском районе города Волгограда, и направить в департамент муниципального имущества обращение о его включении в реестр муниципального имущества Волгограда, обязании департамента муниципального имущества администрации Волгограда в течение десяти рабочих дней с момента получения обращения департамента городского хозяйства, благоустройства и окружающей среды администрации Волгограда о включении водовыпуска "Банный" в реестр муниципальной собственности Волгограда включить водовыпуск "Банный", расположенный на территории Краснооктябрьского района города Волгограда, в состав муниципальной собственности Волгограда как объект муниципальной имущественной казны с внесение соответствующих записей в реестр муниципального имущества Волгограда, обязании департамента муниципального имущества администрации Волгограда в течение десяти рабочих дней с момента включения водовыпуска "Банный" в реестр муниципальной собственности передать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области для государственной регистрации права муниципальной собственности Волгограда на водовыпуск "Банный", расположенный на территории Краснооктябрьского района города Волгограда, обязании администрации Волгограда в течение десяти рабочих дней с момента регистрации права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области определить в отношении водовыпуска "Банный" эксплуатирующую организацию и закрепить водовыпуск "Банный", расположенный на территории Краснооктябрьского района города Волгограда, на праве оперативного управления или хозяйственного ведения или ином праве, предусмотренном законом, обязании администрации Волгограда в течение пяти рабочих дней с момента закрепления водовыпуска "Банный" за эксплуатирующей организацией направить в адрес АО "ВМК "Красный Октябрь" реквизиты такой эксплуатирующей организации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "ВМК "Красный Октябрь" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что АО "ВМК "Красный Октябрь" является абонентом городской системы ливневой канализации Волгограда в пределах границ земельного участка, используемого в производственной деятельности.
Решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 07.10.2014 делу N 2-2738/2014 на АО "ВМК "Красный Октябрь" возложена обязанность прекратить сброс неочищенных тало-дождевых сточных вод в коллектор "Банный" до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Письмом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 18.09.2015 N 7949 обществу отказано в установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения ввиду выявления несоответствия расчета нормативов допустимых сбросов требованиям Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 N 333, а именно несоблюдения первичного требования 10 главы Методики, в части применения расчета нормативов допустимых сбросов, установленного договором водоотведения расхода, отводимых в систему водоотведения сточных вод (в связи с отсутствием договора водоотведения), определения величин Сндс выполнено с несоблюдением пункта 83 Методики и приложения 4 к Методике (в связи с отсутствием организации, осуществляющей водоотведение поверхностных сточных вод).
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в переписке с АО "ВМК "Красный Октябрь" сообщил об отказе в заключении договора на прием сточных вод в централизованную систему водоотведения ввиду того, что канализационный коллектор "Банный" является бесхозяйным имуществом, включен в состав муниципальной имущественной казны, однако, право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано, балансодержатель не определен.
Полагая, что администрацией Волгограда допущено незаконное бездействие, нарушающее прав и охраняемые законом интересы общества, АО "ВМК "Красный Октябрь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что работы по оформлению необходимой документации и передачи в управление коллектора "Банный" ведутся поэтапно, установленный муниципальными правовыми актами срок обследования технического состояния водовыпусков ливневой канализации (до 30.11.2017) не истек.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Волгограда от 12.01.2007 N 17 утвержден Перечень коллекторов большого диаметра и водовыпусков ливневой канализации на территории Волгограда, согласно которому в составе водовыпусков ливневой канализации на территории Краснооктябрьского района утвержден совмещенный выпуск производственных сточных вод на территории закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь".
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что вне зависимости от признания права собственности на объекты канализационного хозяйства и их технического обследования орган местного самоуправления обязан передать указанные бесхозяйные объекты в эксплуатацию и содержание соответствующим организациям.
Доказательств исполнения администрацией Волгограда требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что органом местного самоуправления в рассматриваемом случае допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в границах поселения в виде непринятия мер к определению эксплуатирующей организации водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, поскольку указанное бездействие нарушает права заявителя на публичное пользование объектом общественной инженерной инфраструктуры.
Решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления АО "ВМК "Красный Октябрь".
В силу положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает, что, решая вопрос о способе восстановления нарушенного права, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявитель не вправе требовать заключения договоров между третьими лицами и администрацией, обязания их передавать принадлежащее на праве собственности имущество в пользу третьих лиц, совершения определенных действий, которые могли бы способствовать реализации заявителем его уставных целей.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления прав АО "ВМК "Красный Октябрь" будет являться обязание администрации Волгограда определить эксплуатирующую организацию водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в порядке, установленном пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2016 года по делу N А12-37442/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным, нарушающим подпункт 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в границах поселения в виде непринятия мер к определению эксплуатирующей организации водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Обязать администрацию Волгограда в течение одного месяца со дня принятия постановления определить эксплуатирующую организацию водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в порядке, установленном пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-37442/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф06-19070/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
Ответчик: Администрация Волгограда, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Департмент городского хозяйства благоустройства и окружающей среды администрации Волгограда, КОМИТЕТ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА