Требование: о признании права собственности, о признании права федеральной собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А33-15218/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Белан Н.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.С.,
при участии представителей:
истца - Леухина В.Я. по доверенности от 09.06.2016 N 03-52/04-3Н/5408,
ответчика - Зоркиной И.В. по доверенности от 16.12.2016 N 70-55/110;
третьего лица - Лепешева Р.Э. по доверенности от 26.12.2016 N 06-03-24,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" октября 2016 года по делу N А33-15218/2016, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ИНН 2466222186, ОГРН 109246803479, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, далее - ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение в виде 2-х обособленных объектов - выправительных сооружений, расположенных на двух кадастровых кварталах на участке - перекаты "Ладейские" (протяженностью 4000 м, расположенное по адресу: г. Красноярск, 5-9 км р. Енисей ниже г.Красноярска) с кадастровыми номерами 24:50:0400418 и 25:50:0500428 соответственно; об обязании зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на гидротехническое сооружение в виде 2-х обособленных объектов - выправительных сооружений, расположенных на двух кадастровых кварталах на участке - перекаты "Ладейские" (протяженностью 4000 м, расположенное по адресу: г. Красноярск, 5-9 км р. Енисей ниже г. Красноярска) с кадастровыми номерами 24:50:0400418 и 25:50:0500428 соответственно, построенных на основании договора N 11/116-12 строительного подряда на выполнение работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. 1-й этап" от 02.07.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФБУ "Администрация "Енисейречтранс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в результате отказа ответчика в государственной регистрации права государственной собственности на имущество, не признавшего права собственности на вышеуказанное имущество и тем самым нарушившего права Российской Федерации на государственную регистрацию ее вещного права, а также в результате отказа в судебной защите, Российская Федерация практически лишена возможности защитить свои права на имущество, созданное в процессе реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377.
От ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобой, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы).
28.03.2011 утверждено положительное заключение государственной экспертизы в отношении проектной документации (включая смету и результаты инженерных изысканий) на реконструкцию судового хода на участке - перекаты "Ладейские" со строительством выправительных сооружений (5-9 км р. Енисей ниже г. Красноярска).
Согласно данному заключению, построенные в ходе реконструкции судового хода, выправительные сооружения относятся к продольным сооружениям, предназначенным для улучшения условий судоходства путем направления речного потока по судоходной трассе, устранения его растекания в боковые емкости русла и на пойму. С учетом положений СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения", выправительные сооружения, расположенные на участке - перекаты "Ладейские", представляют собой продольные дамбы и относятся к IV классу опасности согласно законодательству о безопасности гидротехнических сооружений.
30.03.2011 распоряжением Росморречфлота N СГ-64-р утверждена проектная документация на объект капитального строительства "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна" 1-й этап, в том числе реконструкции судового хода со строительством выправительных сооружений, расположенных на участке - перекаты "Ладейские".
Указанные выправительные сооружения находятся в черте г. Красноярска (5-9 км. по
лоцманской карте р. Енисей от Красноярской ГЭС до устья р. Ангара). Данные сооружения не являются оградительными, защитными, напорными и предназначены для стеснения руслового потока с целью поддержания судоходных габаритов. Их разрушение не приведет к аварийным последствиям, прекращению судоходства, затоплению территорий, потерям земель и т.д.
С целью реализации вышеназванной федеральной целевой программы ФБУ Енисейречтранс (в настоящее время - ФБУ "Администрация "Енисейречтранс") заключен договор от 02.07.2012 N 11/116-12 строительного подряда на выполнение работ по объекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. 1-й этап". Строительство выправительных сооружений на участке Ладейских и Шиверского перекатов осуществлялось согласно утвержденному Сводному сметному расчету на выполнение работ.
19.08.2013 составлен акт комиссией по приемке завершенного строительством объекта "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна". 1-й этап. Выправительные сооружения на участке Ладейских перекатов, 27.08.2013 акт утвержден заместителем руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта.
В соответствии с указанным актом, работы по строительству выправительных сооружений на участке - перекаты "Ладейские" выполнены в полном объеме согласно действующим государственным стандартам, строительным нормам и правилам, утвержденной проектно-сметной документации.
Согласно кадастровому паспорту от 19.05.2014 г. N 24/14-333730, гидротехническое
сооружение (протяженностью 4000 м, расположенное на участке - 5-9 км р. Енисей ниже г. Красноярска) на участке - перекаты "Ладейские" введено в эксплуатацию в 2013, имеет
кадастровый номер: 24:50:0000000:189334. Объект учета состоит из 2 обособленных контуров, обозначенных 1/2, 2/2, и расположен на двух кадастровых кварталах с кадастровыми номерами: 24:50:0400418, 25:50:0500428.
В соответствии с техническим заключением АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" N 870-15/5-ОР по результатам обследования построенных на р. Енисей выправительных сооружений установлено, что в акватории участка - перекаты "Ладейские" при реконструкции продольных сооружений выполнено строительство двух выправительных сооружений (верхнее по течению - вдоль о.Осердыш (4,6 - 6,7 км) и нижнее - вдоль косы Феофаниха (6,6 - 8,9 км). Отсыпанные продольные дамбы как сооружение существуют, в низовой части сооружение переходит в существующие выправительные сооружения. В соответствии со СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения", утвержденными Постановлением Госстроя России от 30.06.2003 N 137, данное сооружение относится к постоянным гидротехническим сооружениям IV класса опасности, создано для поддержания гарантированных габаритов судового хода на Ладейском перекате и обеспечивает регулирование руслового потока для поддержания судоходных габаритов.
Указанные выправительные сооружения расположены на участке водного пути р. Енисей, входящего в состав перечня внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденного Распоряжением правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р. При строительстве выправительных сооружений производятся дноуглубительные работы. Извлекаемые при дноуглублении грунты используются для строительства данных выправительных сооружений, а не помещаются в дополнительные места отвала.
30.06.2014 ТУ Росимущества в Красноярском крае обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение в виде 2-х выправительных сооружений (расположенных по адресу: г. Красноярск, 5-9 км. р.Енисей ниже г. Красноярска).
24.11.2014 управление Росреестра по Красноярскому краю отказало в государственной регистрации указанного объекта в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлено разрешение на строительство и разрешение на ввод данных объектов в эксплуатацию в установленных формах (утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.11.2005 N 968).
При таких обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, в качестве материально - правового по настоящему делу истцом заявлено требование о признании права собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение в виде 2-х обособленных объектов - выправительных сооружений протяженностью 4 000 м, с кадастровым номером 24:50:0000000:189334, расположенное на участке 5-9 км р.Енисей ниже г.Красноярска на участке- перекаты "Ладейские"; об обязании зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на гидротехническое сооружение в виде 2-х обособленных объектов - выправительных сооружений с кадастровыми номерами 24:50:0400418, 25:50:0500428.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что избрав неверный способ защиты нарушенного права, истец неправильно определил субъектный состав участников правоотношения.
В качестве ответчика по делу истец указал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю собственником спорного имущества не является, каких-либо прав на данное имущество не заявляет.
Доказательств нарушения или оспаривания прав на спорное имущество управлением истец не представил.
Управление, то есть лицо, у которого отсутствует зарегистрированное право собственности на спорный объект недвижимости и в чьем фактическом владении он не находится, является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Отличительной чертой искового производства является спор о праве, который ведется между сторонами. В силу статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Истец и ответчик это субъекты спорного материального правоотношения, имеющие материально-правовую заинтересованность. При этом ответчик - лицо, нарушившее право истца.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденному приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/146, Управление является территориальным органом Росреестра, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), осуществляемая Управлением государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Управление не имеет и не может иметь материальную заинтересованность в исходе дела, материальный интерес к объекту недвижимости или к совершаемой сделке, не нарушает и не оспаривает права истца на указанный выше объект недвижимости, не владеет указанным объектом недвижимого имущества, каких-либо действий, нарушающих права и интересы истца, не совершало.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец избрал неверный способ защиты нарушенного права, а также неправильно определил субъектный состав участников правоотношения.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может принять решение об обязании государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя только в случае признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя. При этом согласно главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие указанного решения возможно лишь при рассмотрении требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Отказ в государственной регистрации либо уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации в порядке пункта 5 статьи 2 Закона о регистрации, а также действия Управления по совершению регистрационных действий заявитель не обжаловал.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
По существу доводы, приведенные заявителем апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" октября 2016 года по делу N А33-15218/2016 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" октября 2016 года по делу N А33-15218/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15218/2016
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: Ляухин В.Я. представитель ТУ Росимущества в КК, ФБУ "Администрация "Енисейречтранс"