г. Москва |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А41-45376/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Богородские коммунальные система" - Никитина М.Н. (представителя по доверенности от 09.01.2017),
от администрации Ногинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2016 по делу N А41-45376/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Богородские коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным частично постановления администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - администрация) от 11.05.2016 N 1408, принятого в части пункта 2, а именно: определить общество с 01.01.2017 гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения на территориях муниципальных образований: "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", "Сельское поселение Мамонтовское Московской области", "Сельское поселение Степановское Ногинского муниципального района Московской области", "Сельское поселение Ямкинское Московской области", входящих в состав Ногинского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2016 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Ссылаясь на Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782"О схемах водоснабжения и водоотведения", постановление администрации от 11.02.2016 N 398 "Об утверждении Дорожной карты по созданию единой теплоснабжающей организации и гарантирующих организаций по водоснабжению, водоотведению и по переходу к единым тарифам на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые единой теплоснабжающей организацией и гарантирующими организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и водоотведение, на территории Ногинского муниципального района на 2016-2017 годы", Глава администрации вынес постановление от 11.05.2016 N 1408, пунктом 2 которого определил общество с 01.01.2017 гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения на территориях муниципальных образований: "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", "Сельское поселение Мамонтовское Московской области", "Сельское поселение Степановское Ногинского муниципального района Московской области", "Сельское поселение Ямкинское Московской области", входящих в состав Ногинского муниципального района.
Общества, считая данное постановление администрации от 11.05.2016 недействительным и нарушающим в части пункта 2 его права в сфере предпринимательской деятельности, 12.07.2016 оспорило его в судебном порядке в этой части.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на то, что пункт 2 постановления администрации от 11.05.2016 N 1408 возлагает на него дополнительные права и обязанности в отсутствие законных на то оснований. По доводам общества, оно не могло быть избрано в качестве гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения, так как не имеет канализационных сетей и очистных сооружений в населенных пунктах "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", "Сельское поселение Мамонтовское Московской области", "Сельское поселение Степановское Ногинского муниципального района", "Сельское поселение Ямкинское Московской области". В соответствии с распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 161-Р обществу утверждены тарифы на следующие населенные пункты: г.п. Ногинск, с.п. Буньковское, с.п. Степановское (г. Ногинск-5).
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 16 Закон об организации местного самоуправления).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующей организацией признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно положениям пунктов 2, 9, 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей. Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Таким образом, Законом о водоснабжении и водоотведении определены критерии, которые являются обязательными для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению: наличие в эксплуатации канализационных сетей и присоединение к данным сетям наибольшего количества абонентов. При установлении соответствия лица указанным критериям орган местного самоуправления вправе определить это лицо в качестве гарантирующей организации, что в свою очередь влечет возложение на него обязанностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении. При несоответствии лица данным критериям орган местного самоуправления не вправе определять его как гарантирующую организацию в силу прямого противоречия части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Как правильно установлено судом первой инстанцией, общество не имеет канализационных сетей и очистных сооружений на территориях муниципальных образований: "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", "Сельское поселение Мамонтовское Московской области", "Сельское поселение Степановское Ногинского муниципального района Московской области", "Сельское поселение Ямкинское Московской области", входящих в состав Ногинского муниципального района. В его хозяйственное ведение также не переданы канализационные сети, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о передачи в хозяйственное ведение предприятию канализационных сетей, эксплуатации заявителем канализационных сетей на территориях названных муниципальных образований, входящих в состав Ногинского муниципального района.
Администрацией не подтверждено, что общество вообще осуществляет холодное водоснабжение и эксплуатирует водопроводные сети на территориях указанных муниципальных образований.
Также администрация не доказала факт присоединение к сетям общества наибольшего количества абонентов на указанной территории.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Администрацией также не представлено доказательств того, что ею была проведена инвентаризация канализационных сетей, участвующих в водоотведении, и утверждена схема водоотведения, результаты которых способствовали бы объективному выбору гарантирующей организации и определению зоны ее деятельности исходя из фактических обстоятельств.
В силу указанного не представляется возможным признать общество соответствующим установленным Законом о водоснабжении и водоотведении критериям гарантирующей организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности пункта 2 оспариваемого постановления администрации.
Также суд правомерно принял во внимание, что принятие данного постановления администрации (пункта 2) в данном случае влечет за собой возложение на общество обязанностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении для гарантирующей организации, в том числе обязанность по заключению и исполнению договоров с лицами, объекты которых присоединены к канализационным сетям, но обществу не принадлежащим, что свидетельствует на нарушении пунктом 2 названного постановления администрации права и законные интересы общества.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции о признании пункта 2 данного постановления администрации недействительным является правильным.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2016 по делу N А41-45376/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45376/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф05-10553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "БОГОРОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Администрация Ногинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Ногинского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20506/17
28.09.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10553/17
25.05.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5999/17
13.01.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17671/16
28.10.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-45376/16