город Москва |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А40-159853/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Алексеевой Е.Б., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное Территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 октября 2016 года по делу N А40-159853/16,
принятое судьей Прижбиловым С.В.
по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ИНН 7204201389, ОГРН 1147232010530)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное Территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца не явился, извещен
от ответчика Горохова Е.В. по доверенности N 2 от 09.01.2017
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору в размере 1 387 464 рублей, неустойки в сумме 69 442,57 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать. Заявитель указал на то, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возложена на собственника такого имущества, а не на лицо, владеющего имуществом на каком-либо ограниченном праве. Также указывает на тот факт, что истцом в обоснование права на взыскание взносов представлен договор от 29.05.2015, ввиду чего задолженность за май 2015 года предъявлена незаконно.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется в связи со следующим.
При исследовании материалов дела установлено, что НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" является региональным оператором применительно к части 1 статьи 20 и иным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создан на основании пункта 3 части 167 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора" и осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области.
Ответчику на праве оперативного управления принадлежит ряд жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в городе Тюмени, а именно:
- в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Василия Гольцова, д.4 -квартиры N N 5, 8, 19, 24, 32, 33, 36, 40, 41, 48, 54, 55, 58, 59, 62, 63, 67, 72, И 55, 117, 127, 133, 139, 145;
- в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Василия Гольцова, д. 4, корп. 1 - квартиры N N 11, 29, 35, 41, 47, 52, 58, 73, 79, 85, 91;
- в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Прокопия Артамонова, д. 4-квартиры N N 1, 4, 5, 13, 28, 29, 38, 46, 49, 55, 59-61, 64, 69, 70, И 79, 80, 83, 91, 104, 106, 111, 114, 115, 119, 123, 127, 128, 131-133, 135, 136, 139-141. 143, 144, 147, 148, 150, 151, 155, 156, 159, 160, 163, 167, 168, 171, 172, 175 176. 180, 183, 184, 187, 191, 192, 195, 196, 199, 200, 207, 211, 221, 237, 241, 248, 252, 253, 256, 257, 261, 264, 265, 269, 272, 273, 276, 277, 280, 285, 288-290, 294, 301, 302, 304, 305, 308, 309, 312, 313, 316, 317, 321, 324, 325, 328, 329, 332. 336, 337, 341, 345, 356, 360, 372, 376, 377, 380, 381, 384, 385, 387-389, 392, 393, 396;
- в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Прокопия Артамонова, д. 6, корп. 1 - квартиры N N 151, 204, 212, 216, 218, 224, 240, 246, 251, 266.
Право оперативного управления на все вышеперечисленные жилые помещения зарегистрировано за Ответчиком в установленном порядке. Данные обстоятельства подтверждаются представленной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2016 N 72/001/256/2016-153.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
П. 3 ст. 158 ЖК РФ установлено, что обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из п. 1 ст. 169 ЖК РФ следует, что собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 статьи 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу положений которой установление минимального размера взноса на капитальный ремонт отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Способы формирования фонда капитального ремонта урегулированы положениями ст. 170 Жилищного кодекса РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-П "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта" в Тюменской области срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта составляет четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Собственники указанных помещений в многоквартирных домах способа формирования фонда капитального ремонта не выбрали. Следовательно, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, производится на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 той же статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 той же статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Администрацией города Тюмени было принято постановление от 21.04.2015 N 80-пк "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора", в соответствии с которым фонды капитального ремонта в отношении этих многоквартирных домов формируются на счете регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 7,50 рубля в месяц в расчете на один квадратный метр жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6.10 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором или уполномоченным им юридическим лицом, в сроки, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
С мая 2015 года собственникам помещений в многоквартирных домах Тюменской области, в том числе в многоквартирных домах, в состав которых входят принадлежащие Ответчику на праве оперативного управления жилые помещения, Открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" на основании заключенного с Истцом договора ежемесячно представляет платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт на счет истца, как регионального оператора.
Сумма ежемесячного взноса на капитальный ремонт в отношении всех перечисленных выше принадлежащих ответчику на праве оперативного управления жилых помещений составляет 106 728,00 рубля, из расчета: 14 230,40 кв.м. * 7,50 рубля = 106 728,00 рубля, где: 14 230,40 кв.м. - совокупная общая площадь всех перечисленных выше принадлежащих ответчику на праве оперативного управления жилых помещений; 7,50 рубля - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленный постановлением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт :5щего имущества в многоквартирном доме".
Как установлено материалами дела, оплата взносов на капитальный ремонт за период с мая 2015 по май 2016 года ответчиком не производилась, в связи с чем у него имеется задолженность в сумме 1 387 464,00 рубля, которая обоснованно взыскана судом первой инстанции.
Судом не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика только с июня 2015 года.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти "Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014.
Также суд отклоняет доводы жалобы о том, что ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Исходя из норм п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Поскольку в статьях 296, 298 ГК РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, в связи с чем, правомерен вывод суда, что поскольку учреждение осуществляет правомочия собственника имущества, оно и несет расходы на его содержание; в случае нахождения недвижимого имущества в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возлагается на юридическое лицо, которому на праве оперативного управления принадлежит недвижимое имущество.
В соответствии с п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки по день фактической оплаты. Пени составили 69 442,57 рубля. за период с 11.01.2016 - 06.07.2016.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2016 года по делу N А40-159853/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159853/2016
Истец: Фонд НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ " КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ", Фонд НО " капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области"
Ответчик: ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ